Консультация для педагогов "Обследование артикуляционного аппарата"
консультация по логопедии

Яровая Олеся Игоревна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_artikulyatsionnogo_apparata.docx197.32 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование артикуляционного аппарата

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции. 

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры. 

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

 

Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма) 

Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма) Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма) 

Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма) 

Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма) 

Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма) 

Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону 

Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма) 

ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями. 

Обследование моторики артикуляционного аппарата

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения 

1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу 

а) сомкнуть губы; 

б) округлить губы как при произношении звука «О» - удержать позу; 

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу; 

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их); 

д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу; 

е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы; 

ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы; 

ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю; 

з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п 

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается 

2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции 

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть; 

б) сделать движение нижней челюстью вправо; 

в) сделать движение влево; 

г) сделать движение нижней челюстью вперед 

Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается 

3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции 

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5; 

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5; 

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; 

г) высунуть язык «лопатой», «жалом»; 

д) оттопырить правую, затем левую щеку языком; 

е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам; 

ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу; 

ж) движения языком вперед-назад 

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается 

4. Исследование двигательной функции мягкого неба 

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); 

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс); 

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается 

5. Исследование продолжительности и силы выдоха 

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.); 

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п. 

Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого) 

ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются. 

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений 

1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот 

Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой 

2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу 

3. положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот 

4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку 

5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его 

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется) А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА 

ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; 

Обследование мимической мускулатуры 

1.Исследование объема и качества движений мышц лба 

а) нахмурить брови; 

б) поднять брови; 

в) наморщить лоб 

Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается 

2. Исследование объема и качества движений глаз 

а) легко сомкнуть веки; 

б) плотно сомкнуть веки; 

в) закрыть правый глаз, затем левый; 

г) подмигнуть 

Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения 

3.Исследование объема и качества движений мышц щек 

а) надуть левую щеку; 

б) надуть правую щеку; 

в) надуть обе щеки одновременно 

Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека 

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз Выразить мимикой лица: 

а) удивление; 

б) радость; 

в) испуг; 

г) грусть; 

д) сердитое лицо 

Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая 

5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции 

а) свист; 

б) поцелуй; 

в) улыбка; 

г) оскал; 

д) плевок; 

е) цоканье 

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается 

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся в начале по показу, а затем по словесной инструкции. 

ВЫВОДЫ: поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует, отмечается поражение черепно-мозговых нервов.

Мелкая моторика рук: 
• сжать и разжать пальцы в кулак (5—7 раз под счет); 
• кончиком большого пальца поочередно касаться со всеми пальцами левой и правой руки; 
• указательный и средний пальцы бегают по столу; 
• вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой рук; 
• поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы; 
• собрать пирамидку, мозаику, спички, горошины. 
При выполнении движений отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда), невыполнение, наличие леворукости. 

Кулак ребро ладонь.

Материал для обследования звукопроизношения

1. Повторить или назвать по картинкам слова, выделяя заданный звук:

с самосвал, санки, автобус, усы, страус;

с' сенокос, сети, Вася, лось, апельсин;

з завод, коза, звезда;

з'  газета, зима, земляника;

ц цапля, солнце, палец, огурец;

ш шапка, мышка, душ, мешок, шишка, чашка;

ж жук, лужа, ножи, ножницы, жираф, жёлуди;

л — лось, клумба, стол, пила, лодка, дятел, белка, лук;

л'  лента, колесо, уголь, пальто, лимон, люстра;

р радуга, труба, забор, ручей, роща, ракета;

р' река, абрикос, дверь, брюки, ремонт, верёвка, фонарь.

2.Повторить или назвать по картинкам слова сложной структуры:

Медведь, верблюд, трамвай, сахарница, проспект, велосипедист, ласточка, жаворонок, хворост, мотоциклист, аквариум, демонстрация, холодильник, перекрёсток, телевизор, регулировщик, градусник, артиллерист, милиционер, термометр, зажигалка, тренировка.

Материал для обследования фонематического слуха и навыков звукового анализа

1. Повторить на слух слоговые ряды:

са-за-са са-за-ца да-та-та

са-ца-са га-ка-ха ба-ба-па

зи-жа-жу ша-жа-са ка-та-ка

ша-жа-ша са-жа ша ча-чу-чи

ла-ра-ла ро-ро-ло ап-оп-уп

па-та-за ги-ми-би ум-ам-ом

2.Подобрать картинки, в названиях которых есть тот или иной звук: в, л, с, н,, п, ч и др.

http://www.studfiles.ru/html/2706/542/html_lwUYGJDuP0.1yEh/htmlconvd-KAFqgX_html_m1a3a780a.png

3. Определить, есть ли в словах заданный звук (к, п, д, з, в и др.).

Часы, собака, мяч, утюг, санки, книга, чайник, арбуз, самолёт, конфета, цыплёнок, картошка, стол, платье, телевизор.

Лыжи, кубики, ёж, петух, юбка, груша, портфель, львёнок, молоток, тарелка, карандаш, скамейка, волк, клюшка, сковорода.

Стакан, огурец, печенье, хоккеист, клубника, воротничок.

4. Придумать слово со звуком: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, к, г, х.

с-ц(синица), ч-щ(часовщик),ц-ч(учительница),

ч-ш(чашка),л-р(рояль).

12.Назвать общий звук в словах:

каша, шар, мышь

зонт, коза, узел

ключ, часы, печь

дверь, рюкзак, море...

Материал для обследования словарного запаса

1.Понимание обобщений. Назови одним словом:

Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол...

Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сковородка...

Яблоко, вишня, груша, слива, персик, абрикос, банан...

Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки...

Огурец, капуста, морковь, баклажан, лук, картофель, кабачок...

Ручка, альбом, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, ластик...

Берёза, клён, дуб, ель, сосна, ива, тополь, осина, липа...

Смородина, ежевика, малина, клубника, крыжовник...

4.Употребление антонимов.

веселый — ...

здоровый — ...

горький — ...

горячий — ...

узкий — ...

чистый — ...

острый — ...

мокрый — ...

молодой — ...

большой — ...

толстый — ...

высокий — ...

длинный — ...

сильный — ...

прямой — ...

открытый — ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Артикуляционная гимнастика, как тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата»

Уважаемые родители ни  для кого не секрет что, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кине...

« Артикуляционная гимнастика, как тренировка подвижности органов артикуляционного аппарата»

Уважаемые родители ни  для кого не секрет что, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кине...

Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.

Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния...

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...

Конспект индивидуального занятия с ребенком подготовительной группы "подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов к постановке звука «с»"

Конспект  индивидуального занятия  с ребенком подготовительной к школе  группы подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов к постановке звука «с&ra...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Мастер - класс «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».

Мастер - класс для педагогов по теме: «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».Цель: Познакомить пе...