Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ТНР
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 429.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»
Заведующий МБДОУ №322 Зам. зав. по ВМР
К.А. Мухаматгалеева О.А. Ивлева
____________________ _________________
«___»____________2017г. «__»________2017г.
Рабочая программа
учителя - логопеда
на 2017-2018 учебный год
Учитель-логопед: Щеглюк Татьяна Владимировна
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа
Образовательная область: коррекция нарушений речи
Содержание
Название раздела | Страницы |
I. Целевой раздел | |
Пояснительная записка | 3-4 |
1.1. Цель и задачи логопедической деятельности | 4 |
1.2. Характеристика воспитанников группы | 4-7 |
1.3. Диагностика речевого развития детей 6-7 лет | 7-8 |
II. Содержательный раздел | |
2.1. Содержание логопедической деятельности | 8-9 |
2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6-7 лет | 9-10 |
2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий логопедической деятельности | 10-16 |
2.4. Перспективный тематический план занятий по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия, овладению навыками звукового анализа и синтеза | 16-20 |
2.5. Перспективный тематический план занятий по формированию и совершенствованию лексико-грамматического строя | 20-28 |
2.6. Перспективный тематический план занятий по развитию и совершенствованию связной речи | 28-31 |
III. Организационный раздел | |
3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение программы для осуществления логопедической деятельности | 32-35 |
3.2.Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды | 36 |
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о
своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.
В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание основной и коррекционных программ.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе ООП ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. и др.; Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.
Методическое обеспечение:
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картинно-
графические планы рассказов. Скрипторий, 2014.
- Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. КАРО, 2014.
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. Каро, 2009 г.
- Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. – СПб., 2003.
- Глухов В.П. Формирование связной речи для детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [текст]: учебное пособие/ В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет, в 3-х альбомах. Гном, 2016.
- Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 6-7 лет с ОНР [текст]: учебное пособие/ Гном, 2008.
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. Каро, 2011.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи, 2010.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. – М., 2000.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Союз, 2009.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Творческий центр 2010.
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика: авторская методика / А.Я. Мухина. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [текст]: учебное пособие/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003.
- Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс, 2015.
- Парамонова Л.П. Стихи для развития речи. КАРО, 2011.
- Развитие речи. Конспекты занятий для подготовительной группы. /автор-сост. Л.Е.Кыласова, Учитель, 2011.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ, 2005.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, в 4-х альбомах, Гном, 2016.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма, 2005.
- Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в игре. Детство-Пресс, 2007.
Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности, рассчитана на один учебный год.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
1.1. Цели и задачи логопедической деятельности
Цель данной Программы - диагностика и дальнейшее развитие связной речи (диалогической и монологической) детей с речевыми расстройствами. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
Задачи:
1. Уточнение и расширение словарного запаса.
2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования.
3. Развитие диалогической и монологической речи.
4. Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференциаций.
5. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
6. Овладение элементами грамоты.
1.2. Характеристика воспитанников группы
Группу посещают 19 детей с тяжелыми нарушениями речи:
7 – девочек, 12 – мальчиков.
ФНР –1ребенок
ОНР II-III ур. – 4 ребенка
ОНР III ур. – 14 детей
Дизартрия – 17 детей
М/алалия – 3 ребенка
Ринолалия – 1 ребенок
Заикание – 2 ребенка
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя языка, фразовой речи, полноценного звукопроизношения.
Характеристика уровней общего недоразвития речи
I уровень
Оральный праксис: дети чаще пытаются повторить движения за педагогом; нарушены объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка; грубо нарушены тонкие дифференцированные движения языка. Некоторые дети отказываются от выполнения задания.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, реже – быстрый или нормальный. Ритм - доступно воспроизведение ритма 1, 2, много. Интонация - монотонная. Дыхание - низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное». Голос - нередко снижена сила голоса.
У детей с ОНР I уровня полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности - диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова и предложения.
