Сценарий занятия логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Звуки Т -Ть"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Целью занятия является развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В заанятие включены упражнения на развитие общих речевых и моторных навыков, а также специальные упражнения, направленные на формирование операций звукового анализа. Объем и структура занятия подразумевают его вариативность (представлены варианты заданий разного уровня сложности, педагог имеет возможность замены упражнений, уменьшения объема материала в зависимости от возможностей ребенка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_t-t.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуки Т – ТЬ
Цель: развитие фонематического восприятия, операций звукового анализа на материале согласных звуков
Задачи:
-закреплять четкое произношение звуков Т – ТЬ изолированно, в слогах, словах, чистоговорках
-познакомить с артикуляцией звуков
-различать твердое и мягкое звучание звуков
-формировать понятие «согласные звуки»
-формировать умение выделять звуки в ряду согласных, в слогах структуры ГС, СГ
-упражнять в запоминании и воспроизведении слоговых рядов с оппозиционными по твердости – мягкости согласными
-развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, операции мышления (анализ, умозаключение), пространственные представления «от себя» и на плоскости, общую и артикуляционную моторику, направленный речевой выдох.
-воспитывать интерес к совместным играм, доброжелательность
Оборудование: картинка с изображением тучи и провокационные картинки (мешок, душ); красный и синий домики (макеты, плоскостные изображения), зеркала, пальчиковые куклы Том и Тим, символы звуков Т-ТЬ (З.Е. Агранович, О.Р. Гофман), молоточки, мячики су-джоку, картинки: самокат, канат, кот, куст, кит.
Ход НОД:
1. Ритуал приветствия
Логопед предлагает детям подойти к окну и рассказать, какое сегодня утро
(раннее, весеннее, светлое, темное, пасмурное, солнечное). Дети здороваются с солнышком, небом, облаками:
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день!
2. Логопед загадывает детям загадку (с использованием опорной и провокационных картинок)
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой ...(тучи)
Логопед:
2.1 Смотрите, какую тучу принес ветерок! (Показывает тучу, сделанную из скомканной салфетки синего цвета). Педагог предлагает ребятам сделать такие же тучки и подуть на них:
-Дыхательная гимнастика «Улетай, туча»
3. Логопед:
-Пролетели наши тучки над красным и синим домиками. В этих домиках живут наши знакомые звуки. Давайте вспомним, какие звуки живут в красном домике («дружат» с красным цветом). Какой звук живет в синем домике?
*Дети называют знакомые гласные и согласный М с опорой на артикуляцию логопеда.
Логопед выделяет голосом первый звук в слове «туча»:
-Сегодня мы познакомимся со звуком Т. Звук Т твердый, как молоток. Язычок отталкивается от верхних зубов; губы раскрыты, зубы сближены. Посмотрите в свои зеркала и произнесите звук «Т». Давайте попробуем его потянуть. Тянется «ниточка»? Правильно, «ниточка» рвется! Это согласный звук. Он будет жить в синем домике.
4. Раздается стук и из домика появляется Том (пальчиковая кукла). Том здоровается с ребятами, говорит, что в его имени -Том первый звук Т.
4.1 Том рассказывает детям, что строит замечательный домик. Предлагает показать, как он это делает:
Артикуляционная гимнастика «Том строит дом»
Построил Том «Заборчик», сделал в нем калитку (широко открыть рот) и взялся за работу. Рубил топором вверх-вниз («Качели»). Пилил пилой вправо-влево («Часики»). Устал и сел на лавочку («Лопатка»). А затем застучал молоточком: Т-т-т
5. Логопед предлагает помочь Тому, постучать своими молоточками, если ребята услышат звук Т (звук его молоточка):
а)выделение звука в ряду других звуков
- согласные, далекие по артикуляционно-акустическим характеристикам
*оппозиционные согласные
б) выделение звука Т в ряду слогов структуры ГС, СГ
6. Физкультминутка«Тим и Том». Реципрокная организация движений.
