Постановка звука [ш]. Причины нарушения
консультация по логопедии
Причины неправильного произношения звуков?
Самой распространенной ошибкой взрослых при общении с ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.
Так как ребенок не слышит от Вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, Ваша речь должна быть четкой и разборчивой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_sh.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подрастая, дети все больше пополняют словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить ребенка правильно произносить звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?
Причины неправильного произношения звуков?
Самой распространенной ошибкой взрослых при общении с ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.
Так как ребенок не слышит от Вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, Ваша речь должна быть четкой и разборчивой.
Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата:
- Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
- Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
- Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
- Отклонения в строении зубов или челюсти.
- Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.
Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.
Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?
Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.
Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.
Поэтому выполняем нескольким простых упражнений:
- Расслабим язычок. Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
- Подъем кончика языка вверх. Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
- Выдуваем воздух через середину языка. Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
- Сдуваем вату с носа. Ребенок приоткрывает рот, язык укладывает в форме «чашечки»: широкий язык положить на нижнюю губу, края языка загнуть наверх. Следите, чтобы язык оставался широким. На нос помещаем кусочек ваты, ребенок должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
- «Чашечка». Широкий язычок положить на нижнюю губу, кончик и боковые края языка поднять, оставляя язык широким. Следите, чтобы кончик языка оставался так же широким. Язычок оторвать от нижних резцов. Держать под счет до 5.
- «Спрячь чашечку». «Чашечку» спрятать за верхние зубки, рот прикрыть, губы тянем вперед и дуем на «чашечку»- получается звук [ш].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».
Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещен...
Консультация "Особенности постановки звуков при нарушении строения челюсти и зубного ряда".
В консультации рассказывается о нарушениях строения челюсти и зубного ряда. Расскрываются особенности постановки звуков при нарушениях челюсти и зубного ряда....
Нарушение звукопроизношения. Методика постановки звуков разных языковых групп. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках
Артикуляционные профили звуков и их анализ - пройдя по ссылке, вы увидете гораздо больше интересного и полезного материалакаппацизмысигматизмыротоцизмыламбдацизмыПосановка звуков Артик...
Постановка Звука [л]. Причины нарушений
Существует всего 3 причины, по которым ребенок не может научиться сразу правильно произносить «Л». Среди них:в процессе разговора «Л» не воспринимается ребенком фонематически;а...
Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения.
Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения....
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*.
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*....