Фонематическое восприятие находится в зачаточном состоянии.
Отсутствуют и сложные и простые формы фонематического анализа.
Импрессивная речь - отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов. При восприятии речи доминирует лексическое значение. Ребенок понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
Экспрессивная речь - фраза состоит из лепетных элементов и поясняющих жестов, вне конкретной ситуации понятой окружающими быть не может.
Диалогическая речь больше пассивна, чем активна.
Автоматизированная форма речи - нарушена.
Сопряжённая форма речи – нарушена.
Отражённая форма речи – нарушена.
Связная речь – не сформирована.
Словарь ограничен. В активе – небольшое количество нечётко произносимых обиходных слов, аморфных слов-корней, звукоподражаний и звуко-комплексов, сопровождающихся указательными жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире активного.
Грамматические процессы– словообразование - отсутствует; словоизменение – отсутствует.
Общая и мелкая моторика - развита слабо.
II уровень
Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.
Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).
Недоразвитие фонематического восприятия.
Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).
Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.
Диалогическая речь в основном развита.
Автоматизированная форма речи - затруднена.
Сопряжённая форма речи – затруднена.
Отражённая форма речи – затруднена.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.
Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.
Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
Моторика развита недостаточно.
III уровень
Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.
Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).
Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.
Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов в слове / предложении).
Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.
Диалогическая речь развита.
Автоматизированная форма речи – сформирована.
Сопряжённая форма речи – сформирована.
Отражённая форма речи – сформирована.
Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.
Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно других частей речи. Простым обобщением владеет частично. Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире активного.
Словообразование - значительно затруднены: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; приставочных глаголов. Часты ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, детёнышей животных.
Словоизменение - незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами.
Общая моторика развита. Недостаточно сформированы графо-моторные навыки.
1.3. Диагностика речевого развития детей 6-7 лет
Логопедическое обследование проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май). Данные обследования заносятся в речевой протокол. По итогам обследования, на психолого-медико-педагогическом консилиуме обсуждаются результаты диагностики и выстраивается план коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной логопедической группы. Для воспитанников, чей уровень развития познавательной деятельности ниже возрастной нормы, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут.
На этапе завершения логопедической работы в подготовительной группе дети должны научиться:
- Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
- Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
- Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
- Владеть элементарными навыками пересказа.
- Владеть навыками диалогической и монологической речи.
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов; уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее.
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно.
- Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
- Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание логопедической деятельности
Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-
развивающей работы в подготовительной группе.
Учебный год длится в подготовительной логопедической группе с 1 сентября по 31 мая. 1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых протоколов, оформление документации.
Логопедические занятия проводятся ежедневно с 18 сентября, согласно сетке занятий. Программа рассчитана на три периода обучения:
- I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
- II период – декабрь, январь, февраль;
- III период – март, апрель, май.
Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ компенсирующего вида, определённым СанПиН 2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г.
В начале учебного года составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности:
День недели | Вид деятельности |
Понедельник | 8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала) 9.00-13.30 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов 14.30-15.25 – Методическая работа (работа с методической литературой, оформление документации, осуществление взаимосвязи в работе специалистов) 15.25-17.25 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов 17.25-18.30 – Работа с родителями |
Вторник | 8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала) 9.00-9.25 Организованная образовательная деятельность с группой детей 9.20-12.30 - Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов |
Среда | 8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала) 9.00-13.30 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов 14.30-15.25 – Методическая работа (работа с методической литературой, оформление документации, осуществление взаимосвязи в работе специалистов) 15.25-17.25 – Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов 17.25-18.30 – Работа с родителями |
Четверг | 8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала) 9.00-9.25 - Организованная образовательная деятельность с подгруппой детей (1-я подгруппа) 9.25-9.30 - Образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов 9.30-9.55 - Организованная образовательная деятельность с подгруппой детей (2-я подгруппа) 9.55-12.30 - Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов |
Пятница | 8.30-9.00 – Методическая работа (работа с педагогами, подбор дидактического материала) 9.00-9.25 Организованная образовательная деятельность с группой детей 9.20-12.30 - Организованная образовательная деятельность с детьми индивидуально и в ходе режимных моментов |
Количество фронтальных (групповых) занятий в неделю – 2 занятия.