Жили –были Тим и Том | Разнонаправленные движения рук вверх-вниз через стороны |
Строили отличный дом | Изображаем крышу над головой |
Молотком стучали так, | Разнонаправленные движения рук вверх-вниз |
Гвозди забивали так | Согнуть левую ногу в колене, дотронуться до колена правым локтем. Согнуть правую ногу в колене, дотронуться до колена левым локтем. |
Так пилой пилили, | Разнонаправленные движения согнутых в локтях рук вперед-назад |
Домик мастерили. | Изображаем крышу над головой |
7. Логопед:
-А вот и Тим!
Появляется помощник Тома, Тим. Показывает маленький молоточек. Говорит, что его молоточек стучит вот так: ТЬ-ТЬ-ТЬ. Дети произносят мягкий вариант звука.
7.1 Игра «Кто стучит, Том или Тим?
Том стучит большим молоточком: Т-Т-Т
Тим стучит маленьким молоточком: ТЬ-ТЬ-ТЬ.
* игра проводится с опорой на символы звуков (З.Е. Агранович, О.Р. Гофман)
7.2 Логопед:
Дружно работают Тим и Том, да песенки распевают.
Игра «Повтори песенку»:
та-тя *(та – та – тя)
ти-ты (ти – ты – ты)
то-тё (то – то – тё)
те-тэ (тэ - те – тэ)
ту-тю (тю – ту – ту)
Игра может проводиться без опоры на артикуляцию, с опорой на артикуляцию и движения куколок.
8. Устали ручки у Тима и Тома, надо их размять:
Упражнение для рук «Наши ручки» с мячиками су-джоку:
Это ручка правая, это ручка левая | Дети поднимают правую руку с мячом вверх. Перекладывают мяч в левую руку. Поднимают левую руку с мячом вверх. |
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю | Крепко сжимают мяч поочередно правой и левой рукой |
Будет сильной правая | Катают мяч правой рукой по столу в разных направлениях (по инструкции) |
Будет сильной левая | Катают мяч левой рукой по столу в разных направлениях (по инструкции) |
Будут ручки у меня ловкие, умелые |
9. Тим и Том «находят» за своим домиком «чудесный мешочек»:
-Что в нем лежит?
Дети достают из чудесного мешочка картинки, четко произносят название изображения: самокат, канат, кот, куст, кит.
9.1 Игра «Доскажи словечко»
Опираясь на рифму чистоговорки, дети догадываются, к кому она обращена:
Ат-ат-ат – у Анюты? … (самокат)
Ат–ат- ат – а у Кости есть…(канат)
От-от-от – у кого веселый?… (кот)
Уст-уст-уст – у кого зеленый?…(куст)
Ит-ит-ит – у кого огромный?…(кит)
Заканчивают чистоговорку, добавляя «свое» слово, затем повторяют от начала до конца: от-от-от – у меня веселый кот!..
10. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня познакомились?
Что надо сделать, чтобы их произнести? Какие это звуки? С каким цветом «дружат»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план использования оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на 2012-2013 учебный год.
Использование оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста...
НОД учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста "Путешетвие в зоопарк"
Конспект НОД иллюстрирует использование образовательной игровой и информационно-коммуникативной технологий в решении запланированных задач коррекционно-развивающего процесса. Цель НОД: Дифференциация ...
Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства. Часть 2. Соавтор учитель-логопед Попова М.Б.
Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства.Часть 2: лексико-...
Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства. Часть 3. Соавтор учитель-логопед Попова М.Б.
Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства.Часть 3: развитие...
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».
Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа.Задачи:Коррекционно-образовательные:- научить детей различать звуки [Б – Б’] по акуст...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звук и буква И». «Овощи»
Конспект НОД сдетьми старшего дошкольного возраста по теме: "Звук и буква И. Овощи." с использованием здоровье сберегающих и игровых технологий, ИКТ.Участники: дошкольники 6-7 летКоличество ...
Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп на тему: «Применение игрового пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
Предложенный материал может быть использован логопедами,педагогами при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте....