Консультация "Причины речевых нарушений"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Азанова Татьяна Викторовна

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки или у них несколько запаздывает появление фразовой речи, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. Однако, не позднее, чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_rechevyh_narusheniy.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Причины речевых нарушений

 Педагогов и врачей уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия  во всём мире растёт число детей с различными нарушениями речи. Многие дети, например, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки или у них несколько запаздывает появление фразовой речи, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. Однако, не позднее, чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то такая задержка может быть сигналом об особых причинах, мешающих ребёнку своевременно овладеть устной речью:

  •  «педагогическая запущенность» - отсутствие общения с ребенком;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
  • сосание пальца;

Характеристика этапов развития речи в норме.

Для того чтобы понять и правильно диагностировать нарушение речи, необходимо знать последовательность речевого развития ребенка в норме.

Первый этап – подготовительный (с момента рождения до одного года):

  • появление голосовых реакции: крик, плач;
  • реакция на голос говорящего: перестает плакать, поворачивает голову;
  • появление гуления, лепета, разнообразных сочетаний звуков, первых слов;
  • подражает артикуляционным движениям окружающих;
  • произносит отдельные слоги;
  • перенимает элементы звучащей речи: темп, интонацию, тон;
  • воспринимает звукосочетания и соотносит с предметами или действиями.

Второй этап – преддошкольный (от 1 года до 3 лет):

  • становление активной речи, много повторяет за окружающими слов;
  • появляются первые предложения;
  • формируется грамматический строй речи, навыки употребления форм единственного и множественного числа, времени;
  • запоминает и рассказывает небольшие стишки;
  • правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет):

  • развивается навык слухового контроля;
  • усложняется структура предложения;
  • заканчивается формирование правильного звукопроизношения, ребёнок говорит чисто;
  • составляет связанный рассказ по серии картинок или одной картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями   заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй

Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....