Картотека заданий для воспитателей по лексическим темам
картотека по логопедии
Картотека заданий для воспитателей по лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_zadaniy_dlya_vospitateley_po_leksicheskim_temam.docx | 112.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Детский сад». Знакомство с органами артикуляции
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: группа; игровые уголки, спальня, раздевалка, кухня, прачечная, спортивный зал, музыкальный зал, кабинет, участок; воспитатель, помощник воспитателя, логопед, заведующий, музыкальный руководитель и т.д.
Глаголы: заниматься, играть, слушать, наблюдать, считать, решать, задавать, рисовать, заниматься, выполнять, гулять, бегать, строить, обедать, отдыхать, учить, воспитывать, помогать, стирать, варить, лечить.
Прилагательные: просторный, теплый, уютный, добрый, веселый, радостный, внимательный, старательный, требовательный, заботливый, логопедический
Наречие: вперед, назад, вниз, вверх, аккуратно, опрятно, красиво, уютно, громко, тихо, вкусно
2.Рассказать о правилах поведения в детском саду:
приходить в детский сад во время, аккуратно и чисто одетым, иметь при себе носовой платочек,; необходимо вежливо общаться с детьми и взрослыми
3. Игра «Чья это профессия?»
Побеседуйте о профессиях людей, работающих в детском саду (заведующий, воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, медсестра, повар, прачка, помощник воспитателя, музыкальный руководитель...)
Задайте вопросы и попросите ребенка ответить на них.
- Кто руководит детским садом?
- Кто учит и воспитывает детей?
- Кто учит детей правильно и красиво говорить, исправляет звуки?
- Кто следит за здоровьем детей, делает прививки?
- Кто готовит для детей вкусную еду?
- Кто следит за чистотой в группе?
4. Игра «Мой, моя, мое»
Задайте ребенку вопросы и добивайтесь полного ответа.
- Чья группа? (Моя группа)
- Чей стол? (Мой стол)
- Чей шкаф? (Мой шкаф)
- Чье окно? (Мое окно)
- Чьи друзья? (Мои друзья)
5. Закрепите пальчиковую гимнастику:
В нашей группе все друзья. (сжимают и разжимают кулачки)
Самый младший — это я. (разжимают пальчики поочередно начиная с мизинца)
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
6. Закрепите органы артикуляционного аппарата:
Провести беседу
Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.
Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями-
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки
В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалом):
Первая дверь это губы, вторая- зубы.
Произнеси звук (п). Этот звук произносим губами.
Произнесите звук (л). Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.
Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д)-здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с).
Органы которые участвуют в образовании звуков можно назвать одним словом -артикуляционный аппарат.
7.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Деревья». Звук [У], буква У.
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: дерево, растение, сосна, ель, кедр, лиственница, ива, береза, клен, рябина, пень, лес, ствол, корни, ветка, сук, кора, древесина, лист, листва, почка, сережка, желудь, шишка, хвоя, куст, крона, плод, семена, бор, роща, дубрава, гриб, ягоды, боровик, опенок, лисичка.
Глаголы: : расти; цвести; шуметь; падать; рубить; собирать.
Прилагательные: зеленый, хвойный, лиственный, смешанный, высокий, низкий, молодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, резной, узкий, широкий, пышный, осенний, весенний, желтый, оранжевый, багряный.
2. Закрепить: - названия деревьев (береза, рябина, дуб, клен, ель),
- строение дерева (ствол, ветки, листья, корни);
- различие деревьев по форме листьев и стволов.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику «Деревья».
Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями)
Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол)
4. Дид. упр-е «Где растут деревья?» употребление в речи предлога в.
Береза – это дерево. Береза растет в лесу. Рябина – это дерево. Рябина растет в лесу. Дуб – это дерево. Дуб растет в лесу. Клен – это дерево. Клен растет в лесу. Береза, рябина, дуб, клен – это деревья. Деревья растут в лесу. В лесу много деревьев.
5. Дид. упр-е «Скажи наоборот». Образование антонимов путем договаривания предложений.
У клёна листья большие, а у берёзы… маленькие. У дуба ствол толстый, а у берёзы… тонкий. У берёзы ствол светлый, а у клёна…темный. У березы листья, а у ели…иголки.
6. Дид. упр-е «Назови много». Образование множественного числа существительных.
Береза – березы, рябина – рябины, дуб – дубы, клен – клены, елка – елки, дерево – деревья, лист - листья, ветка - ветки, ствол – стволы, корень – корни.
