"Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"
консультация

Маликова Файруза Раисовна

Практические упражнения для  раазвтия  мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_chetko_govorit.doc857 КБ

Предварительный просмотр:

« ЧТОБЫ ЧЕТКО ГОВОРИТЬ,

 НАДО

 С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ»

               Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.

         О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-белебока» и др.

       И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

      Функция руки и речи развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

      Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается.

     Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 — 7 месяцев: сюда входят  массаж кисти рук, каждого пальчика, каждой ее фаланги, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

     Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин, глину. Лепка.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером  заснул - закрылся, спрятался).

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый

может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не  разожмёшь

-Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

- Показать отдельно только один палец - указательный, затем два  (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

   - Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик

   - Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

   - Кистями рук делать "фонарики"

   - Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).

   - Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусы на нитку.

- Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль)

   - Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.

- Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.  Выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.

   - Закручивать шурупы, гайки.

   - Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

   - Складывание матрёшек.

- Рисование в воздухе.

  • Игры с песком, водой: пересыпание песка, лепка из сырого песка, переливание воды из одной  емкости в другую, игры с пипеткой.
  • Мять руками поролоновые шарики, губку. 
  • Резать ножницами.
  • Действия с крупой, с семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую,

  разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой  

  поверхности.

- Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью), рисование пальчиками.

-Массаж,  Су-Джок-массажеры.

   Таким образом, дорогой родитель, именно вы должны стать самым близким другом вашего ребёнка, чтобы помочь ему хорошо и правильно говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....

"Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"

В консультации предложены упражнения для развития пальцев рук дошкольников....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»

Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы проведения пальчико...

“Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить”

Консультация для родителей по развитию речи....