схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание №1
«Составьте схему обследования артикуляционного аппарата ребенка. Включите в схему обследование его строения и функций. Какие упражнения можно предложить ребенку?»
Обследование артикуляционного аппарата.
Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.
1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.
Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.
Обследуемая область | Состояние | Примечание |
Губы | толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма | |
Зубы | редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма | |
Прикус | открытый передний, открытый боковой, норма | |
Строение челюсти | прогения, прогнатия, норма | |
Язык | толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма | |
Подъязычная уздечка | короткая, натянутая, приращенная, норма | |
7. Маленький язычок: | отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону | |
8. Небо | высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма |
ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.
2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.
Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения
Прием | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу. | а) сомкнуть губы; б) округлить губы как при произношении звука «О» — удержать позу; в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу; г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их); д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу; е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы; ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы; ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю; з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п | Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается |
2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции | а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть; б) сделать движение нижней челюстью вправо; в) сделать движение влево; г) сделать движение нижней челюстью вперед | Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается |
3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции | а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5; б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5; в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; г) высунуть язык «лопатой», «жалом»; д) оттопырить правую, затем левую щеку языком; е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам; ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу; ж) движения языком вперед-назад | Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается |
4. Исследование двигательной функции мягкого неба | а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс); в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи | Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается |
5. Исследование продолжительности и силы выдоха | а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.); б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п. | Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого) |
ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.
3. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.
Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
Содержание задания | Примечания | Характер выполнения |
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот | Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой | |
2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу | ||
3. положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот | ||
4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку | ||
Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его | ||
Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется) А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА |
ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность
Задание №2
«Составьте анкету опроса родителей о динамике развития моторных функций ребенка. Проанализируйте после беседы с родителями полученные сведения в плане их значения для развития речи данного ребенка.»
Диагностический материал для обследования
уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Проводится в два этапа по следующим направлениям:
1. Статистическое развитие мелкой моторики.
2. Динамическое развитие мелкой моторики.
Методика эксперимента 1 этапа.
Выполнение статистических упражнений.
Инструкция к проведению обследования: педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно.
Оценка результатов деятельности:
Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.
Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.
Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.
Упражнение | Инструкция | Результат |
1.«Кольцо» Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка. | соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10 | |
2. «Коза» Выполняется 2 – 3 раза. | вытянуть вперёд указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счёт до 10). | |
3. «Три богатыря» - Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии. | поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8). | |
4. «Заяц» Выполняется 3 – 4 раза. | - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10). | |
5. «Солдатики» -
| удержать все вытянутые пальцы руки напряжёнными (под счёт до 10). | |
6. «Вилка» - | вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 10). |
Методика эксперимента 2 этапа:
Выполнение динамических упражнений.
Обследование проводится по 5 пунктам:
1. Работа с бумагой.
2. Тактильные ощущения.
3. Сила тонуса.
4. Координация движений.
5. Обследование щепоти.
Оценка результатов деятельности:
Если ребёнок выполнил задание, то ставится «+», что соответствует 1 баллу.
Если ребёнок не выполнил задание, то ставится «-», что соответствует 0 баллов.
Далее выводится общее количество баллов, набранное ребёнком на этом этапе обследования.
Упражнение | Инструкция | Результат |
Упражнение 1. Вырезание ножницами. Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка. | Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии. | |
Упражнение 2.Обрывание листа бумаги. Цель: исследовать согласованность действий обеих рук. | Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии. | |
Тактильные ощущения. Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д. | Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы. | |
Упражнение 1.Узнавание качества предметов. | Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый. | |
Сила тонуса. Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей рук. Упражнение 1. Сжатие двумя руками рук взрослого. | Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога. | |
Упражнение 2 .Сжатие руки взрослого одной рукой. | Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая | |
Координация движений. Упражнение 1. Вдевание нитки в иголку. Упражнение . | Педагог предлагает ребёнку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком. | |
2. Упражнение «Ладонь, ребро, кулак». | Ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…». Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза. | |
Упражнение 3 .Упражнение «Коза – заяц». | Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребёнок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза | |
Обследование щепоти. Упражнение 1.Захват карандаша. положение щепоти. Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой | Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное | |
Выполнение графических упражнений. Упражнение 1. «Обведение по контуру, по точкам, по клеточкам». Цель: улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развитие зрительно-моторной координации; задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук | Обведение картинок | |
Упражнение 2. « Штрихование». Цель: способствует подготовке руки к письму; учатся контролировать себя, выполнять задание в очерченном пространстве, вырабатывать глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движения. | Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. |
Обработка результатов обследования:
Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий).
В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики:
Высокий уровень (20 и более баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.
Средний уровень (15-17 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.
Ниже среднего уровень (11-14 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.
Низкий уровень (не больше 10 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.
Анкета для родителей (законных представителей) по развитию мелкой моторики
Ваш пол ___Ваш возраст ___Образование ___
Возраст Вашего ребенка ___Пол Вашего ребенка ___
- Знаете ли вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
2. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
а) детском саду; б) ТВ; в) в интернете; г) подсказывает своя интуиция;
д) свой вариант (напишите)______________
3. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие способы используете в своей практике? (перечислите)____________________________________________________
4. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего ребенка? (нужное подчеркните)
- шнуровки;
- вкладыши;
- кубики (пластмассовые или деревянные);
- мелкий конструктор;
- дидактические игры;
- мозаики;
- пазлы, разрезные картинки;
- пирамидки;
-дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и
прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками,
кнопками, «липучками»);
- специальная детская литература с пальчиковыми играми.
5. Доступно ли ребенку в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
6. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
7.. Разрешаете ли Вы ребенку играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
8. Какие развивающие игры предпочитаете покупать ребенку Вы? (перечислите). _______________________________________________________________________
9. Укажите ведущую руку Вашего ребенка (нужное подчеркните)
а) правая; б) левая; в) обе; г) затрудняюсь ответить.
10. В каком возрасте нужно начинать развивать моторику руки?
а) в младенчестве; б) 3-4 лет; в) 7 лет; г) свой вариант_________________________
11. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
- Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
а) родительское собрание; б) мастер – класс; в) индивидуальная беседа; г) консультации в родительском уголке; д) никакая, информации хватает вполне.
- Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
а) да; б) не знаю; в) нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-199770-1702223074.jpg)
Обследование артикуляционного аппарата
Цель: изучить особенности обследования различных мышц и групп артикуляционного аппарата.План:*значение полного обследования;*обследование жевательно – артикуляционных мышц и мимико – артик...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/26/picture-1130683-1553608840.jpg)
Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка
Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка.Обследование артикуляционного аппарата.Особенности строения, функции.Упражнения.Губы.Исследование двигательной функции губ.Осмотр строения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/23/picture-1266617-1624430120.jpg)
Памятка "ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА"
Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.Обследование мотор...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-1334115-1621343514.jpg)
Обследование артикуляционного аппарата. План логопедического массажа при дизартрии.
В статье рассматривается план обследования артикуляционного аппарата. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата, а так же двигательной функции (моторики) артикуляционного аппарат...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-1254019-1663532428.jpg)
Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.
Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....