КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «КОРРЕКЦИОННО – РЕЧЕВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»
консультация по логопедии (старшая группа)

Матвеева Ольга Александровна

Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

     

МБДОУ № 34 «Колокольчик»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«КОРРЕКЦИОННО – РЕЧЕВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

Учитель-логопед: Матвеева О.А.

                                                                                                                       дата выступления: 15.03.2011г.

г. Моздок

      Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!» Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

           Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

           Проявляя тонкую психологическую проницательность, К.Д.Ушинский так объяснял интерес детей к игре: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

          В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

           Ряд исследователей (А.В.Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.

          Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

          Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после занятий, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры используются во время занятий и на прогулках.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.а) «Кто самый внимательный?» (услышав заданный звук, подать сигнал – хлопнуть в ладоши, нарисовать кружок на листе бумаги, «закрасить коврик» -    поставить фишку определенного цвета  в соответствующий квадрат.) Сигналы могут быть самые разнообразные.

   б) взрослый произносит звуки, ребенок, услышав заданный звук, повторяет его (произносит изолированный звук. На остальные звуки – молчит.)

2. «Поймай рыбку» или «Рыболов». Поймав на удочку с магнитом картинку, определить, есть ли в этом слове заданный звук.

3. «Пограничники» При обнаружении «нарушителя границы» - заданный звук – подать сигнал.

4. «Магазин игрушек»

а) По сюжетной картинке назвать игрушки с определенными звуками.

б) Купить в магазине можно только игрушки с определенным звуком.

7. «Закрой окна занавесками» (Закрыть «окошки» в домике разноцветными прямоугольниками. В окошках -  картинки с оппозиционными звуками. Если в окошке – картинка с глухим звуком – оно закрывается коричневой «занавеской», если со звонким – желтой.)

8. «Звенит - жужжит» Называются слова со звуками «з» и «ж». Если услышат звук «з» - говорят «звенит», если «ж» - «жужжит». Или показывают соответствующую картинку – комарика, жука.

9. «Пограничники» (Слова со звуками «с» и «ш». Если услышат звук «с» - подают сигнал тревоги – хлопают в ладоши над головой. Если «ш» - «прячутся в кусты»-  приседают.)

10. а) «Кому что подарили?»

Сане – предметы со звуком «с» в названии.

Шуре – со звуком «ш»

б) Какие игрушки повесил на елку Слава, а какие Шура? (Слава вешает игрушки со звуком «С» в названии, Шура – со звуком «Ш»)

11. «Кино» Кусок картона с прорезанным окошком. В окошке показывается картинка с определенным звуком. Дети подают сигнал.

12. «Наоборот» Педагог произносит слог или звук, ребенок произносит слог или звук с оппозиционным звуком (с-ш).

13. «Звуковые часы» Стрелочкой определенного цвета показать на картинки с заданным звуком.

14. Разложи картинки на 2 стопочки – со звуками с – с’, с - з, и т.д.

15. «Телеграф» Отстукивание слова по слогам.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

1. Подбери листок к дереву. У меня листок липы, клена, березы, тополя, кипариса, колючка кактуса, иголка ели.

2. Чей хвост?

Хвост лисы, зайца, суслика, собаки, обезьяны, слона, страуса, осла

3. Выбери напиток.

Плоскостной макет стакана, кружки разного цвета:

Коричневый – чай, кофе,

Белый – молоко, кефир,

Красный – кисель, сок,

Желтый – компот, квас, сок,

Прозрачный – вода.

Ребенок выбирает кружок определенного цвета, кладет его на макет стакана и говорит:

Стакан сока, кваса и т.д.

4. Знайки

Логопед задает вопрос, ребенок должен подобрать ответ по картинке.

Хобот у кого? У слона.

Пушистый хвост у кого? У лисы.

Нос пятачком у кого? У свиньи.

И т.д.

5. а) От кого ушел колобок?

 Предметные картинки с изображением животных по кругу. Стрелка в центре круга, по типу «Поля Чудес».

На какого животного покажет стрелка, от того и ушел колобок. Мотивация: «Знаешь сказку «колобок»? Помнишь, от кого убегал колобок? Давай пофантазируем, от кого мог бы убегать колобок».

б) «Охотник»

Охотник поймал в лесу кого?

По предметным картинкам.                                                                                                                                                                  6. «Заготовки  на зиму»

Осенью хорошие хозяйки делают заготовки из овощей и фруктов. Это соки, варенье, джемы, повидло, компоты, салаты и т.д.

