Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка
статья по логопедии (подготовительная группа)
Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.
Обследование артикуляционного аппарата. | Особенности строения, функции. | Упражнения. |
Губы. Исследование двигательной функции губ. | Осмотр строения. Губы могут быть мясистые, толстые, малоподвижные, тонкие, шрамы, наличие послеоперационных рубцов, без патологии. Подвижность губ достаточна, ограничена. Переключаемость движений –недостаточна, достаточна. Фиксируется выполнение: правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; наличие саливации, тремора, гиперкинезов; активность участия левой и правой сторон губ; смыкание губ с одной | Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:
|
Челюсть. Исследование двигательной функции челюсти. | Осмотр строения челюсти: нижняя выдвинута вперед , верхняя выдвинута вперед. Фиксируется: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие саливации , содружественных движений, тремора; движение не удается.
| Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:
|
Зубы. Исследование строения. | Осмотр строения зубов: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы нижние, верхние. Фиксируется: сформирован зубной ряд, не сформирован, формируется.
| Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:
|
Прикус. Исследование строения.
| Осмотр состояния прикуса: прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный.
| Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:
|
Язык. Исследование двигательных функций языка. | Осмотр языка: толстый, короткий, маленький или большой, может иметь укороченную уздечку массивный, короткий, широкий, узкий, длинный. Корень языка – гипертрофия , норма. Кончик языка – истонченный, широкий. Уздечка языка – норма, спайка с тканями подъязычной области короткая. Позиция в полости рта – правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта. Фиксируется подвижность языка достаточная, недостаточная, содружественные движения; язык движется неуклюже, медленно, всей массой, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается. Переключаемость движений – достаточная, недостаточная; Тонус мышц языка – норма, понижен, повышен. Наличие девиации, гиперсаливации, тремора. | Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:
|
Твердое небо. Исследование строения.
| Осмотр твердого неба: высокое, плоское, узкое, широкое, готическое, низкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель. |
Упражнения :
|
Мягкое небо. Исследование строения.
| Осмотр мягкого неба: укороченное, раздвоенное, неоперированная расщелина, отсутствие маленького языка. Фиксируется: сформированное мягкое небо – короткое, длинное, малоподвижное, подвижное. Выполнение правильное; наличие содружественных движений, объем движений ограничен, малой подвижности небной занавески, гиперкинезов, саливации; движение не удается.
| Упражнения:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_obs_art_ap.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.
Обследование артикуляционного аппарата. | Особенности строения, функции. | Упражнения. |
Губы. Исследование двигательной функции губ. | Осмотр строения. Губы могут быть мясистые, толстые, малоподвижные, тонкие, шрамы, наличие послеоперационных рубцов, без патологии. Подвижность губ достаточна, ограничена. Переключаемость движений –недостаточна, достаточна. Фиксируется выполнение: правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц; наличие саливации, тремора, гиперкинезов; активность участия левой и правой сторон губ; смыкание губ с одной | Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:
|
Челюсть. Исследование двигательной функции челюсти. | Осмотр строения челюсти: нижняя выдвинута вперед , верхняя выдвинута вперед. Фиксируется: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие саливации , содружественных движений, тремора; движение не удается. | Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:
|
Зубы. Исследование строения. | Осмотр строения зубов: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы нижние, верхние. Фиксируется: сформирован зубной ряд, не сформирован, формируется. | Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:
|
Прикус. Исследование строения. | Осмотр состояния прикуса: прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный. | Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:
|
Язык. Исследование двигательных функций языка. | Осмотр языка: толстый, короткий, маленький или большой, может иметь укороченную уздечку массивный, короткий, широкий, узкий, длинный. Корень языка – гипертрофия , норма. Кончик языка – истонченный, широкий. Уздечка языка – норма, спайка с тканями подъязычной области короткая. Позиция в полости рта – правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта. Фиксируется подвижность языка достаточная, недостаточная, содружественные движения; язык движется неуклюже, медленно, всей массой, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается. Переключаемость движений – достаточная, недостаточная; Тонус мышц языка – норма, понижен, повышен. Наличие девиации, гиперсаливации, тремора. | Упражнения выполнять через словесное указание или по подражанию:
|
Твердое небо. Исследование строения. | Осмотр твердого неба: высокое, плоское, узкое, широкое, готическое, низкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель. | Упражнения :
|
Мягкое небо. Исследование строения. | Осмотр мягкого неба: укороченное, раздвоенное, неоперированная расщелина, отсутствие маленького языка. Фиксируется: сформированное мягкое небо – короткое, длинное, малоподвижное, подвижное. Выполнение правильное; наличие содружественных движений, объем движений ограничен, малой подвижности небной занавески, гиперкинезов, саливации; движение не удается. | Упражнения:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.
Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния...
схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.
1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, откры...
Памятка "ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА"
Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.Обследование мотор...
Обследование артикуляционного аппарата. План логопедического массажа при дизартрии.
В статье рассматривается план обследования артикуляционного аппарата. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата, а так же двигательной функции (моторики) артикуляционного аппарат...
Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.
Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....
Обследование артикуляционного аппарата
Цель: выявить особенности объёма и качество движений губ....