конспект занятия "звуки р-рь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Дифференциация звуков р-рь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дифференциация звуков р-рь | 14.66 КБ |
konspekt_individ.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Звук Р
Цель: постановка звука Р
Задачи:
1. Укреплять мышцы языка, выработать движение языка вверх;
2. Растягивать подъязычную уздечку;
3. Фиксировать это положение;
4. Выработать плавную, длительную воздушную струю;
5. Развивать фонематическое восприятие
Оборудование: зеркало, ватные палочки, влажные салфетки, предметные картинки, камни марблс, конструктор лего
Ход занятия:
Организационный момент
Послушай загадку и найди отгадку среди трех картинок (перед ребенком три картинки: рак, змея, жук).
Кто в речном песке живет,
ходит задом наперед (рак)
Покажи картинку-отгадку.
Выложи из камней букву, с которой начинается слово "РАК". Возьми столько кирпичиков лего, сколько звуков в слове рак.
Основная часть
Сегодня мы продолжаем работу над звуком Р и попытаемся завести наш моторчик. Чтобы подготовить наш язычок к работе, необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика: "Чистим верхние зубки", "Вкусное варенье", "Маляр", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик", "загнать мяч в ворота", "Дракончик".
Уточнение артикуляции звука Р:
- губки свободны
- зубки сближены
- кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует
- посередине языка идет теплая воздушная струя
- горлышко работает
А сейчас попробуем завести наш моторчик. Произносим быстро длинный ряд ДДДДДДД, а логопед в это время ватной палочкой, подложенной поз язычок, проводит колебательные движения из стороны в сторону.
Пальчиковая гимнастика "Замок"
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог? (Руки в замке)
Потянули, (Пальцы тянем, не разжимая)
Покрутили, (Вращаем руки, пальцы не разжимая)
Постучали (Стучим основанием ладоней)
И – открыли! (Руки разжимаются)
Развитие фонематического восприятия
Хлопни в ладоши, если услышишь звук Р: А, У, С, Р, Т, Р, Р, Ф, Р
Топни ногой, когда услышишь звук Р в слогах: РА, МА, УР, СА, ИР, РУ, РЫ
Подними руку, когда услышишь звук р в словах: РАК, МАК, КОРОНА, СЫР, ХЛЕБ
Выбери картинки, в названии которых есть звук Р ( робот, стол, ракета, ворона, корабль, сыр, повар, шкаф, шапка)
Итог занятия: Молодец, ты справился со всеми заданиями.
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Кирсановская средняя общеобразовательная школа
детский сад "Алёнушка"
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по теме дифференциация звуков р-рь
Подготовила и провела учитель-логопед
Козлова Светлана Олеговна
Тема "Дифференциация звуков Р -Рь"
Форма занятия: индивидуальная
Группа: подготовительная
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная
Цель: учить различать звуки [Р], [Рь] на слух.
Задачи:
- Продолжать дифференцировать звуки Р и Рь в слогах, словах, предложениях
- Упражнять в умении осуществлять звуко - слоговой анализ.
- Учить образовывать и употреблять относительные прилагательные.
- Расширить активный словарь
- Учить согласовывать числительные с существительными
- Развивать память, внимание, мышление
Планируемые результаты: хорошо различает звуки р-рь, определяет место звука в словах, образовывает относительные прилагательные, правильно согласовывает числительные с существительными, правильно отбирает лишний предмет
Материалы и оборудование: старичок звуковичок, картинка с изображением тигра и тигренка, картинки с изображениями: ракета, рыба, ворона, барабан, корова, тёрка, повар, мухомор, веер, курицы, редис, букварь, черешня, огурец, перец, фонарь, пазлы со звуками р- рь.
Содержание непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент
Здравствуй, Вероника. Как твои дела, настроение?
- Вспомним наше правило.
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
Основная часть
Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не угрожающие, а просящее о помощи. Старичок поторопился на эти звуки. Совсем близко он услышал: «Р-р-р...», а потом: «Рь-рь-рь...» Кто это? Он увидел огромную яму-ловушку. Оттуда и раздавались звуки. Заглянул туда Старичок Звуковичок — и как ты думаешь, кого он увидел? Тигров: маму и маленького тигренка. Тигрица рычала: «Р-р-р...», а тигренок: «Рь-рь-рь...» Увидев Звуковичка, они очень обрадовались. Он срубил стоящее рядом дерево, которое упало в яму, и семейство тигров выбралось на свободу. Тигрица подошла, лизнула Старичку Звуковичку руку и ласково зарычала: «Р-р-р...», а тигренок радостно скакал и рычал: «Рь-рь-рь...»
1. Сравнительная характеристика звуков [р] и [р'].
Скажи пожалуйста, чем звук [p] в рычании тигрицы отличается от звука [р'] в рычании тигренка? Звук [р] — твердый, а звук [р'] — мягкий. Чем они похожи? Эти звуки согласные звонкие
2. Игра «Собери слово».
Добавь слог: -ра или -ря: ды..., мо.., за.., поте.., го.., по..;
-ры или -ри: ков.., фона.., снеги.., суха.., помидо.., забо...
3. Игра «Подарки».
Помоги Старичку Звуковичку выбрать подарки тигрице и тигренку. Помни, что тигрица любит подарки, в названии которых есть твердый звук [р], а тигренок — в названии которых есть мягкий звук [р']. Слова или картинки с изображениями: ворона, рыба, корова, веер, мухомор, редис, черешня, огурец, перец, фонарь, рябина
4. Игра "Посчитай от 1 до 5"
А теперь давай посчитаем подарки тигрицы и тигренка. ( один пряник, два пряника, три пряника, четыре пряника, пять пряников)
Слова: ворона, огурец.
5. Исправь старичка Звуковичка.
Варенье из абрикоса называется смородиновое (абрикосовое)
Сок из граната называется черешневый (гранатовый)
Салат из огурцов называется помидорный (огуречный)
Компот из черешни называется вишневый (черешневый)
Сок из груш называется смородиновый (грушевый)
Со из винограда называется черешневый (виноградный)
5. Игра "Четвертый лишний".
Из предложенных 4 картинок, выбери пожалуйста, один лишний.
Картинки: рыба, река, рак, радуга; ведро, кровать, мак, торт; повар, корова, помидор, самовар
Пальчиковая игра "Что разрисовали красками"
Наши дети краски взяли,
Сжимаем пальчики в кулачки
Всё красками разрисовали.
Марина - рябину,
В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным, мизинчиком
Сережа - березу,
Андрюша - арбуз,
А Роза - розу.
Помоги звуковичкам попасть домой, выложи их путь с помощью камней
6. Повторение чистоговорок с четкой артикуляцией звуков [р] и [p']:
ра — ра — ра — Рае спать пора;
ри — ри — ри — горят фонари;
ро — ро — ро — на полу стоит ведро;
ре — ре — ре — встали рано на заре;
ры — ры — ры — летают комары;
рю — рю — рю — репу я варю.
7. Сложи пазл, назови предметы по порядку, подскажи словечко
8. Анализ слогов РИ, РЫ выкладываем схему слогов (звук рь - мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета, звук и гласный, фишкой красного цвета )
Итог занятия:
Пора нам прощаться со старичком звуковичком и с тигрицей и с тигренком.. Им очень понравилось с тобой играть, но напоследок просят напомнить им , какие звуки мы повторяли? Как расположен язычок, зубы, губы когда мы его произносим? Какие слова ты запомнила с этими звуками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....