7. Дид. упр-е «Назови: Какой? Какая?» Дуб какой? могучий, большой; береза какая? белая, кудрявая; рябина какая? тонкая, красная; елка какая? зеленая, колючая; клен какой? красивый, разноцветный.
8.Дид. упр. «Назови листочек»:
Лист берёзы - …берёзовый;
Лист клёна - …кленовый;
Лист рябины - …рябиновый;
Лист дуба - …дубовый и т.д.
9. Дид. упр «Объясни словечко»: Разноцветные, листопад, проливной.
10. Составить по картинкам трехсловные предложения по образцу:.
Мама сгребает листья. Девочка собирает листья. Дети собирают яблоки. и т.д.
11. Закрепить характеристику звука [У] – гласный звук, поется. Горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), воздух легко проходит через рот, воздуху ничего не мешает, губы сделали воротца для воздуха, их форма напоминает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить. Обозначаем красным кружком.
Поиграть в игру «Поймай звук». Взрослый называет разные звуки, ребенок хлопком выделяет только звук [у].
12. Проговаривать вместе с детьми несколько раз:
Я на дудочке играю,
маме песню напеваю: «у-у-у!».
13. Выполнить графическое начертание буквы У.
10.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Золотая осень». Звук [А], буква А.
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес.
Глаголы: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.
Прилагательные: красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветным.
2.Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением осени.
Отметить характерные особенности осени.
Понаблюдать за осенними изменениями в природе.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику «Осень»:
Раз, два, три,четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем, (загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесем («шагают» по столу)
4.Закрепить осеннюю одежду, обувь.
5. Д\игра: « Назови ласково»: шапка-шапочка, шарф -…, сапоги -…, кепка -…, куртка -…, ботинки -…
6. Д\игра «Один-много»: шапка-шапки, шарф-…, сапог-…, кепка-…, куртка-…, кофта-…, плащ-…
7. Д\игра «Что лишнее? Почему?» Куртка, плащ шапка, ботинки.
Сапоги, свитер, ботинки, босоножки.
8. Закрепить характеристику и артикуляцию звука [А]
Малыш громко плачет: «А-а-а-а-а!».
Произнеси [а] громко, как малыш.
Мама качает дочку и поет ей тихо: [а-а-а].
Спой звук [а] тихо, как мама.
Дать характеристику звука [а] – гласный звук, поется.
Горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку),
Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает.
Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить. Обозначаем красным кружком.
Поиграть в игру «Поймай звук». Воспитатель называет разные звуки, ребенок хлопком выделяет только звук [а].
Проговаривать вместе с детьми несколько раз:
Мама доченьку качала, мама дочке напевала: «а-а-а». Папа доченьку качал, папа дочке напевал: «а-а-а».
9. Выполнить графическое начертание буквы А.
10.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Игрушки». Звук [М].
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: игрушки, пирамидка, волчок, матрешка, неваляшка, погремушка, кубики, конструктор, машина, кораблик, самолет, фабрика, магазин, обруч, мяч, шар.
Глаголы: : прыгать, катать, вращать, играть, надувать, складывать; строить, убирать, разбрасывать, делиться.
Прилагательные: игрушечный, любимый, мягкий, маленький, большой, стеклянный, железный, пластмассовый, резиновый, деревянный, глиняный, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, плюшевый.
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику:
На большом диване в ряд Куклы Танины сидят.
(Чередовать хлопки с постукиванием сжатых кулаков друг о друга)
Тут медведь, и Чиполино, (Загибать поочередно пальцы в кулак)
И веселый Буратино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять — (Поочередно разгибать пальцы) Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать.
(Чередовать хлопки с постукиванием сжатыми кулаками друг о друга)
4. Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации с изображением игрушек, назвать их. Обратить внимание на то, из каких частей состоит каждая игрушка?
У куклы – голова, туловище, руки, ноги; у машины – кузов, кабина, колёса и т.д.
5. Отметить внешние признаки игрушки: цвет, форму, величину, качество (мягкая, твёрдая, гладкая, шершавая.) Опиши любимую игрушку.
6. Определить материал, из которого каждая игрушка сделана:
( из дерева -деревянная, из пластмассы - …, из резины - …, из плюша - …, из меха - …, из металла - …, из глины - …, из стекла - …
7. Побеседовать о том, где изготавливаются и продаются игрушки.
8. Упражнение «Жадина»: использование детьми местоимений: мой, моя, моё
(Мой мишка. Моя кукла. Моё зеркальце.)
9. Упражнение «Скажи наоборот»:
Закончи предложения.
