Методическая разработка открытого занятия «Снежная королева».
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая группа)

Соловьева Елена Викторовна

Это занятие для детей 5-6 лет с использованием артикуляционных и динамических упражнений,  речевых и пальчиковых игр, упражнений на развитие фонематических процессов, слушанием музыки с элементами психогимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhnaya_koroleva_2019.docx1015.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр развития творчества «Сокол».

Методическая разработка

открытого занятия

Тема: «Снежная королева».

Возраст обучающихся 5-6 лет

Время проведения: 25 минут.

Автор:

педагог дополнительного образования

Соловьева Е.В.

г. Липецк, 2019 г.

Краткая аннотация.        Это занятие для детей 5-6 лет с использованием артикуляционных и динамических упражнений,  речевых и пальчиковых игр, упражнений на развитие фонематических процессов, слушанием музыки с элементами психогимнастики.

Цель: профилактика и коррекция речевого развития  детей посредством использования слова, музыки и движения.  

Задачи:

- формирование двигательных навыков и умений;

- развитие дыхания, артикуляции, фонематических процессов;

- воспитание эстетического отношения к окружающему миру;

- создание у детей атмосферы радости общения и успешности.

Материалы и оборудование:

-мультимедиа проектор, экран, ноутбук (компьютер), колонки, флэшка с презентацией и музыкальным сопровождением;

- бубен, треугольник, маракас, трещотка, бубенцы; массажные мячи; подушки; тренажеры для развития речевого дыхания «Цветок и бабочки» по количеству детей; куклы: фея, разбойница, Кай.

План занятия:

  1. Организационная часть: (1 мин.):
  2. Вступительная беседа: (2 минуты)
  3. Практическая часть: (20 мин.):
  4. Подведение итогов: (2 мин.).

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Начинаем наше занятие. Ребята, посмотрите – к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.. /Дети здороваются/

Педагог: Давайте проверим по журналу кто сегодня пришел на занятие.

/перекличка детей/

 /Включается магнитофонная запись/:

  1. Вступительная беседа.

Голос с записи:   Ох – ох – ох!

Педагог:  Ребята, кто это так вздыхает?

Голос:  Да это же я – Маленькая фея Сказочница.

/ Появляется сказочница /

Педагог: Маленькая фея Сказочница? А почему ты такая грустная?

Фея:  Случилась беда! Снежная Королева заколдовала мальчика Кая. Она превратила его в Снеговика с ледяным сердцем.

Педагог: Фея - Сказочница, а мы с ребятами можем как-то помочь Каю?

Фея:  Конечно! Только вас ждут трудные задания, но выполнив их, вы познакомитесь с согласными звуками [с-сь], научитесь находить их в словах, повторите гласные звуки, потренируете дыхание, разомнете артикуляционный аппарат и пальчики, познакомитесь с различными римическими упражнениями.

Педагог: Ребята, поможем мальчику Каю?

Дети: Да!

Педагог: Не боитесь трудностей?

Дети: Нет!

  1. Практическая часть.

Педагог: Но для начала нам нужно подготовится. Сделаем артикуляционную гимнастику.

/Дети встают полукругом, под музыкальное сопровождение по показу педагога выполняют артикуляционную гимнастику: «Забор – трубочка», «Месим тесто», «Жарим блинчик», «Вкусное варенье», «Часики», «Индюк», «Надуваем и втягиваем щеки», «Конфетка»/

Педагог: Молодцы! Мы готовы! Пора в путь! Чтобы быстрее добраться до замка Снежной Королевы, мы поскачем на лошадках.

/Ритмическая разминка с движениями и речевым сопровождением «Топ-топ, топоток»/

Педагог: Ребята, посмотрите! Мы попали в чудесный сад. Он не простой, а волшебный – здесь лето продолжается круглый год. Ах, как много цветов и бабочек в этом чудесном саду. Только эти бабочки не могут летать, их заморозила Снежная Королева. Ребята, что бы продолжить наше путешествие мы должны разморозить бабочек. Для этого нам нужно подуть на них, от нашего дыхания бабочки отогреются и смогут летать.

        /Упр. на развитие речевого дыхания «Бабочка лети»

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

-Воздух набирать через нос;

-Плечи не поднимать;

-Выдох должен быть длительным и плавным;

-Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Необходимо следить, чтобы каждый ребенок дул не более 10 секунд с паузами,т. к. продолжительное дутье может вызвать головокружение. /

Педагог: Ребята, в благодарность бабочки подарили нам  волшебный клубочек. Куда он покатится – туда  мы и пойдем (на экране клубочек катиться и попадает в замок).  Мы оказались во дворце у Принца и Принцессы. Познакомьтесь с ними. Они приглашают нас на Королевский бал. На нем будет играть Королевский оркестр. Что бы бал состоялся, вам нужно по звуку определить, какой инструмент звучит. Вы готовы? Слушайте внимательно.

/Упражнение на дифференциацию неречевых звуков  «Угадай инструмент:

бубенцы,  маракасы, бубен,  треугольник, трещетка»/

Педагог: Что ж, ребята, мы не можем долго задерживаться на балу. Пора нам продолжить поиски Кая. ( Обращает внимание детей на развернутую на полу длинную ленту). Посмотрите! Какая красивая дорожка протянулась! Прыгайте по дорожке на одной ножке.

/упр. на координацию движений «Дорожка». Дети под музыку,  друг за другом, перемещаются в другой конец зала/

            Мы попали в зимний лес –

            Там полным – полно чудес!

/ появляется разбойница/

Разбойница (осипшим голосом грустно): Здравствуйте!

Педагог: Здравствуй, маленькая Разбойница. Ребята, наша разбойница почему-то очень грустная. Покажите все, как она грустит (дети мимикой изображают грусть). Ребята, давайте спросим Разбойницу, почему она такая грустная? (спрашивают).

