Игры-забавы в картинках для автоматизации звуков у детей с дизартрией
статья по логопедии (старшая группа)

У детей, имеющих дизартрию, часто отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, замкнутость, негативизм и др.), нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.Большую помощь логопеду в преодолении этих трудностей могут оказать игровые приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx111.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игры – забавы в картинках для автоматизации звуков у детей с дизартрией

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

У детей, имеющих дизартрию, часто отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, замкнутость, негативизм и др.), нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.

Большую помощь логопеду в преодолении этих трудностей могут оказать игровые приемы.

Нами они максимально используются на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном, постановки звука, его автоматизации, дифференциации поставленного звука со сходными (по акустическим и артикуляционным признакам) звуками.

 Подобные задания предложены рядом авторов (М.Ф. Фомичева, Л.Н. Ефименкова, В.И. Селиверстов, З.А. Репина, Н.Н. Иночкина)  и широко применяются логопедами. Мы дополняем их своими вариантами.

Логопедические игры предполагают следующие компоненты:

1. Максимальное насыщение речевого упражнения изучаемым звуком.

2. Обеспечение доминантного характера данного звука.

3. Разнообразие речевых технологий (игры, упражнения, потешки, чистоговорки и т.д.)

4. Занимательно – игровой характер упражнений, повышающий мотивацию детей.

Итак, игры - забавы для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Эти игры многофункциональны, их легко изготовить.

1. «Звуковые домики».

Цель: автоматизация изолированного звука [с].

Описание: на игровом поле изображены звуковой домик, улыбающийся мальчик, мороженое.

Ребенок, используя картинки - символы, быстро запоминает правильную артикуляцию автоматизируемого звука.

Например: Звук [с] – песенка водички.

Язычок горочкой за нижними зубами (ступеньками).

Песенка водички веселая, губки в улыбке. Воздух холодный (как мороженое) по середине язычка.

2. «Звуковые дорожки».

        

Цель: Закрепление изолированного звука, выработка длительного произношения звука [с], [з], [ш], [ж], [р], отработка плавной, длительной воздушной струи.

Ход: На игровое поле выкладывается символ звука. Логопед дает образец выполнения задания. Фишка движется только при правильном произношении заданного звука.

3. «Где мы слышим песенку водички?» 

Цель: Автоматизация изолированного звука, развитие фонематического слуха, связной речи, грамматического строя речи.

Описание: На игровом поле изображены: речка, озеро, лейка, колодец и т.д.

Ход: Ребенок называет, где он может услышать песенку водички.

Например: Песенку водички можно услышать, когда идет дождь: с – с – с.

Или «Я слышу песенку водички, когда поливаю цветы: с – с – с»

4. «+С».

Цель: Автоматизация изолированного звука [с], закрепление звука в обратных слогах и словах, развитие фонематического слуха, связной речи.

Описание: На игровом поле изображены: квас, который час, палас, ананас, марс, дед Тарас, гусей пас, баркас, контрабас, окрас, Карабас – Барабас. Играют два или более ребенка.

Ход: Ребенок называет слово, если слово произнесено верно, оно закрывается фишкой. Кто из играющих больше закроет слов, тот победитель.

       5. «+ Са».

Цель: Автоматизация слога [са] в словах, чистоговорках.

Описание: На игровом поле изображены коса, роса, принцесса, две горы - два леса, крыса, колбаса, ждем автобуса.

Ход: 1. «Доскажи словечко»

Логопед начинает говорить слово: «ли»

Ребенок договаривает «са».

2. Ребенок называет слова, четко проговаривает слог «са», если слово произнесено верно, оно закрывается фишкой.

3. Игровое задание – придумать чистоговорку.

Например: са –са –са – оса

       са –са –са – роса

Усложнение: са –са –са – летит веселая оса

           са –са –са – хитрая лиса.

  6. «Самовар». 

Заучивание стихотворений при моделировании текста стихотворения картинками.

Цель: Автоматизация звуков в тексте, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).

Сам горел, сам гудел,

Сам шипел, сам кипел,

Сам свистел, сам сверкал,

Сам пыхтел, сам дым пускал,

Сам урчал, сам бурчал,

Сам чайком нас угощал –

                           САМОВАР.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно: собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается, не буду) и состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является достаточно сильным стимулом и способствует быстрому исправлению звукопроизношения.

Применение логопедических игр позволяет нам сформировать привыкание  детей к данным звукам: дети начинают «дружить» со звуками, играть с ними, любить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью метода наглядного моделирования.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией  с помощью метода наглядного моделирования....

Сообщение из опыта работы «Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией».

Сообщение из опыта работы«Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией»....

Речевые игры для автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна...

Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией

Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией...

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью приемов нейростимуляции по методике Архиповой Е.Ф.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью приемов нейростимуляции по методике Архиповой Е.Ф. В настоящее время детей, имеющих нарушения речи, почти всегда сопровождает диагноз ...