ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: Особенности развития словообразовательных умений у детей дошкольного возраста в норме
статья по логопедии

Бровко Инна Николаевна

ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: Особенности развития словообразовательных умений у детей дошкольного возраста в норме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_na_temu.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ:

Особенности развития словообразовательных умений у детей         дошкольного возраста в норме

АВТОР: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БРОВКО И.Н, ГБДОУ Детский сад № 42.

Воспитание речевой культуры тесно связано с овладением языковыми средствами в любой речевой ситуации, умением пользоваться богатством российского языка, правильно и выразительно выражать свои мысли. От того, как ребенок владеет этими формами речевой деятельности, зависит его внутренняя культура, моральные убеждения и эстетические идеалы. Одной из неотъемлемых частей речевого развития являются словообразовательные умения.

Словообразование – это образование производных слов с помощью имеющихся в языке средств (словообразовательных морфем) и способов (суффиксации, префиксации, и словосложения) .

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем .  

Исследования, посвященные проблеме словообразования и словотворчества в дошкольном возрасте, рассматривают обучение словообразованию как развивающее, обеспечивающее формирование собственно языковых лексико-грамматических и фонетических обобщений, а не как нацеливание на коррекцию ошибок.

Пристальный интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже Х1Х-ХХ веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее ярко раскрывающиеся ещё в дошкольном возрасте.

Барлас Л.Г., анализируя детские образования по аналогии, объяснял их тем, что ребёнок в состоянии «открыть» для себя основной принцип всех флективных языков и перенести его на разнообразные случаи. Исследователи в большинстве случаев отмечали спонтанность характера детского словотворчества и словообразования, обусловленную пониманием используемых грамматических элементов (В. Штерн, С. Эрвин-Трипп и др.). При этом учёные практически единодушно признавали аналогию основным механизмом таких детских образований (Ф. де Соссюр, В. Штерн, В.А. Богородицкий, И.А. Бодуэн де Куртене, К.И. Чуковский и др.).

По мнению Винокура Г.О., центральным моментом, определяющим становление словообразования в детской речи, является процесс обобщения связей предметного мира и языковых явлений, и формирования имплицитных правил употребления грамматических форм. Вычленение морфем как значащих элементов языка, происходит не сразу, а на определённом этапе развития языковой и предметной деятельности .

Словообразование, наряду с процессами словоизменения, называется основной пружиной развития речи», стимулирующей овладение языком «как реальной, предметной действительностью и вместе с тем той реальной практикой, в ходе которой происходит это овладение.

     При нормальном речевом развитии ребёнка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении.

Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.

Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина, Т.В. Тумановой, Р.И. Лалаевой и др.

Формирование грамматического строя речи, в том числе словообразования, осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка.

Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словообразованием в онтогенезе позволяет структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границах и этапах детского словообразования.

 В наиболее ранних исследованиях учёные констатировали факты усвоения словообразования уже детьми 3-летнего возраста .

На этом этапе в детской речи встречается ещё много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения. По данным Чиркина Г. В., уже в этот промежуток в самостоятельной речи ребёнка появляются первые существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами .

Около пяти лет отмечаются первые случаи сложного словообразования. В промежуток с пяти до шести лет ребёнок совершенствуется в суффиксальном, префиксальном и смешанном способах словообразования, постигая вариативность морфем в разных частях речи. Результатом являются как не совпадающие с взрослым языком, так и нормативные слова. При этом они чаще образуются смешанным или сложным способами.

 Дошкольники же шести лет свободно выполняют упражнения на словообразование. Они изменяют основу слова для образования слов различных категорий (существительных, глаголов, прилагательных). Например: красный, краснеть, краснота; плавать, пловец, плавучий.

Также важно отметить из каких элементов состоит словообразование.

Все слова нашего языка можно разделить на слова с непроизводными основами (от которых образуются другие слова) и слова с производными основами. Под основанием принято понимать часть слова без окончания. Непроизводные основы имеют в своем составе только корень, производные — еще и хотя бы один словообразовательный аффикс (префикс, суффикс, постфикс).

Приставки, корни суффиксы, окончания (флексии) и постфикси называются значимыми частями слова, или морфемами. Префикс (от лат.Prae — впереди и fixus — прикрепленный) — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов или новых форм (цвет...). Корень — это общая часть родственных слов. Суффикс (от лат suffixus — прикрепленный) — значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов или новых форм. Окончание — это изменяемая морфема, которая стоит после суффикса после корня (в непроизводных основах) и служит для связи слов между собой; нулевое окончание обозначается 0. Постфикс (от лат: postfixus — прикрепленный после) — значимая часть, что стоит после окончания и служит для образования новых слов или новых форм (графическое обозначение такое же, как и суффикса).

Процесс создания новых слов в языке имеет название словообразования. Новые слова образуются на базе уже существующих. Слово, которое служит базой для образования другого, называется образующим. Например, для существительного правдивость образующим словом является прилагательное истинный, а истинный — существительное правда; для прилагательного елочный образующим словом является существительное елка, а елка — существительное ель. Образующей основой есть и часть обазующего слова, которая входит в состав нового (производного) слова (при этом флексия во внимание не берется). Образующей основой может быть и целое образующее слово.

Так, в приведенных примерах образующие слова и образующие основы совпадают: посмотреть — смотреть, рисовать — чертить, подраздел — раздел, хористка — хорист — хор, чрезвычайно — конечно. Ряд однокоренных слов, расположенных в последовательности их создания, называется словообразовательным гнездом. Например: черный — чернеть — почернеть — почернение.

Кроме того, для более глубокого изучения вопроса необходимо обратиться к ФГОС. Федеральный государственный стандарт образования - это документ, составленный уполномоченным органом РФ, в котором отображаются требования к процессу практической реализации учебной деятельности. В частности, в нем указаны требования, нормы и рекомендации по составлению программ учебных заведений.

В разделе документа ФГОС, где указаны основные требования к содержанию учебных программ, также обозначены основные критерии развития речи детей дошкольного возраста. Так же данные критерии выступают и основными ориентирами развития ребенка.

Критерии речевого развития:

  • первичное владение речью как средством общения
  • наличие активного словаря
  • наличие элементов связной речи, элементов диалогической речи
  • наличие звуковой культуры речи
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности.

Таким образом, к школьному возрасту ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект занятия по теме: Особенности развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста

особенности развития музыкального слуха детей дошкольног возраста...

Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по теме: «Особенности развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»...

Статья на тему: "Особенности развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста"

Творческие способности являются одним из компонентов общей культуры личности. Они способствуют развитию личности ребенка в целом!...

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ.

В соответствии с пониманием термина «словообразование» его определяют по разному: как путь пополнения словарного состава языка, как основно...

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных группах детского сада для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития...