Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».
консультация по логопедии по теме
Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещены вопросы речевого развития детей дошкольного возраста и подготовки органов артикуляции к постановке звуков. По ходу мероприятия родители становятся активными учстниками семинара-практикума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум для родителей | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».
Цели: 1. Дать сведения о речевых нарушениях у детей дошкольного возраста.
2. Познакомить с комплексами артикуляционной гимнастики для постановки звуков; объяснить необходимость их выполнения; дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
3. Привлечь родителей к коррекционной работе МДОУ по исправлению речевых нарушений.
Оборудование: жетоны четырех цветов по 10 штук; характеристики состояния речи детей по возрастным группам (Приложение 1); комплексы артикуляционных упражнений (Приложение 2), зеркала.
План мероприятия
I. Оргмомент.
Приветствие родителей. Распределение родителей на 4 группы по жетонам.
II. Выступление логопеда.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Задачи родителей:
- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
- проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.
Родители часто не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетради появляются ошибки. Ребенок неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
III. Характеристика состояния речи.
Команды родителей по очереди зачитывают характеристики состояния речи по возрастным группам:
1-я команда: 2-я младшая группа;
2-я команда: средняя группа;
3-я команда: старшая группа;
4-я команда: подготовительная к школе группа.
IV. Практикум по проведению артикуляционной гимнастики.
- Сегодня мы поговорим о влиянии артикуляционной гимнастики на формирование правильного звукопроизношения. Чтобы избежать недостатков звукопроизношения стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Вы спросите, зачем нужно этим заниматься? Гимнастика для рук и ног – дело нам привычное и знакомое, а вот зачем язык тренировать, если он и так «без костей» - неясно.
Язык- главная мышца органов речи и для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. С ее помощью вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.
Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому они объединены в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определенных движений и положению губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
Поначалу артикуляционную гимнастику надо проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». С ребенком нужно заниматься ежедневно по 5-10 минут. Во время занятия нужно быть терпеливыми, спокойными, обязательно хвалить ребенка.
С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к их проведению невелик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции (первый комплекс).
Практикум по некоторым упражнениям (выборочно) из первого комплекса проводит первая команда.
В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. Здесь тоже используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются (первый и второй комплексы).
Практикум по некоторым упражнениям (выборочно) из второго комплекса проводит вторая команда.
В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью движений; за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляции с одного положения на другое (первый, третий, четвертый и пятый комплексы).
Практикум по некоторым упражнениям (выборочно) из третьего и четвертого комплекса проводит третья команда.
В подготовительной к школе группе берут упражнения на дифференциацию различных звуков с учетом последовательности развития у детей артикуляционного аппарата (все комплексы).
Практикум по некоторым упражнениям из пятого комплекса проводить четвертая команда.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Приложение 1
Краткая характеристика состояния речи детей
Вторая младшая группа
Словарь. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря как активного, так и пассивного. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250-300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800 слов. Наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед»- велосипед, «атабиль»- автомобиль); перестановки в слове слогов («замукальные»- музыкальные), перестановки в слове звуков («певрый» - первый); пропуски в слове звуков («босой мальчик»- большой мальчик). Иногда дети, чтобы избежать стечения согласных звуков вводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают («корабель»- корабль).
Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов, чаще из 3-4. Фраза постепенно удлиняется и усложняется. В этом возрасте можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: порядок слов в предложении не всегда правилен («я хочу нет»- я не хочу), иногда искажается род имен существительных («один колес»), даются неправильные падежные окончания («у меня много подругов»).
Звукопроизношение: Для произношения звуков детьми второй младшей группы характерны некоторые искажения:
1. Согласные произносятся смягченно («лёзецка»- ложечка).
2. Свистящие звуки [с], [з], [ц]:
- произносятся недостаточно четко;
- пропускаются («абака»- собака, «амок»- замок);
- [с] заменяется [ф] («фабака»- собака), [з]-[в] («вамок» замок), [ц]-[ф] («фыпленок»-цыпленок);
- [с] заменяется [т] («табака»- собака), [з]-[д] («дамок» - замок),[ ц]-[т] («тветок»- цветок).