Затем ребенок выбирает картинку овоща или фрукта и говорит:

Я приготовлю салат из капусты.

7. Собери предмет.

Детали одежды, вырезанные из бумаги.

Это воротник от рубашки.

Это карман от рубашки.

Это рукав от рубашки.

8. У кого какой детеныш?

Предметные картинки с изображением животных и их детенышей. Логопед показывает детеныша животного и спрашивает: «У кого такой детеныш?»

Ребенок берет картинку с изображением животного и говорит: «Это щенок. Щенок у собаки». Пара картинок убирается.

9. «Хвастунишка»

Логопед: Я буду говорить, что у меня есть, а ты будешь «хвастаться», говорить, что у тебя много таких же предметов.

У меня машина. У меня много машин.

У меня шишка. У меня много шишек.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ И РАСШИРЕНИЮ СЛОВАРЯ

  1. Назови ласково. (Уменьшительно-ласкательный суффикс существительного).

Пес – песик, нос, усы, колеса, бусы, кусты, волосы .

  1. Назови детенышей.

У свиньи поросята, у гуся, у лося, у лисы, у слона, у страуса, у аиста, у осла.

  1. Подбери признаки к предметам.

Машина (какая?)

Самолет (какой?)

Автобус (какой?)

И т.д. на любые обобщения.

  1. «Чей?»

Сюжетная картинка.

Это Лада. У Лады кукла. Чья кукла? Ладина кукла.

Это Толя. У Толи лист. Чей лист? Толин лист.

  1. «Подскажи словечко»

Логопед начинает фразу, ребенок заканчивает.

Ворона каркает, а воробей …?

Сова летает, а кролик …?

Петух кукарекает, а курица …?

Лягушка квакает, а лошадь …?

У коровы теленок, а у овцы …?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка …?

  1. «Кем работают эти люди?»

 а) По предметным картинкам определяют название профессий людей. Чистит обувь – чистильщик.

Чинит часы – часовщик.

Дрессирует животных – дрессировщик.

Остекляет окна – стекольщик.

Работает на экскаваторе – экскаваторщик.

(Загадки о профессиях Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей» стр. 80)

б) Кем работают эти люди?

Лес рубит – лесоруб.

Мыло варит - …

Сталь варит - …

Рыбу ловит - …

Вверху лазает - …

Играет в шахматы – шахматист.

Играет в футбол, волейбол, на пианино, на баяне, на гитаре.

  1. «Ждем гостей»

Сегодня к нам в гости придут друзья. Что мы поставим на стол, чтобы напоить их чаем?

Посуду чайную. Куда мы положим хлеб? Сахар? Сухарики? Масло? Фрукты, варенье и т.д. (предметные картинки для этой игры – «Думай-говори» 1й выпуск стр.70-71)

  1. Открывается новый магазин.

У нас есть только названия отделов, а товары еще не завезли. Что ты поместишь в отдел «продукты», «одежда», «игрушки», «посуда»? и т.д.

  1. «Подбери предмет к определению»

Кто бывает усатый?

Рогатый?

  1.  «Художники»Дается образец рисунка рис и недорисованный рисунок. Надо дорисовать рис. Называем каждую деталь

Крыша, труба, крыльцо, рама в окне, чердачное окно, забор.

  1.  «Назови отчество сына»

У Глеба сын Глебович.

У Сергея сын Сергеевич.

У Ивана сын Иванович.

У Ильи сын Ильич.

У Василия сын Васильевич.

  1.  «Сочиним рассказ вместе»

а) Жил-был мальчик Рома. Он очень хорошо плавал. Вот однажды он по реке (поплыл). Далеко (заплыл). Рома реку (переплыл). Рома долго (плыл). Рома до другого берега (доплыл).

б) Жил-был Мишутка. Однажды он пошел в лес. Шел-шел и на полянку (вышел). На полянке стоял домик. Он к домику (подошел). Вокруг домика (обошел), в домик (вышел). В домике мед нашел. Меду поел из домика (вышел), полянку (перешел), по тропинке в лес (ушел).

Эту игру можно проводить, используя любые глаголы движения (бежать, ехать, лететь, прыгать)

  1.  Инструкция.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ,          

          НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ,    

                                                    МЫШЛЕНИЯ

   

    1  «Эхо»

Запомнить и повторить ряды слов.