Мишка большой, а зайчик - …
Ослик мягкий, а кубик - …
Машина тяжёлая, а мячик - …
Автобус новый, а кукла - …
10. Подобрать действие к предмету:
мяч (что делает?) – прыгает, скачет, катится:
машина (что делает?) – едет, останавливается, мчится, загружается и т.д.
11. Подобрать признак к предмету:
кукла (какая?) - …,
мяч (какой) - …,
матрёшка (какая) - …,
неваляшка (какая?) - …
12. Упражнение «Узнай игрушку на ощупь»
13.Упражнение «Один - много»:
кукла-куклы, Мяч - Пирамида - Кубик - Флажок - Шар - Матрешка - Машина - Мозаика –
14. Упражнение «Назови ласково»:
Шар – шарик, Мяч - ,Флаг - ,Кукла - , Машина - ,Коляска – .
15. Закрепить артикуляцию звука [м] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный, твёрдый, звонкий. Горлышко звенит, значит, звонкий звук.
Губы сжаты, не пускают воздух. Воздух идет через нос. Когда говорим звук [м], нос сердится, «гудит» и губы «гудят». Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами. Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета.
16. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [м]: мак, майка, мыло, нос, сын, мука, дом, гном, сом, ток, лак, панама, пижама, комар, лампа, конь.
17. Выполнить графическое начертание буквы М.
18.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Грибы». Звук [О].
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: Лес, грибы, подберёзовик, подосиновик, рыжик, сыроежка, боровик, лисичка, маслёнок, лесник, корзина, мухомор, опята.
Глаголы: расти, варить, резать, чистить, собирать, мыть, есть, находить, заготавливать, сушить.
Прилагательные: крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, рыжий, съедобный, несъедобный.
2. Рассмотреть иллюстрации съедобных и несъедобных грибов.
Познакомить с их названиями: белый гриб, подберёзовик, лисички, мухомор, поганка.
3. Упражнение: «Расскажи какие?»
Составление рассказов о грибах по плану: цвет, размер, форма, вкус, где растёт, что можно приготовить.
4.Закрепить пальчиковую гимнастику: «Грибы»
В лес пойду я по грибы, (левую руку сжать в кулак, правую ладошку положить сверху)
Соберу боровики. (сжимать и разжимать кулачки)
Принесу я их домой. («домик»-соединить пальцы рук «крышей»)
Мама сварит суп грибной. (поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках)
5. Упражнение: «Подбери признаки» (не менее трех признаков):
мухомор (какой?) – …
6. Упражнение: «Один – много»: (именительный падеж множественного числа):
гриб — грибы
подберезовик — …
шляпка — …
мухомор –
лисичка — …
пень — …
7. Упражнение: «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):
мухомор – нет мухомора подберезовик — …
шляпка — … поганка — …
пень — …
8. Упражнение: «Посчитай» один гриб, два …, три …, четыре …, пять …;
одна волнушка, две … , три …, четыре …, пять… .
9. Упражнение: Ответь на вопросы:
Где растут грибы: под березой – подберезовик, под осиной – … опенок – …
Что можно делать с грибами? Как называется суп из грибов? Как называют человека, собирающего грибы? В какое время собирают грибы?
10. Упражнение: «Что лишнее и почему?»
Поганка, волнушка, шишка, мухомор.
Подосиновик, масленок, мухомор, лисички.
11. Упражнение «Назови ласково»
Подберезовик – подберезовичек, подосиновик – подосиновичек, масленок – масленочек, опенок – опеночек, мухомор – мухоморчик, поганка – поганочка, сыроежка – сыроежечка, белый гриб – беленький грибочек.
12.Прочитайте и обсудите произведение В. Сутеева «Под грибом»
13.Закрепить характеристику звука [о] – гласный звук, поется. Горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает огурчик (овал). Звук можно петь, тянуть, его легко говорить. Обозначаем красным кружком.
14. Поиграть в игру «Поймай звук». Взрослый называет разные звуки, ребенок хлопком выделяет только звук [о].
«Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [о]: Оля, осень, суп, мука, ослик, облако, сок, сом, сыр, лиса, косы, осы, кот, малина, сапог, ведро, лицо.
15. Выполнить графическое начертание буквы О.
16.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Дикие животные». Звук [Б] [Б’].
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, клыки, берлога, шатун.
Глаголы: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.
Прилагательные: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом с детьми.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику: «Дикие животные»
Сидит белка на тележке (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачки)
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке, (загибают по одному пальчику)
Воробью, синичке, мишке толстопятому,
заиньке усатому.
Кому в платок, (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачки)
Кому в роток, кому в лапочку.