3. Шипящие звуки [ш], [ж], [щ],[ч]:
- произносятся недостаточно четко;
- пропускаются («апка»- шапка);
- [ш] заменяется [с] или [ф] («сапка», «фапка»- шапка), [ж]-[з] или [ф] («зук», «вук»- жук), [ч]-[ц] или [ть] («оцки», «отьки» - очки), [щ]-[сь] или [ть] («сётка», «тётка»- щётка).
4. Звуки [р] и [л]:
- пропускаются («ампа»- лампа, «ука»- рука);
- заменяются звуком [ль] («лямпа»- лампа, «люка»- рука);
- заменяются звуком [й] («ямпа»-лампа, «юкка»-рука).
Средняя группа
Словарь. К четырем годам активный словарь достигает 1900-2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии («скобланул»- царапнул). Воспитатель в это время приучает детей активно пользоваться запасом имеющихся у него слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
Грамматический строй: У детей четырех лет фразы удлиняются и усложняются. Речь становится более связной и последовательной. Воспитатель приучает детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо знакомые сказки, рассказы, употреблять правильные грамматические формы при изменении слов.
Звукопроизношение. У детей средней группы уже более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а в связи с этим улучшается и звукопроизношение:
1. Исчезает смягченное произношение звуков.
2. Многие звуки произносятся более правильно и четко.
3. Исчезает замена свистящих и шипящих звуков звуками [т] и [д].
4. Исчезает замена шипящих звуков свистящими.
5. Шипящие звуки могут произноситься еще недостаточно чисто.
6. Не у всех детей имеются звуки [р] и [л].
Старшая группа
Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения.
Грамматический строй. У детей 5-6 лет увеличивается не только словарь, но и фраза. Дети употребляют слова в различных грамматических формах, выражают свои мысли в основном простыми, нераспространенными предложениями.
Звукопроизношение. В этом возрасте ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков:
1. Шипящие не всегда произносятся четко.
2. [р] заменяется [л] или [й].
3. [л] заменяется [ль].
4. Характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.
Обычно в возрасте 5-6 лет дети уже правильно произносят свистящие [с, з, ц], шипящие [ш, ж, щ, ч], звонкие [в, б, г, д] и глухие [ф, п, к, т], но в речи могут их еще смешивать, т.е. вместо одного звука употребляют другой («У Маши сарф»).
Подготовительная к школе группа
Словарь. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой запас слов 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими. Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.
Грамматический строй. К шести годам дети достигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки, они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов».
Звукопроизношение. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т.е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух. Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким произношением, к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков, к страдающим сложной дислалией, к детям с задержкой общего развития речи.
Приложение 2
Описание комплексов коррекционно-развивающих упражнений для артикуляционного аппарата:
Комплекс упражнений для выработки основных движений органов артикуляционного аппарата:
- Упражнения для развития двигательной функции нижней челюсти:
- открывание и закрывание рта (с прищёлкиванием зубами);
- удержание рта открытым (под счёт);
- Упражнения для выработки движений губ:
- оскал зубов, вытягивание губ хоботом (поочередно); Для вытягивания губ хоботком используют причмокивание. Вводится палец или леденец, затем выдёргивается. При наличии достаточно плотного охвата губами и всасывающих движений щёк возникает щёлкающий звук. Уменьшением размера леденца создаётся большее напряжение мышц губ. Подобные упражнения повторяются многократно;
- удержание губами трубочек различного диаметра (логопед пытается выдернуть трубочку, а ребёнок удерживает её). Для выработки этого движения применяют надавливание пальцами уголков губ;
- вытягивание сомкнутых губ – возвращение в нормальное положение;
- вытягивание губ – растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;
- вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу);
- втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к губам;
- прикусывание нижней губы верхними зубами;
- втягивание нижней губы под верхнюю;
- вращательные движения губ, вытянутых хоботком;
- Упражнения, направленные на развитие подвижности языка.
