Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью приемов нейростимуляции по методике Архиповой Е.Ф.
методическая разработка по логопедии
Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью приемов нейростимуляции по методике Архиповой Е.Ф.
В настоящее время детей, имеющих нарушения речи, почти всегда сопровождает диагноз «Дизартрия», т.е нарушения иннервации речевого аппарата. Чаще всего мы наблюдаем «стертую дизартрию».
Недостатки произношения при стертой дизартрии носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.
Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности. Проанализировав научно-методическую литературу по вопросу коррекции звукопроизношения, я решила попробовать методику Е.Ф.Архиповой. Она предлагает вести работу по исправлению звуков приемами нейростимуляции.
Из теоретических и экспериментальных исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляций, значительное место занимают чувствительные (афферентные) возбуждения. Посредством афферентных потоков (по нервным волокнам) информация поступает к коре головного мозга. В свою очередь эфферентные потоки несут информацию от коры головного мозга к действующему органу, в частности, к артикуляционному аппарату и пальцам рук. Это обусловливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого будет совершенствование речи ребенка.
Вывод: чтобы добиться успешного исправления звукопроизношения у детей с дизартрией, необходимо строить коррекционную работу так, чтобы на занятии у ребенка было задействовано как можно больше анализаторов: и зрительный, и слуховой, и кинестетический, и двигательный. Каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи.
Экспериментально была доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений на аппликаторе Кузнецова. Стимуляцию рецепторных зон осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным проговариванием слов, слогов или пропеванием гласных звуков. Тактильная чувствительность находит свое четкое запечатление в центре рече-двигательного анализатора. В качестве предметов, используемых для стимуляции, применяют массажные коврики, массажные щетки и варежки, мыльницы с игольчатой поверхностью, су-джоки. Все движения губ, языка тесно связаны с деятельностью двигательного анализатора, его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражителей, идущих в кору головного мозга от органов речи. Движения пальцев рук на колючем коврике усиливает кинестезию.
Для усиления афферентации начинать автоматизацию нужно с уточнения произнесения гласных, т.к. на их базе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата, и именно гласные дают лучшую разборчивость при произношении, чем согласные. При этом необходимо добиваться утрированной артикуляции гласных звуков с максимальным включением круговой мышцы рта. Учим детей длительно, утрировано произносить гласные звуки с четкой артикуляцией, стимулируя таким образом периферический отдел двигательного анализатора.
Вводим зрительные опоры – символы для гласных звуков (из методики Т.А. Ткаченко), которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции. Это нелегко дается детям, так как они не привыкли широко открывать рот, почти все говорят с полузакрытым ртом. Поэтому это занимает много времени. Но зато, когда усвоена артикуляция гласных, легче поддается коррекции слоговая структура слова. После усвоения четкой артикуляции гласных можно подключить и пальцевые упражнения на колючем коврике.
Итак, упражнения заключаются в следующем. Ребенок по очереди прижимает пальцы рук к коврику и при этом пропевает гласные. Начинаем с большого пальца - А, указательный дотрагивается – О, средний – У, безымянный – И, мизинец – Ы, вся ладонь – Э.
Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких афферентных импульсов (кинестезий) в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии – воспроизведению.
Такого плана тренировки органов артикуляции на переключение с одной артикуляции на последующую, проводимые в утрированном и умеренном темпах, создают прочные кинестетические и проприоцептивные ощущения.
Формируется стереотип новых четких артикулем. Движения пальцев по иппликатору подкрепляют моторные образы звуков.
Архипова Е.Ф. предлагает работать по автоматизации звуков с помощью модульной системы. Предлагает 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого звука.
1 модуль – Отдельное произнесение С..Г. С-А, С-О, С-У…
Одновременно с произнесение гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при прознесении гласного звука.
2 модуль – СГ слитно.
3 модуль – Г…С . АС, ОС, УС…
4модуль – ГС слитно (обратный слог)
5 модуль – ГСГ (интервокальная позиция)
6 модуль – СГСn (СОМ, СЫН…)
7 модуль – СnГС (БАС, КУС..)
8 модуль – ССnГ (стечение согл. СБА, СДИ, СКЫ…)
9 модуль – СnСГ( КСА, ВСУ, ДСЫ…)
10 модуль – ГСnСГ (АБС, АЛС…)
11 модуль – ГССn (АСБ, АСД…)
Также по модулям можно проводить и дифференциацию звуков. В этом случае берут слоги и звукосочетания с оппозиционными звуками.
Я разработала 11 вариантов звукосочетаний по модулям Архиповой Е.Ф. в виде карточек, где * - это звук который мы автоматизируем. Карточки удобно вклеивать в тетрадь для домашних заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moduli_dz.docx | 105.1 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков у дошкольников со стертой дизартрией
Материал содержит методические разработки занятий по обучению произношению детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи с использованием игровых приемов автоматизации звуков....
Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью метода наглядного моделирования.
Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью метода наглядного моделирования....
Автоматизация звуков у дошкольников со стертой дизартрией с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Данный опыт работы был представлен для обсуждения на городской конференции МГПУ. Инновации были одобрены и рекомендованы для использования учителям-логопедам дошкольных учреждений....
Речевые игры для автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией
Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна...
Консультации для родителей: "Игровые приёмы в работе по автоматизации изолированного звука у детей со стертой дизартрией"
Консультации для родителей....
Автоматизация звука у детей со стертой формой дизартрии с использованием методики Е.Ф. Архиповой
Рекомендации по атомтаизации звуков....