4.Рассмотрите вместе с детьми иллюстрации с изображением диких животных: медведя, волка, лисы, зайца, белки, ежа, лося, кабана. Предложите детям назвать детёнышей животных.
5.Обратите внимание на строение тела диких животных, наличие острых клыков, зубов, когтей, рогов, колючек и т.д.
6.Закрепите представления о том где живут дикие животные: в норе, берлоге, дупле, логове и т.д;
7.Упражнение «Кто как голос подаёт»: медведь – рычит, волк – воет, кабан – хрюкает;
кто что ест: белка – орехи; мёд – медведь; грибы – ёж; кору – заяц.
8. Упражнение: «Что общего и чем отличаются».
Белка и лиса; Медведь и ёж; Волк и собака.
9.Побеседуйте с детьми о том, как звери готовятся к зиме: заяц и белка меняют шубки, белочка утепляет своё дупло, делает на зиму запасы, ёж натаскивает в свою норку сухих листьев и мха, медведь с осени готовит берлогу и т.д.
10.Отгадать загадки с детьми, одну выучить:
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это… белка.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Пышный хвост – краса.
Кто это?.. (Лиса)
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Еж)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
11. Образовать слова, отвечающие на вопросы: чей, чья, чьё, чьи? У зайца заячий хвост, заячья лапа, заячье ухо, заячьи следы. У лисы …, у волка …, у медведя …
12. Упражнение «Один-много» белка – много белок, медведь — …, лиса — …, ёж — …, волк — …, заяц — …, лось — …, кабан -…
13. Назвать детенышей: у лисы – лисенок, лисята, у волка — …., у медведя — …
14. Закрепить артикуляцию звука[Б] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный, твёрдый. Губы не хотят пускать Воздух, а Воздух все равно прорывается между ними, и Губы сердятся, «бурчат», шлепают друг о дружку. Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета.
15. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [Б]: банка, ботинки, панама, пальто, булавка, бубен, барабан, палатка, пуговицы, буквы, игрушки, бусы, баран, бабочка.
16.Проговаривать потешку с интонацией, громко и радостно, четко и ясно:
Покупайте баклажаны, булки, бублики, бананы.
17. Закрепить артикуляцию звука [Б’]– этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. При произнесении звука губы растягиваются в улыбке, произносится мягко. Мягкие согласные обозначаем кружком зеленого цвета.
18. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [Б’]: бинокль, белка, бутылка, паста, билет, белый, бык, платок, бубен.
19. Проговаривать фразу со звуком [Б’] за взрослым несколько раз:
Потеряли ботики в болоте бегемотики и бегают босые - будто бы большие.
20. Выполнить графическое начертание буквы Б.
21.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Домашние животные». Звук [Т] [Т’].
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан, поросенок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда.
Глаголы: мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить.
Прилагательные: крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушистый, верный, быстрый, густой.
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом с детьми.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику: «Домашние животные»
Повстречались два котёнка:
Мяу-мяу!
Два щенка: ав-ав!
Два жеребёнка: иго-го!
Две овцы: ме-ме!
Два быка: му-у! (на каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и
левой рук, начиная с мизинца)
Посмотри, какие рога! (показать «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы)
4. Показать и назвать животных на картинке. Кто это? (Это кошка (собака, корова, лошадь, коза, свинья). Кто они все вместе? (Это домашние животные.) Где живут домашние животные? (Домашние животные живут рядом с человеком.)
5.Упражнение «Покажи и скажи»:
Где живет кошка? (Кошка живет в доме.) Где живет собака? (Собака живет в будке.)
Где живет корова? (Корова живет в сарае, в хлеву) Где живет лошадь? (Лошадь живет в конюшне.)
Где живет коза? (Коза живет в сарае.) Где живет свинья? (Свинья живет в сарае, в свинарнике)
3.Составить предложения из 4-х слов (проговаривать): Маша кормит собаку мясом. Петя кормит лошадь сеном. Катя кормит кошку молоком. Мама кормит свинью хлебом. Бабушка кормит козу травой. Зоя кормит корову хлебом.
4. Отгадать с детьми загадки. Одну из них выучить наизусть.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка) Кошка какая? – домашняя, пушистая, ласковая.
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвостик колечком. (Собака) Собака какая? – добрая, смелая, сторожевая.
Нос пятачком, а хвост крючком. (Свинья) Свинья какая? – толстая, добрая, розовая.
Стоит гора, спереди – вилы, а сзади - метла. (Корова) Корова какая? – большая, умная, домашняя.
5.Упражнение: «Что у кого?»
У коровы – рога, голова, туловище, ноги, копыта, хвост.