Подгрупповых занятий в неделю – 2 занятия.
Индивидуальных занятий – ежедневно (не менее 3-х индивидуальных занятий в неделю с каждым ребенком).
2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда с детьми 6-7 лет
Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по
логопедической деятельности
По форме логопедическая деятельность делится на фронтальную (со всей
группой), подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.
Групповые формы организации (продолжительность до 30 минут) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой ООД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 6-7 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (2 раза в неделю) и подготовку к обучению грамоте (1 раз в неделю). Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.
Индивидуальные формы работы (продолжительность до 15 минут) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков воспитанников, создающих определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в плане индивидуальной работы с ребенком.
Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. В индивидуальной ООД учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. В индивидуальной деятельности дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
представлены в виде календарно-тематического планирования занятий.
В основе планирования ООД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем.
Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с тяжелыми нарушениями речи в содержание обучения и воспитания введены 36 тематических событий.
Тематическая событийность в подготовительной группе
Месяц | Недели | Тема |
Сентябрь ОСЕНЬ | 1.09- праздник «1 сентября» 1.09-15.09 | Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка |
18.09-22.09 | «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят» | |
25.09-29.09 | «Есть у нас огород – посмотри, что там растет» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Октябрь ОСЕНЬ | 02.10-06.10 | «Я по лесу по зеленому иду, я грибочки в кузовок соберу» |
09.10-13.10 | «Мы с друзьями в лес пойдем, разных ягод наберем» | |
16.10-20.10 | «Древесный ствол имею я, Есть корни, ветви у меня» | |
23.10-27.10 | «Осень добрая пришла, нам подарки принесла» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Ноябрь СЕМЬЯ. ДОМ. | 30.10-03.11 | «Мы игрушки выбираем, дружим с ними и играем» |
06.11-10.11 | «Для детей важна еда, кушать детям надо.» | |
13.11-17.11 | «Много разной есть посуды и нужна она нам всюду!» | |
20.11-24.11 | «Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире» | |
27.11-01.12 | «У человека что может быть семьи дороже?» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Декабрь ЗИМА | 04.12-08.12 | «Настали зимние деньки - взяли лыжи и коньки» |
11.12-15.12 | «Мы зиму ждали не напрасно: Морозным днем под небом ясным | |
18.12-22.12 | «Трудно птицам зимовать, | |
25.12-29.12 | «Скоро, скоро Новый год! Скоро Дед Мороз придёт» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Январь ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | 1.01-08.01 | Каникулы |
09.01-12.01 | «Любим сказки мы читать и потешки сочинять» | |
15.01-19.01 | «О чем «рассказывает» одежда» | |
22.01-26.01 | «Я их чищу, берегу. По дорожке в них бегу.» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Февраль БЕЗОПАСНОСТЬ | 29.01-02.02 | «Как прекрасен город наш!» |
05.02-09.02 | «Весь год, зимой и летом, в стальной костюм одеты» | |
12.02-16.02 | «Нужно правила движения Выполнять без возражения.» (ПДД) | |
19.02-22.02 | «Каждый мальчик может стать солдатом» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Март ВЕСНА | 26.02-02.03 | «Милая певунья, ласточка родная, К нам домой вернулась из чужого края» |
05.03-07.03 | «Ты весна приходи, всю природу разбуди» | |
12.03-16.03 | На птичьем дворе, Шум и гам на заре | |
19.03-23.03 | «Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?» | |
26.03-30.03 | «Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Апрель ПРОФЕССИИ | 02.04-06.04 | «В зоопарке мы гуляем, про животных всё узнаем» |
09.04-13.04 | «Космонавтом быть хочу, может в космос полечу» | |
16.04-20.04 | «Все профессии хороши – выбирай на вкус» | |
23.04-28.04 | «Нас в школу приглашают задорные звонки. Мы тоже скоро будем – ученики» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ||
Май СКОРО ЛЕТО | 03.05-04.05 | «Майский праздник – |
07.05-11.05 | «В мир подводный попадем, много рыб мы там найдём» | |
14.05-18.05 | «Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду» | |
21.05-25.05 | «В гостях у пчелки Майи» | |
28.05-01.06 | «Что ты мне подаришь, лето?» | |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ |
Планирование по каждому тематическому событию включает следующие разделы:
- Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза, овладение элементарными навыками письма и чтения.