- движения вперёд – назад. Если язык напряжён, выдвигается комом, рекомендуется слегка похлопать его шпателем.
- лёгкое покусывание высунутого языка, при этом нужно следить за тем, чтобы язык выдвигался по средней линии;
- движение вправо – влево, кончик языка должен дотянутся до уголков рта;
- поднимание языка за верхние зубы. Это движение вырабатывают постепенно. Причмокивание губ комбинируется с выдвижением языка вперёд, таким образом можно получить прищёлкивание языком. Затем язык продвигается между губами (межгубное положение), ребёнок при-чмокивает им. Губы при помощи логопеда отодвигаются (межзубное положение языка), производится прищёлкивание спинки языка о края верхних зубов. Когда подобное движение будет достигнуто, логопед, ставя шпатель горизонтально на ребро под язык, отодвигает приподнятый кверху кончик языка вглубь рта. Так вырабатывается прищёлкивание языка у альвеол верхних зубов.
Второй комплекс (для свистящих звуков [с], [с`], [з], [з`], [ц]):
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка; движения губ, нижней челюсти и наличие холодной воздушной струи. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
«Загнать мяч в ворота».
Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания: Следить, чтобы не надувались щёки; загонять шарик на одном выдохе.
«Наказать непослушный язычок».
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти.
Методические указания: Нижнюю губу не стоит подворачивать и натя-гивать на нижние зубы; края языка должны касаться уголков рта. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
«Сделать язык широким».
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.
Методические указания: Во избежание напряжения не растягивать губы в сильную улыбку.
«Кто дальше загонит мяч?»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и , как бы произнося длительно звук (ф), сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
«Почистим зубы».
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Третий комплекс (для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]).
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого неба, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; теплая воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
«Наказать непослушный язычок» (см. во втором комплексе).
«Сделать язык широким» (см. во втором комплексе).
«Приклей конфетку».
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу, за верхними зубами.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. Рот открывать не шире чем на 1,5- 2 см. Выполнять упражнение в медленном темпе.
«Грибок».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).
Методические указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно.
«Вкусное варенье».
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык должен быть широким. Если упражнение не получается вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок».
«Фокус».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбаться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Четвертый комплекс. (для звуков [л], [л`] ).
Для произношения этих звуков необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:
«Наказать непослушный язычок» (см. во втором комплексе);
«Вкусное варенье» (см. в третьем комплексе);
«Пароход гудит».
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрывать рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
«Индюк».
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не открывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится [бл-бл].
Методические указания. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком делать вперед-назад, а не из стороны в сторону.
«Качели».
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звуков [л] и [л`] с гласными.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык.
«Лошадка».
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
Методические указания. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Работает только язык.
«Беззвучно пощелкать кончиком языка».
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука [л].
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические рекомендации. Работает только язык. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
Пятый комплекс (для звуков [р], [р`] ).
Для произнесения звука [р] необходима сложная работа всех мышц языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
«Чьи зубы чище?»
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь. Работает только язык.
«Маляр».
Цель. Отрабатывать движения языка вверх, его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёр-дое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности зубов, но не высовывался изо рта.
«Загнать мяч в ворота». (см. во втором комплексе).
«Лошадка». (см. в четвёртом комплексе).
«Вкусное варенье» (см. в третьем комплексе).
«Индюк». (см. в четвёртом комплексе).
«Барабанщик».
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произносится звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постоянно убыстрять темп.
Методические указания: Рот открыть, губы в улыбке, работает только язык. Следить, чтобы звук [д] носил характер чёткого удара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»
В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»...
Семинар-практикум для педагогов "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит ус...
Семинар- практикум в ДОУ "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники"
Семинар позволяет обобщить, распространить опыт работы ДОУ по применению приёмов мнемотехники, дать практические рекомендации молодым педагогам по развитию речи у дошкольников....
Семинар-практикум «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»
Цель семинара - практикума: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Система...
Семинар - практикум «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Методы и приемы формирования связной речи у дошкольников...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возмо...