У свиньи – пятачок,… .
У лошади – грива,… .
У собаки – лапы,… .
6.Упражнение: «Кто как голос подаёт?»
Собака - … лает.
Кошка - … мяукает, мурлычет.
Лошадь - … ржёт.
Корова - … мычит.
Свинья - … хрюкает.
Овца -… блеет.
7. «Объясни выражения»
Ослиное упрямство.
Собачья преданность.
Живут, как кошка с собакой.
8.Упражнение: «Кто у кого?»
У собаки-щенок, щенки. У кошки-котенок, котята, у козы-…, у коровы-…,, у лошади-…, у свиньи-…
9.Закрепить артикуляцию звука [т] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный, твердый. Язык не хочет пускать Воздух. Он поднялся к бугоркам за верхними зубами, прижался к ним, устроил преграду. Но Воздух прорывается сквозь преграду, а Язык сердится и тихо стучит по бугоркам.
Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета.
10. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет
только слова со звуком [т]: тапочки, тыква, Толя, бубен, танк, туфли,
книга, дыня, ток, хлеб, тазик, подушка, Таня, трактор.
11.Закрепить артикуляцию звука [ть] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. При произнесении звука губы растягиваются в улыбке, произносится мягко. Мягкие согласные обозначаем кружком зеленого цвета.
12. Поиграть в игру «Поймай слово». ». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [ть]: тень рябина, тетрадь, тигр, тётя, пень, тина, береза, петрушка, тишина, апельсин, телёнок, телевизор, тир.
13. Выполнить графическое начертание буквы Т.
14.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Домашние птицы». Звук [Д] [Д’].
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: птицы, курица, петух, цыпленок, утка, селезень,утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курятник, птичник, хозяйка, птичница, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, перепонки, птицефабрика, птенцы, корм, наседка, несушка, двор.
Глаголы: клевать, кормить, кричать, нестись, плавать, шипеть, щипать, шагать, переваливаться, крякать, гоготать, кудахтать, высиживать.
Прилагательные: крупный, мелкий, белый, пестрый, желтый, пушистый, легкий, большой, маленький, важный.
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику: «Домашние птицы»
Гуси песни распевали:
Га-га-га, га-га-га (большой пальчик ритмично прижимаем к остальным)
Посидели (сжатые кулачки на коленях)
Поклевали («клюём», по коленям)
Маму с Димой пощипали:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха! (пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипываем друг друга)
Но от них мы убежали.
Да-да-да! (шагаем всеми пальчиками обеих рук по коленкам, как сороконожки)
4. Рассмотреть иллюстрации домашних птиц: курицы, петуха, утки, гуся, индюка. Назвать птенцов. Вспомнить с детьми, чем кормят домашних птиц, какую пользу они приносят человеку, как человек за ними ухаживает. Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние птицы».
5.Упражнение «Скажи, кто как кричит»:
Как кричит курица? (Ко-ко-ко.) Что курица делает? (Курица квохчет.)
Как кричит петух? (Ку-ка-ре-ку.) Что петух делает? (Петух кукарекает.)
Как кричит гусь? (Га-га-га.) Что гусь делает? (Гусь гогочет.)
Как кричит утка? (Кря-кря-кря.)Что утка делает? (Утка крякает.)
6. Упражнение «Назови ласково птенцов»: утенок – утеночек, цыпленок – цыпленочек, гусенок – гусеночек; утята – утятки, цыплята – цыплятки, гусята – гусятки.
7. Упражнение «Посчитай слова до пяти»: петух (один петух, два петуха, три петуха, четыре петуха, пять петухов) и также со словами: гусь, курица, цыпленок, утенок.
8. Упражнение «Сравни: найди общее и отличия» Петух и курица; Индюк и утка.
9.«Отгадай загадки»:
Пёстрая крякуша Ходит по двору хохлатка Ловит лягушек, С нею жёлтые ребятки. Ходит вразвалочку И зовёт она: «Ко – ко, Спотыкалочку. Не ходите далеко!» (утка) (курица с цыплятами)
На заборе сидит, Красные лапки, Громко, громко Щиплет за пятки, «Ку –ка – ре - ку» кричит. Беги без оглядки. (петух) (гусь)
9. Закрепить артикуляцию звука [д] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. Язык не хочет пускать Воздух. Он поднялся к бугоркам (альвеолам) за верхними Зубами, прижался к ним, устроил преграду. Но Воздух прорывается сквозь преграду, а Язык сердится и звонко стучит по бугоркам: д-д-д. Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета.
10. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [д]: дом, дым, танк, дыня, тапки, душ, друг, доктор, трава, тыква, дрова, дуб..
11. Закрепить артикуляцию звука [дь] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. При произнесении звука губы растягиваются в улыбке, произносится мягко, кончик языка опускается и упирается в нижние зубы. Мягкие согласные обозначаем кружком зеленого цвета.
12. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [дь]: диван, дятел, Дима, дыня, дуб, дерево, дети, дым, дядя, дом, деньги, дело.
13. Выполнить графическое начертание буквы Д.
14.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Обувь». Звук [Ф] [Ф’].
.
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: : : обувь, сапоги, сандалии, босоножки, туфли, кроссовки, кеды, тапки; шлепанцы, ботинки, каблук, подошва, застежка, молния, голенище, шнурок, язычок, стелька, ремешок, носок, пятка, кожа, замша, войлок, резина, мех, дерево, сапожник, фабрика,
ремонт, щетка.
Глаголы: обувать, снимать, ремонтировать, чистить, мыть.
Прилагательные: обувная, сапожная, осенняя, зимняя, резиновая, кожаная, спортивная, домашняя.
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом с детьми.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику: «Обувь»
Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки (На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
4. Рассмотреть вместе с детьми виды обуви, закрепите их названия.
5. Активизировать в словарь обобщающие понятия: «обувь».
6. Повторить с детьми детали обуви (голенище, каблук, подошва, язычок, шнурки, ремешки)
7.Упражнение «Из чего - какой?»
Туфли из кожи – кожаные туфли.
Сапоги с мехом - …
Сапоги из резины - …
Тапочки для дома - …
Обувь для спорта - …
Сланцы для пляжа - …
8.Упражнение «Назови ласково»
Туфли – туфельки, сапоги – сапожки и т.д.
9. Выучить загадку:
Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь, у нас работа:
Топать-шлепать по болотам.
(Резиновые сапоги)
10.Пересказ рассказа «Ботинки».
Однажды с прогулки Ваня пришёл домой в грязных ботинках. Грязные ботинки увидела мама. Мама дала Ване обувную щётку и крем для обуви. Щёткой Ваня начистил ботинки до блеска.
11. Закрепить артикуляцию звука [ф] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный, твёрдый. Нижняя губа прижимается к верхним зубам, они не хотят пускать воздух. Но воздух прорвался сквозь преграду и фырчит от радости. Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета.
12. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [ф]: фата, фартук, фокус, ванна, василек, флажок, телефон, фонарь, вафли, фантик, вилка, велосипед, Фая, шкаф, шарф, фарш, весна, фасоль, фотоаппарат.
13. Закрепить артикуляцию звука [фь] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. При произнесении звука губы растягиваются в улыбке, произносится мягко. Мягкие согласные обозначаем кружком зеленого цвета.
14. Выполнить графическое начертание буквы П.
15.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Овощи». Звук [А], [У].
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка.
Глаголы: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть.
Прилагательные: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый.
2.Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением овощей, побеседовать по картинкам.
3. Отгадать загадки, выучить одну по выбору:
* Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. (Морковь)
* Красные сапожки в земле и в лукошке. (Свекла)
* Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
* Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
* Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи. (Капуста)
* Сидит дед в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
4.Упражнение: «Придумай загадку» по предложенному плану воспитателя.
Учить описывать овощи, называя его цвет, форму, величину, вкус.
5. Закрепить пальчиковую гимнастику:
У Лариски – (по очереди разгибают пальчики
Две редиски. из кулачка, начиная с большого,
У Алешки – на одной, а затем на другой руке).
Две картошки.
У Сережки – сорванца –
Два зеленых огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
6.Упражнение «Из чего какой»:
Пюре из картофеля (какое?) - …картофельное;
Запеканка из моркови (какая?) - …морковная;
Салат из овощей (какой?) - …овощной;
Сок из помидоров (томатов) какой? - …томатный;
Икра из кабачка (какая?) - …кабачковая.
7. Упражнение «Как растут овощи и как их убирают?»
Предложите ребёнку назвать овощи, которые:
а) срезают ножом;
б) выкапывают лопатой;
в) срывают;
г) выдёргивают.
8. Упражнение «Назови ласково», образование существительных в уменьшительной форме.
Огурец – огурчик и т.д. (помидор, горох, морковь, картошка, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редиска)
9. Упражнение «Чего много в огороде?» , образование существительных множественного числа:
Огурец - много огурцов (горох, помидор, морковь, картошка, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок).
10. Упражнение «Сосчитай» , согласование числительных в роде, числе и падеже:
Одна морковка, две морковки, пять морковок (огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, чеснок, луковица, свекла, кабачок, баклажан)
11. Вспомнить характеристику звуков [а] [у]
Произнеси звук [а] долго (коротко, громко, тихо); произнеси звук [у] долго (коротко, громко, тихо).
Угадай, с какого звука начинаются имена девочек. Повтори их имена: Уля, Аня.
Придумать слова с заданным звуком [а] [у].
12. Выполнить графическое начертание буквы А.
13.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Одежда. Головные уборы». Звук [К] [К’].
.
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: : одежда, жилет, пиджак, костюм, пижама, сарафан, платье, юбка, брюки, шорты, халат, фартук, носки, гольфы, чулки, колготки, шуба, пальто, куртка, косынка, берет, фуражка, шапка, ушанка, панама, каска, кепка, шляпа, платок, воротник, пояс, карман, манжет, рукав, подол, козырек, помпон, поля, завязки, швея, закройщик, портной, модельер, шелк, хлопок, драп, ситец, лен, шерсть, сатин, бархат, мех, кожа, замша, пуговицы, иголка, машинка, ножницы, нитки, катушка, спицы, крючок, наперсток, перчатки, варежки.
Глаголы: одевать, шить, гладить, вешать, застегивать, вязать, кроить, пороть, стирать.
Прилагательные: зимняя летняя, демисезонная, спортивная, нарядная, мужская, женская, детская, удобная, домашняя, повседневная, выходная.
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом с детьми.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику: «Одежда»
Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (разогнуть большой палец)
«Поглядите – ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдёшь, (сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
4. Рассмотрите вместе с детьми предметы одежды, головных уборов; закрепите их названия.
5. Активизируйте в словаре обобщающие понятия: «одежда», «головные уборы».
6. Повторите с детьми детали одежды (воротник, рукава, манжеты, пояс, карманы, брючина), головных уборов (поля, козырёк, помпон, ленточки).
7. Упражнение «Подбери слово»
Тёплая зимняя меховая…
Старая синяя шерстяная …
Лёгкая шёлковая красивая…
Нарядное красивое праздничное…
Летняя лёгкая тонкая…(косынка)
Военная зелёная высокая…(фуражка)
8. Упражнение «Из чего - какой?»
Пиджак сшили из шерсти. Он … .
Платье сшили из шёлка. Оно …
Куртку сшили из кожи. Она ...
Шубу сшили из меха. Она…
Костюм для спорта - …
Пальто для зимы - …
Халат для дома - ...
Шапка для весны - …
Блузка для женщин - ...
Сарафан для лета - …
Брюки для мужчин - …
9. Упражнение «Скажи наоборот»
Плащ длинный, а куртка …
У военной фуражки козырёк маленький, а у бисболки …
Блузка светлая, а юбка …
Носки короткие, а гольфы …
Шапка толстая, а косынка тонкая …
Платье лёгкое, а шуба …
10. Упражнение «Что лишнее и почему?»
Панамка, кепка, косынка, ушанка.
Платок, пальто, шапка, шляпа.
Шуба, пуховик, пальто, платье.
11. Прочитать стихотворение Л.Ф.Воронковой «Маша - Растеряша».
12. Выучите
Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить и платочек положить. (3. Александрова «Мой мишка»)
13. Закрепить артикуляцию звука [К] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный, твёрдый. Язык не хочет пускать Воздух. Он выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, прижался к «потолочку» (нёбу). Воздух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, стучит по «потолочку» своим «хвостом». Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета.
14. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [К]: Кот, море, рука, мак, дым, бык.
15. Проговаривать потешку тихо, громко, шепотом: Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
16. Закрепить артикуляцию звука [К’] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. При произнесении звука губы растягиваются в улыбке, произносится мягко. Мягкие согласные обозначаем кружком зеленого цвета.
17. Дифференциация звуков [К]- [К’]. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [кь]: кино, курица, кепка, букет, капуста, лак, кисть, рука, комната, кость, кит.
18. Проговаривать потешку со звуком [К’] за взрослым несколько раз: У мышки в норке крошки и корки, кисель в бутылке, монетки в копилке.
14. Выполнить графическое начертание буквы К.
15.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Посуда». Звук [Н].
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: посуда, кастрюля, сковорода, половник, миска, нож, кружка, ковш, сито, терка, блюдо, тарелка, вилка, ложка, сервиз, блюдце, чайник, ваза, металл, фарфор, стекло, хрусталь, пластмасса, глина, чугун, дерево, серебро, носик, ручка, крышка, стенка, дно, стакан, кувшин, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня, столовая, повар.