- Развитие словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи и речевого общения.
Коррекционные задачи каждого из разделов:
1. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза
а) Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
б) Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
в) Работа над слоговой структурой слова
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник)
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
г) Формирование произносительной стороны речи.
Уточнять у детей произношение сохранных звуков.
Вызывать отсутствующие звуки и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений и в связной речи.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов, доступного звуко – слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.
Формировать правильное произношение звуков: шипящих, свистящих, сонорных звуков, аффрикат.
Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Совершенствовать навыки по дифференциации звуков по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш).
д) Овладение элементарными навыками письма и чтения.
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить выделять звук в словах (в начале, середине, конце).
Учить выделять звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах.
Учить выделять ударный звук в слове.
Учить преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак – лик).
Учить навыкам звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).
Учить составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов. Упражнять в составлении графических схем предложений.
2. Развитие словаря
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).
Объяснять значение слов с опорой на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).
Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).
Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений (широкая душа, сгореть от стыда).
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов мужского и женского рода по временам.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.
Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).
Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).
4. Развитие связной речи и речевого общения
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи .
Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.
2.4. Перспективный тематический план образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и фонематического восприятия, овладению навыками звукового анализа и синтеза с детьми с ОНР.
Форма организации занятий - групповая. Всего - 36 занятий.
Цели занятий:
- Закрепление навыка правильного произношения всех звуков русского языка.
- Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
- Дифференциация близких по звучанию и артикуляции звуков.
- Знакомство с буквами русского языка.
Неделя | Тема | Закрепляемые навыки | Форма организации | ||||||
Сентябрь | Фронт. | Подгр. | |||||||
3-я неделя | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. | Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. | 1 | ||||||
4-я неделя | Знакомство с речевыми и неречевыми звуками. | Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками. Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки. | 1 | ||||||
Октябрь | |||||||||
1-я неделя | Звук А Буква А | Знакомство с понятием гласный звук. Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Различение понятий звук и буква. | |||||||
2-я неделя | Звук У Буква У | Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез, чтение слогов АУ, УА | |||||||
3-я неделя | Звук И Буква И | Анализ звуков рядов: ИА, ИУА. Анализ, синтез, чтение слогов ИА, УА, ИУА. | |||||||
4-я неделя | Звук О. Буква О | Определение наличия или отсутствия звука в слове. | |||||||
Ноябрь | |||||||||
1-я неделя | Звук Э и буква Э. Закрепление гласных звуков. | Закрепление понятия гласный звук. Деление слов на слоги. | 1 | ||||||
2-я неделя | Звук Ы. Буква Ы. | Учить дифференцировать звуки по артикуляции и звучанию. Определение места звука в слове. | 1 | ||||||
3-я неделя | Звуки М-МЬ Буква М. | Знакомство с понятием согласный звук. Анализ, синтез и чтение прямых, обратных слогов АМ, ОМ, УМ, МА, МО. Введение понятия «слог». | 1 | ||||||
4-я неделя | Звуки П-ПЬ Буква П | Закрепление понятия согласный звук. Дифференциация понятий гласные и согласные звуки. Анализ, синтез и чтение обратных слогов АП, ОП, УП. | 1 | ||||||
