Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка
статья по логопедии (подготовительная группа)

Жаркова Елена Вячеславовна

 Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.

Обследование артикуляционного аппарата.

Особенности строения, функции.

Упражнения.

Губы.

Исследование двигательной функции губ.

Осмотр строения.

 Губы могут быть мясистые, толстые, малоподвижные, тонкие, шрамы, наличие послеоперационных рубцов, без патологии. Подвижность губ достаточна, ограничена. Переключаемость движений –недостаточна, достаточна.

Фиксируется выполнение: правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; наличие саливации, тремора, гиперкинезов; активность участия левой и правой  сторон губ; смыкание губ с одной
стороны; движение не удается.

Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

  1. выполнить упражнения  «улыбка», «трубочка», удержать заданные позы.
  2.   чередование «улыбки» и «трубочки».
  3. Выполнить упражнения  «заборчик», «бублик», удержать заданные позы.
  4. чередование «заборчик» и «бублик».
  5. многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

Челюсть.

Исследование двигательной функции челюсти.

Осмотр строения челюсти:  нижняя выдвинута вперед , верхняя выдвинута вперед.

Фиксируется: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие саливации , содружественных движений, тремора; движение не удается.

 

Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

  1. широко раскрыть рот, и закрыть рот.
  2. движение нижней челюстью вправо.
  3. движение нижней челюстью влево.
  4. движение нижней челюстью вперед.
  5.  круговое движение нижней челюстью.

Зубы.

Исследование строения.

Осмотр строения зубов: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы нижние, верхние.

Фиксируется: сформирован зубной ряд, не сформирован, формируется.

 

 

 Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

  1. растянуть губы в улыбке, показать зубы.
  2.  выполнить упражнение «заборчик».
  3. широко раскрыть рот, показать зубы.
  4. выполнить сжимание и разжимание зубов. 

 

Прикус.

Исследование строения.

 

Осмотр состояния прикуса: прогнатия, прогения,  открытый боковой, открытый передний, перекрестный.

 

Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

  1. выполнить упражнение «заборчик».
  2. выполнить сжимание и разжимание зубов. 
  3. прикусить нижнюю губу передними верхними зубами.
  4. прикусить передними зубами карандаш.
  5. Прикусить верхнюю губу передними нижними зубами.

 

 

Язык.

Исследование двигательных функций языка.

Осмотр языка: толстый, короткий, маленький или большой, может иметь укороченную уздечку

массивный, короткий, широкий, узкий, длинный. Корень языка – гипертрофия , норма. Кончик языка – истонченный, широкий. Уздечка языка – норма, спайка с тканями подъязычной области короткая. Позиция в полости рта – правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта.

Фиксируется подвижность языка достаточная, недостаточная,  содружественные движения; язык движется неуклюже, медленно, всей массой, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается.

 Переключаемость движений – достаточная, недостаточная;

Тонус мышц языка – норма, понижен, повышен. Наличие девиации, гиперсаливации, тремора.

Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

  1. Выполнить упражнение «блинчик», удержать.
  2. выполнить  упражнение «Парус»,  удержать.
  3. выполнить упражнение  «Лошадка»
  4. выполнить упражнение «вкусное варенье»
  5. выполнить упражнение «непослушный язычок»
  6. дотянуться кончиком языка до носа или подбородка
  7. дотянуться до мочки левого или  правого уха,
  8.  удерживать кончик языка поднятым вверх,
  9. двигать язык влево и вправо в быстром и в медленном темпе,
  10.  переводить кончик языка поочередно из левого угла рта в правый угол, касаясь губ
  11. выполнить упражнение «иголочка»
  12. выполнить упражнение «орешки (футбол)»
  13. закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу
  14. движение языком вперед-назад

 

Твердое небо. Исследование строения.

 

Осмотр твердого неба: высокое, плоское,  узкое,  широкое, готическое, низкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель.

 

Упражнения :

  1. широко раскрыть рот.

Мягкое небо. Исследование строения.

 

Осмотр мягкого неба: укороченное, раздвоенное, неоперированная расщелина,  отсутствие маленького языка.

Фиксируется: сформированное мягкое небо – короткое, длинное, малоподвижное, подвижное. Выполнение правильное; наличие содружественных движений, объем движений ограничен, малой подвижности небной занавески, гиперкинезов, саливации; движение не удается.

 

Упражнения:

  1. широко раскрыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается)
  2. провести шпателем по мягкому небу , вызывая рвотный рефлекс.
  3. высунуть язык между зубов, надуть щеки и сильно подуть.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_obs_art_ap.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

          Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка. 

Обследование артикуляционного аппарата.

Особенности строения, функции.

Упражнения.

Губы.