Разбойница (осипшим голосом): Тоскливо стало в лесу, жуткий холод сковал все вокруг.

Педагог: Почему это случилось?

Разбойница: Трудно мне говорить, заморозила Снежная Королева мой голос. Помогите мне его разогреть и рассказать, что случилось.

Педагог: Ребята, поможем Разбойнице?

                

Фонопедическое упражнение для укрепления голосовых связок детей, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей

«Снежная Королева» (разработка: Е.Соловьевой )

Снежная Королева идет по лесу                        Дети произнося «хр-хрх-хр» и

Снегом хрустит.                                                скользят ладонями друг о                                                 друга.

Прикоснется она к деревьям,                         Делают crescendo и

веточки обледенеют                                         diminuendo на звук [а],

и запоют свою песенку.                                Разводят руки в стороны на                                 усиление звука и приближая к                         друг другу на затихание.

Прикоснется к воде,                                Делают crescendo и

 превратится вода в льдинки                         diminuendo на звук [и].

и запоют они свою песенку.

Заденет холодной рукой зверюшек,

заледенеют у них шубки,                                Делают crescendo и

 превратятся в сосульки                                diminuendo на звук [у].

 и запоют свою песенку

Затрепещут,                                                 Произносят «п-п-п…»                                                                                 постепенно опуская

задрожат от холода птички на деревьях         руки.

и полетят на землю разноцветным дождем.

Педагог: Ой! Беда, беда! Ребята, скорее споем волшебную песню и разморозим все вокруг.

Чистоговорка [с-с,] (сл. Е. Соловьевой, музыка Е. Железновой)

Са-са-са-са - будем делать чудеса.                Дети трут ладони друг о друга.

Су-су-су-су – жар с огнем я принесу.      Сжимают, разжимают пальцы.

Си-си-си-си – колдовство ты погаси.      Встряхивают кистями рук.

Ись-ись-ись-ись – голос ты скорей вернись. Хлопают ладонями по коленям.

Разбойница (звонким голосом): Спасибо вам ребята. Вы вернули мне голос, а лесу тепло. За это я помогу вам найти дорогу в царство Снежной Королевы.

Вот вам волшебные мячики. Если с закрытыми глазами проговорить волшебные слова «Мячик, мячик, покатись, там где хочу я, ты окажись» и покатать мячик между ладоней, то вы сразу окажетесь там, где захотите. А я с вами прощаюсь. До свидания!

Педагог: Ребята, скорее закрывайте глаза, катайте свои мячики и произносите слова.

Упражнение с массажным мячом су-джок.

Дети выполняю задание три раза.

Педагог: (обращает внимание детей на Ледяной дворец и игрушечного Снеговика перед ним). Ребята, смотрите, у нас получилось. Мы очутились  во дворце Снежной Королевы. Смотрите, а вот и Снеговичок. Это же Кай! Как же нам расколдовать его?

Голос из – за кадра:

«Что бы расколдовать меня нужно разобрать слова по корзинкам. В синюю корзину сложить слова с твердым согласным звуком [с], в зеленую с мягким согласным звуком [с,]».

Педагог: Ну что, ребята начнем?

Упражнение на дифференциацию звуков [с-сь].

                

/снеговик на экране исчезает, а на его месте появляется мальчик/

Кай: Спасибо вам, ребята! Я хочу подарить вам на память эти солнышки, чтобы они своими лучами всегда согревали вас.

/на экране появляются солнышки/

Педагог: Давайте поблагодарим Кая за солнышки. Скажем ему спасибо!

Дети: Спасибо!

Педагог: Ребята, Каю пора возвращаться домой. Давайте с ним попрощаемся. До свидания, Кай!

/дети прощаются с Каем/

Педагог: Ребята, наше путешествие закончилось, нам нужно вернуться в класс. В этом нам помогут волшебные подушки. Лягте, на них и закройте глаза.

/Упражнение на релаксацию.

Под нежную, плавную, музыку дети ложатся на подушки, закрывают глаза и 30 секунд лежат расслабленно/

Педагог: Открывайте глаза. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей.)  Сегодня вы хорошо позанимались. Сделали артикуляционную и пальчиковую гимнастику, фонопедическое упражнение и упражнение на дыхание, поиграли в музыкально – ритмические игры, повторили согласные звуки [с-с,]. А самое главное вы помогли Каю спастись от Снежной королевы. Молодцы! К сожалению, наше занятие подошло к концу. И я с вами прощаюсь. Всем большое спасибо. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе «В гости к цветам»

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе «В гости к цветам»...

Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе «Природа в творчестве художников»

Трудно представить себе экологическое воспитание детей без привлечения художественного творчества.  Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа – источник для искусства...

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе «Кто живёт в лесу»

Расширять знания детей об окружающем мире, вызывать активную эмоциональную, двигательную активность на происходящее....

Методическая разработка открытого занятия в первой младшей группе «Кто живёт в лесу»

1. Расширять знания детей об окружающем мире, вызывать активную эмоциональную, двигательную активность на происходящее....

Методическая разработка открытого занятия *Мир эмоций*

Готовясь к открытому занятию по эмоциям, много перелопатила информации (книги, интернет, телепрограммы, своя фантазия)...Этот конспект - результат кропотливой работы по этой теме. Кому пригодится - бу...

Методическая разработка открытого занятия по формированию элементарных математических представлений

Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева, на, над, под, между, посередине....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ EDYPLAY Тема занятия: «Найди домик для кубиков»

Цель: Развитие у детей мыслительную деятельность, через поиск новых форм сотрудничества друг с другом.Задачи:- Совершенствовать навыки работы на мультимедийном оборудовании «EduPlay»....