5-я неделя | Звуки Б-БЬ, Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ Буква Б | Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. | 1 | ||||||
Декабрь | |||||||||
1-я неделя | Звуки Т-ТЬ Буква Т | Составление схем слогов и слов. Закрепление понятия мягкий звук. Анализ оптико-пространственных признаков букв. | 1 | ||||||
2-я неделя | Звуки Д-ДЬ. Буква Д. | Дифференциация звуков по глухости и звонкости. Чтение и анализ односложных слов. Закрепление понятия «слово». Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. | 1 | ||||||
3-я неделя | Звуки Н-НЬ. Буква Н | Закрепление умения делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение двусложных слов с открытыми слогами: СГ+ СГ; ГС+СГ | 1 | ||||||
4-я неделя | Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф. | Составление схем слогов и слов. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Развитие графо-моторных навыков. | 1 | ||||||
Январь | |||||||||
1-я неделя | КАНИКУЛЫ | ||||||||
2-я неделя | Звуки В-ВЬ. Буква В | Составление схем слогов и слов. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Развитие графо-моторных навыков. | 1 | ||||||
3-я неделя | Звуки К-КЬ Буква К. | Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза. Деление слов на слоги разной слоговой структуры. Развитие графо-моторных навыков. | 1 | ||||||
4-я неделя | Звуки Г-ГЬ Буква Г | Составление схем слогов и слов. Дифференциация гласных и согласных звуков. Составление схем простых предложений. | 1 | ||||||
Февраль | |||||||||
1-я неделя | Звуки Х-ХЬ Буква Х | Дифференциация по артикуляции или акустическим признакам. Развитие оптико-пространственных ориентировок. | 1 | ||||||
2-я неделя | Звук Й Буква Й | Определение наличия или отсутствия звука в слове. Чтение односложных и двусложных слов. | 1 | ||||||
3-я неделя | Буква Я Буква Я | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | ||||||
4-я неделя | Буква Е Буква Е | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | ||||||
Март | |||||||||
1-я неделя | Звуки С-СЬ Буква С | Дифференциация звуков по мягкости - твердости. Закрепление составления схем слов. | 1 | ||||||
2-я неделя | Звуки З-ЗЬ Буква З | Составление слов по начальным звукам данных слов. Чтение простых предложений. | 1 | ||||||
3-я неделя | Звук Ц Буква Ц | Дифференциация свистящих звуков. Составление схем трехсложных слов. Развитие оптико-пространственных ориентировок. | 1 | ||||||
4-я неделя | Звуки Р-РЬ Буква Р. | Деление слов на слоги, выделение ударного гласного в слове. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. | 1 | ||||||
5-я неделя | Звуки Л-ЛЬ Буква Л | Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью добавления буквы. Чтение простых предложений. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. | 1 | ||||||
Апрель | |||||||||
1-я неделя | Буква Ё Буква Ё | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | ||||||
2-неделя | Буква Ю Буква Ю | Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение аналитико-синтетическим способом. | 1 | ||||||
3-я неделя | Звук Ш Буква Ш | Закреплять навык преобразования слов с помощь добавления слогов. Составление слов по последним звукам данных слов. | 1 | ||||||
4-я неделя | Звук Ж Буква Ж | Учить выкладывать из букв разрезной азбуки слова, простые предложения. Закреплять умение определять количество слов в предложении их последовательность. | 1 | ||||||
Май | |||||||||
1-я неделя | Звук Ч Буква Ч | Проводить звуко-слоговой анализ и синтез на основе наглядно-графических схем. Продолжить работу со словами более сложной слоговой структуры (черепаха, жучка, тучка). Учить их анализировать и выкладывать из букв разрезной азбуки. | 1 | ||||||
2-я неделя | Звук Щ. Буква Щ. | Продолжить работу по закреплению навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв. Удаления или добавления буквы (плач – плащ, челка – щелка). Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность, выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения. | 1 | ||||||
3-я неделя | Мягкий знак. | Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения. Закрепление оптико-пространственных ориентировок. | 1 | ||||||
4-я неделя | Твердый знак. | Познакомить с буквой и функцией смягчения и разделения. Дифференциация Ь и Ъ. Закрепление оптико-пространственных ориентировок. | 1 |
2.5. Перспективный тематический план образовательной деятельности по формированию и совершенствованию лексико-грамматического строя
Форма организации занятий - подгрупповая. Всего - 72 занятия.
2.6. Перспективный тематический план образовательной деятельности по развитию и совершенствованию связной речи
Форма организации занятий - фронтальная. Всего - 36 занятий.
№ недели | Лексическая тема | Содержание | Кол-во занятий |
СЕНТЯБРЬ | |||
3 | Фрукты | Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки. Составление рассказа-описания о фруктах по предложенному плану. | 1 |
4 | Овощи | Знакомство с многозначными словами (лук). Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов. Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану. | 1 |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Грибы | Знакомство с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка). Составление рассказа по картинке "Где ёжик сушил грибы?" (с использованием предлогов на, в, под. | 1 |
2 | Ягоды | Составление рассказов-описаний о ягодах по предложенному плану. | 1 |
3 | Деревья | Упражнять в конструировании предложений по опорным словам. Упражнение в согласовании слов в предложении. | 1 |
4 | Осень | Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Составление рассказов-описаний по предложенному плану. Составление рассказа-сравнения осени и лета. | 1 |
НОЯБРЬ | |||
1 | Игрушки | Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить детей отвечать полным предложением. Составление рассказа "Как дети играли с игрушками" (с опорой на картинки). Составление рассказа по представлению "Как я играю с любимой игрушкой". Составление рассказа об игрушках по предложенному плану. | 1 |
2 | Продукты питания | Составление рассказа (рецепта) о приготовлении горохового супа, блинов, компота. | 1 |
3 | Посуда | Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко). Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану. | 1 |
4 | Мебель | Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 |
5 | Человек. Семья | Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений с союзом чтобы. Составление рассказа о маме (папе) по предложенному плану. | 1 |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Зима. Зимние забавы | Составление рассказов-описаний по предложенному плану. Составление рассказа с опорой на предметные картинки. | 1 |
2 | Зимние виды спорта | Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением. Пересказ с опорой на предметные картинки. | 1 |
3 | Зимующие птицы | Составление рассказа по серии картинок | 1 |
4 | Новогодний праздник | Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. | 1 |
ЯНВАРЬ | |||
2 | Устное народное творчество | Пересказ литературного текста (сказки) с опорой на предметные картинки. | 1 |
3 | Одежда | Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану. | 1 |
4 | Обувь | Знакомство с многозначным словом (язычок). Составление рассказа о различных видах обуви по предложенному наглядному плану. | 1 |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Наш город | Составление рассказа по серии картинок. | 1 |
2 | Транспорт | Дополнить рассказ нужными словами, пересказ (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 |
3 | ПДД | Пересказ сказки с опорой на предметные картинки "Как Колобок свою сестрицу догонял". | 1 |
4 | Защитники Отечества | Выучить стихотворение. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Ответь на вопросы»). | 1 |
МАРТ | |||
1 | Перелетные птицы | Совершенствовать умение составлять простые предложения (упражнение «Нелепицы»). Расположить картинки в нужной последовательности и пересказать рассказ. | 1 |
2 | Весна. Мамин праздник | Выучить стихотворение. Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Нелепицы»). | 1 |
3 | Домашние птицы | Учить детей продолжать рассказ, с опорой на начало и сюжетные картинки. Составление рассказа по предложенному наглядному плану (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 |
4 | Дикие животные | Учить составлять предложения с противительным союзом а (упражнение «Нелепицы»). | 1 |
5 | Домашние животные | Составление рассказа по предложенному плану (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Зоопарк | Учить составлять разные типы предложений (упражнение «Четвёртый лишний», «Нелепицы»). Составление сравнительных рассказов по образцу и с опорой на схему (упражнение «Расскажи-ка»). | 1 |
2 | Космос | Составление рассказа по предложенному плану. | 1 |
3 | Профессии. Инструменты | Учить составлять сложноподчинённые предложения, сложносочинённые (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Закончи предложения»). Составление рассказа по серии картинок. | 1 |
4 | Школьные принадлежности | Учить составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»). Составление рассказа по серии картинок. | 1 |
МАЙ | |||
1 | День Победы | Закреплять навык составления рассказа по картине. | 1 |
2 | Рыбы | Составление предложений с предлогами (упражнение «Рассмотри и расскажи»). Составление рассказа по предложенному наглядному плану. | 1 |
3 | Цветы | Продолжать формировать навыки согласования слов в предложении (упражнение «Букет для мамы»). Продолжать учить составлять предложения с предлогами (упражнение «Путешествие пчёлы»). Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану. | 1 |
4 | Насекомые | Пересказ сказки «Муха-Цокотуха» (с опорой на сюжетную картинку). | 1 |
5 | Лето | Закреплять навык составления рассказа по картине. | 1 |
III. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение
осуществления логопедической деятельности
Оборудование логопедического кабинета
Стол детский – 1 шт.
Стулья детские – 2 шт.
Стул – 1 шт.
Стеллаж – 2 шт.
Стол – 1 шт.
Дидактический стол с зеркалом – 1 шт.
Доска магнитная – 1 шт.
Ковер – 1 шт.
Учителем-логопедом составлен перечень методической литературы и иллюстративного материала используемого с детьми 6-7 лет в ходе логопедической деятельности.
Методическая литература
Уфимцева Л. «Использование здоровье развивающих технологий обучения в логопедической группе» 1, 2 часть. - Красноярск, 1993
Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998
Коноваленко В.В. «Индивидуальная работа воспитателя по коррекции звукопроизношения» -
М.: Гном – пресс, 1998
Комратова Н.Г. «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.
Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург, 2005.
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.
Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением речи. Москва, 2000г.
Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Владос,2001
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
речи. — СПб., 2001.
Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.
Нищева Н. В. « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов - М.: ВЛАДОС, 2002.
Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.
Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
Смирнова И. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения.- М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
Цейтлин С. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000.
Чистякова И.А. 64 игры для формирования грамотной фразы. СПб.: КАРО, 2006
Коррекция звукопроизношения
Артикуляция звуков в графическом изображении
Постановочные зонды, шпатели
Спирт для обработки инструментов, вата
«Способы постановки звуков»
Соколенко Н.И. «Посмотри и назови» 2 книги
Карточки для автоматизации и дифференциации звуков
Новоторцева Н.В. «Рабочие тетради по звукам Р, Р*, Ч,Щ,С,С*,Л,Л*,З,З*»
Гадасина Л.Я. «Звуки на все руки»
Перегудова Т.С., Османова Г.А. «Вводим звуки в речь: Ч, Щ»
Коноваленко В.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»
Логопедическая серия «Скороговорки: С, Ш, Л»
Жихарева – Норкина Ю.Б. «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми»
Туманова Т.В., Филичева Т.Б. «Учитесь говорить правильно»
Нищева Н.В. «Будем говорить правильно»
Комарова Л.А. «Автоматизация звука в игровых упражнениях» - 9 тетрадей.
Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка», «Звенелочка», «Цоколочка», «Жужжалочка и Шипелочка», «Приключения Л», «День рождения Р» и др.
Развитие фонетического восприятия,
подготовка к обучению грамоте
Успенская Л.Г. «Учитесь говорить правильно»
Волина В.В. «Учимся играя»
Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя»
Глинка Г.А. «Буду говорить, читать и писать правильно»
Кочугова Н.П. «Трёхсложные слова с открытыми слогами» (картинный материал)
Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой)
«Волшебные домики» (слоговые домики, предложения) , слоги (для чтения)
Кравченко И.А. «Игры и упражнения со звуками и словами»
Хватцев Е.М. «Логопедия. Работа с дошкольниками»
Жукова Н.С. «Букварь»
Картинки на развитие воздушной струи.