Исследование двигательной функции губ.

Осмотр строения.

 Губы могут быть мясистые, толстые, малоподвижные, тонкие, шрамы, наличие послеоперационных рубцов, без патологии. Подвижность губ достаточна, ограничена. Переключаемость движений –недостаточна, достаточна.

Фиксируется выполнение: правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; наличие саливации, тремора, гиперкинезов; активность участия левой и правой  сторон губ; смыкание губ с одной
стороны; движение не удается.

Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

  1. выполнить упражнения  «улыбка», «трубочка», удержать заданные позы.
  2.   чередование «улыбки» и «трубочки».
  3. Выполнить упражнения  «заборчик», «бублик», удержать заданные позы.
  4. чередование «заборчик» и «бублик».
  5. многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

Челюсть.

Исследование двигательной функции челюсти.

Осмотр строения челюсти:  нижняя выдвинута вперед , верхняя выдвинута вперед.

Фиксируется: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие саливации , содружественных движений, тремора; движение не удается.

Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

  1. широко раскрыть рот, и закрыть рот.
  2. движение нижней челюстью вправо.
  3. движение нижней челюстью влево.
  4. движение нижней челюстью вперед.
  5.  круговое движение нижней челюстью.

Зубы.

Исследование строения.

Осмотр строения зубов: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы нижние, верхние.

Фиксируется: сформирован зубной ряд, не сформирован, формируется.

 Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

  1. растянуть губы в улыбке, показать зубы.
  2.  выполнить упражнение «заборчик».
  3. широко раскрыть рот, показать зубы.
  4. выполнить сжимание и разжимание зубов. 

Прикус.

Исследование строения.

Осмотр состояния прикуса: прогнатия, прогения,  открытый боковой, открытый передний, перекрестный.

Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

  1. выполнить упражнение «заборчик».
  2. выполнить сжимание и разжимание зубов. 
  3. прикусить нижнюю губу передними верхними зубами.
  4. прикусить передними зубами карандаш.
  5. Прикусить верхнюю губу передними нижними зубами.

Язык.

Исследование двигательных функций языка.

Осмотр языка: толстый, короткий, маленький или большой, может иметь укороченную уздечку

массивный, короткий, широкий, узкий, длинный. Корень языка – гипертрофия , норма. Кончик языка – истонченный, широкий. Уздечка языка – норма, спайка с тканями подъязычной области короткая. Позиция в полости рта – правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта.

Фиксируется подвижность языка достаточная, недостаточная,  содружественные движения; язык движется неуклюже, медленно, всей массой, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается.

 Переключаемость движений – достаточная, недостаточная;

Тонус мышц языка – норма, понижен, повышен. Наличие девиации, гиперсаливации, тремора.

Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:

  1. Выполнить упражнение «блинчик», удержать.
  2. выполнить  упражнение «Парус»,  удержать.
  3. выполнить упражнение  «Лошадка»
  4. выполнить упражнение «вкусное варенье»
  5. выполнить упражнение «непослушный язычок»
  6. дотянуться кончиком языка до носа или подбородка
  7. дотянуться до мочки левого или  правого уха,
  8.  удерживать кончик языка поднятым вверх,
  9. двигать язык влево и вправо в быстром и в медленном темпе,
  10.  переводить кончик языка поочередно из левого угла рта в правый угол, касаясь губ
  11. выполнить упражнение «иголочка»
  12. выполнить упражнение «орешки (футбол)»
  13. закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу
  14. движение языком вперед-назад

Твердое небо. Исследование строения.

Осмотр твердого неба: высокое, плоское,  узкое,  широкое, готическое, низкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель.

Упражнения :

  1. широко раскрыть рот.

Мягкое небо. Исследование строения.

Осмотр мягкого неба: укороченное, раздвоенное, неоперированная расщелина,  отсутствие маленького языка.

Фиксируется: сформированное мягкое небо – короткое, длинное, малоподвижное, подвижное. Выполнение правильное; наличие содружественных движений, объем движений ограничен, малой подвижности небной занавески, гиперкинезов, саливации; движение не удается.

Упражнения:

  1. широко раскрыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается)
  2. провести шпателем по мягкому небу , вызывая рвотный рефлекс.
  3. высунуть язык между зубов, надуть щеки и сильно подуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.

Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния...

схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, откры...

Памятка "ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА"

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.Обследование мотор...

Обследование артикуляционного аппарата. План логопедического массажа при дизартрии.

В статье рассматривается план обследования артикуляционного аппарата. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата, а так же двигательной функции (моторики) артикуляционного аппарат...

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением  дидактического материала....

Обследование артикуляционного аппарата

Цель: выявить особенности объёма и качество движений губ....