  1. «Что изменилось?»

Ребенку предлагается запомнить расположение нескольких (5-6) картинок или предметов, стоящих (лежащих) на столе. Затем ребенок закрывает глаза и логопед меняет местами 2 картинки (предмета) и просит ребенка сказать, какие картинки (предметы) поменялись местами.

  1. «Чего не стало?»

Ребенку предлагается запомнить расположение нескольких(5-6) картинок или предметов, стоящих(лежащих) на столе. Затем одна картинка (предмет) убирается. Логопед просит ребенка сказать, чего не стало.

  1. «Живое - неживое»

Ребенку предлагается ряд картинок, и логопед просит его назвать картинки и разложить в две стопки – живые предметы и неживые.

  1. «Четвертый лишний»

Ребенку даются 4 картинки, 3 на одно обобщающее понятие, четвертая – на другое (платье, пальто, рубашка, тапочки).

Какая картинка лишняя и почему?

  1. «Кого (что) я видел?»

Ребенку предлагается ряд предметов, затем он закрывает глаза и повторяет по памяти, кого (что) он видел.

Я видел слона

Я видел белку

Я видел молоток и т.д.

  1. «Сочини предложение»

Ребенку даются 2 предметные картинки, он должен объединить их в предложение, придумав слово – действие.

Мальчик, мяч – Мальчик кидает мяч, мальчик играет в мяч.

8. «Моделирование».

Ребенка перед игрой знакомят с условными изображениями понятий величины, формы, цвета. Затем ребенку дается 3 условных изображения, например «большой, круглый, красный». Ребенок должен вспомнить предмет, подходящий под это изображение. К примеру, шар.

  1. «Угадай, что это»

Через импровизированный экран телевизора показать часть предмета. Ребенок угадывает, какой это предмет.

  1.  «Подбери к действию предмет».

Предметные картинки. Логопед называет действие, ребенок – предмет:

Плавает – кит, дельфин, сом.

Летает – самолет, ласточка.

  1. «Назови, из чего состоит»

Дерево – ствол, сучья, листья.

Стул – ножки, сиденье, спинка.

  1. Как можно назвать:

Детей, которые учатся в школе.

Человека, который лечит людей.

Человека, который носит тяжести.

Мальчика, который занимается плаванием.

Девочку, которая ходит на лыжах.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

      ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ МОТОРИКИ

1 «Поросята и серый волк»

Картинка, изображающая домики трех поросят и дорожки, ведущие от волка к домикам.

Задание: - Побежал волк по дорожке к домику Ниф – Нифа. Открыл окошко, а там не Ниф – Ниф, а (предметная картинка с автоматизируемым звуком).

2 «Внимательный»

На листе бумаги изображены контуры легкоузнаваемых предметов. Ребенок по договоренности с логопедом ставит внутри контура знак, называя при этом предмет.

3 «Собери бусы»

Ребенок нанизывает бусинки на шнурок, называя их цвет, например: синяя, синяя, сиреневая (звук СЬ), или зеленая, зеленая, фиолетовая, фиолетовая (звук ЛЬ).

4 «Раскрась предмет»

Ребенку предлагается контур предмета. Надо заполнить контур цветными изображениями частей предмета, называя эти части.

5 «Лото - вкладки»

Ребенку предлагается сюжетная картинка с выделенными фрагментами. Эти же фрагменты находятся на отдельных карточках. Необходимо наложить фрагмент на сюжетную картинку и назвать его.

6 «Дорожки»

Провести карандашом по дорожке, проговаривая: «Велосипед ехал, ехал, ехал, приехал». То же самое с другими видами транспорта.

7 «Коза - заяц»                                    Статические упражнения «коза», «заяц»

                                                              с проговариванием названий животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

Консультация для педагогов "коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками".

Заикание - это сложная проблема как в теоритическом, так и в практическом аспектах. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, мото...

«КОРРЕКЦИОННО – РЕЧЕВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ...

Консультация для педагогов: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка»

Играть дети не перестают очень долгое время. Задачей воспитателей и педагогов является правильный подбор игр, актуальных для определенной возрастной категории детей. Если дидактические игры...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ»

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд....

Консультация для педагогов. "Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ"

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ...

Консультация для педагогов "Занимательная азбуковедение; развивающие игры и упражнения для дошкольников в практике работы по развитию устной речи у детей".

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду - это развитие речи....