Звуковые дорожки, «Весёлые подружки» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)
Наглядный материал «Буквы», объёмные буквы, алфавит, разрезная азбука.
Демонстрационный материал по формированию навыка чтения.
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий» (подготовительная группа)
Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика»
Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей»
Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи»
Киселёва Г.А. «Книжка-учишка 1,2,3»
Микшина Е.П. «Видим, слышим, говорим»
Борисенко М.Г. «Потешки про Ваню»
Глинка Г.А. «Развиваем мышление и речь»
Фролова Г. «Зимушка-зима»
Худенко, Шаховская «Конспекты по формированию связной речи у детей»
Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»
Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи»
Серия «Живое чтение» по сказкам:
- «Репка»
- «Красная шапочка»
- «Курочка Ряба»
- «Волк и семеро козлят»
- «Три поросенка»
Борисенко М.Г., Лукина Н.В. «Грамматика в играх и картинках»:
- Овощи
- Насекомые
- Игрушки
- Перелётные и зимующие птицы
- Фрукты
- Животные наших лесов
- Птицы (домашние)
Плакаты:
- Овощи
- Фрукты
- Перелётные птицы
- Зимующие птицы
- Схемы для описания птиц
- Насекомые
- Игрушки
- Животные наших лесов
- Птицы (домашние)
Папки по лексическим темам:
-дикие животные
-цветы
-домашние животные
-животные жарких стран
-животные севера
-насекомые
-деревья и кустарники
-овощи
- фрукты
-ягоды, грибы
-день защитника отечества
-профессии
-транспорт
-одежда, обувь
-птицы: домашние, перелётные, зимующие
-посуда, пища
-мебель
Дидактические игры
«4 лишний»
«Волшебные картинки» (папка дошкольника)
«Большой – маленький»
«Собираем урожай»
«Определи по контуру»
«Узнай и назови»
«Мои любимые сказки»
«Осень, зима, весна, лето»
«Картинка в картинке»
«Кто есть кто? »
«Кто где живёт?»
«Кто что ест?»
Кубики: Овощи Игрушки
Логопедическое лото
Силуэты животных
Ткаченко «Звуки и буквы»
Разрезные картинки
Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы».
Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, сухой фасолевый бассейн).
3.2. Организация предметно - пространственной развивающей
образовательной среды
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
В логопедическом кабинете организовали развивающую среду и наполнили
необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой
деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков содержат по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей). Игрушки и оборудование стали более разнообразными и сложными (массажер Су - Джок и другие игрушки-головоломки).
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются дидактический стол с зеркалом, два стула. Над зеркалом стенд с основными артикуляционными упражнениями. На столе игры для развития дыхания, игрушка для проведения артикуляционной гимнастики, звуковые дорожки. На стене - азбука в картинках.
Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудована учебным столом, стульями, стендом для наглядности.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена стеллажами и этажеркой и содержит следующие разделы:
- материалы по обследованию речи детей;
- материалы по коррекции звукопроизношения;
- материалы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
- материалы по развитию фонематических процессов;
- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
Информационная зона для родителей расположена в приемной группы и содержит доступные консультации о развитии и коррекции речи детей.
Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает почувствовать уверенность в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ОНР
Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает напис...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ТНР 2016 - 2017 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (старшая группа) разработана на основе адаптированной...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с интеллектуальной недостаточностью (Синдром Дауна)
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с интеллектуальной недостаточностью (Синдром Дауна)...
Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Подготовительная к школе группа.
Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Подготовительная к школе группа....
Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Средняя группа
Рабочая программа учителя-логопеда. Для детей с СНР при ЗПР. Средняя группа...
Рабочая программа учителя логопеда для детей с ТНР (вариант 5.2)
Рабочая программа...