Глаголы: варить. жарить, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть, накладывать, готовить, кушать, тереть, просеивать.
Прилагательные: хрупкая, прочная, новая, красивая, удобная, стеклянная, чугунная, металлическая, фарфоровая.
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику: «Посуда»
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга.
3.Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации посуды, закрепите названия предметов посуды и попросите показать следующие части: носик, крышку, ручки, края (стенки), донышко…
4. Формировать у детей умение использовать в речи обобщающее слово «посуда».
5.Закрепить представления детей о чайной, столовой и кухонной посуде - упражнение «Помощница»:
Помоги маме поставить чайную посуду на поднос, столовую – на обеденный стол, кухонную посуду - в шкафчик (использовать кукольную посуду).
6.Помогите детям в образовании слов - упражнение «Разложи»:
сухари –…(в сухарницу);
сахар –…(в сахарницу);
конфеты –…(в конфетницу);
соль –…(в солонку);
хлеб – …(в хлебницу);
молоко –…(в молочник);
масло – …(в маслёнку).
7.Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
бросать мяч и называть слово, а дети говорят наоборот.
Ложка чистая – ложка грязная.
Тарелка глубокая – тарелка мелкая.
Чашка большая – чашка маленькая.
Сковорода тяжелая – сковорода легкая.
Ножик старый – ножик новый.
8. Повторите с детьми из каких материалов изготавливают посуду –
упражнение «Из чего – какой?»:
Если вилка из пластмассы, она пластмассовая;
Если нож из стали, он стальной;
Если ложка из металла, она металлическая;
Если кувшин из глины, он глиняный;
Если тарелка из дерева, она деревянная;
Если чашка из фарфора, она фарфоровая;
Если блюдце из стекла, оно стеклянное.
9. Развитие зрительной памяти и внимания: упражнение «Что изменилось».
Воспитатель раскладывает на столе предметы посуды (в середине стола, в верхнем левом, в верхнем правом углу, в нижнем левом и нижнем правом углу). Дети запоминают расположение предметов посуды. Затем воспитатель меняет расположение посуды, а детям предлагает определить, что изменилось.
10. Закрепить артикуляцию звука [н]
звук не поется (спеть нельзя), он согласный, твёрдый. Рот закрыт, Язык поднят вверх, он не пропускает Воздух. Но Воздух нашел путь: он идет через Нос. Нос сердится и «гудит». Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета.
11. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [н]: нос, нота, мак, машина, бусы, нога, насос, косы, лимон, мука, танк, батон, слон.
12. Проговаривать загадку с интонацией:
Нужен нам на кухне очень, если только он наточен, ручка есть, но нету ножек... Ну, конечно, это…ножик.
13. Выполнить графическое начертание буквы М.
14.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Профессии». Звук [Х] [Х’].
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: : инструменты, топор, пила, рубанок, молоток, отвертка, ножницы, иголка, клещи, щипцы, плоскогубцы, мастерок, кисть, ключ, лопата, коса, зубья, ручка, ушко, шило, столяр, слесарь, маляр, штукатур, огородник, швея, сапожник, работа.
Глаголы: пилить, рубить, строгать, забивать, отвинчивать, резать, шить, копать, косить, красить, выдергивать.
Прилагательные: острый, тупой, железный, тяжелый, садовый, рабочий, деревянный, большой, маленький.
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом с детьми.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику: «Профессии»
Что принес нам почтальон? (Сжимают и разжимают кулачки.)
С толстой сумкой ходит он. («Шагают» пальчиками по столу.)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли — две кассеты
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали. (Загибают по одному пальчику)
4.Рассмотреть вместе с детьми картинки. Познакомить с названиями профессий: строителя, продавца, врача, учителя, воспитателя, парикмахера, водителя и т.д. Закрепить в словаре обобщающее понятие «профессии».
5.Побеседуйте с детьми о том, где и кем работают их родители. Предложите назвать профессии людей, работающих в детском саду.
6. Д\И «Угадай профессию».
Воспитатель раскладывает иллюстрации профессий людей, а дети называют и показывают соответствующие картинки.
Лечит людей (кто?) - … Воспитывает детей в детском саду (кто?) - ..
Водит машины, автобусы (кто?) - … Продаёт товары (кто?) - …
Учит детей в школе (кто?) - … Строит дома (кто?) - …
Делает причёски и подстригает (кто?) - …
7.Д\И «Подбери действия».
Предложите детям назвать как больше слов – действий.
Крановщик (что делает?) - … Сварщик (что делает?) - …
Стекольщик (что делает?) - … Каменщик (что делает?) - …
Электрик (что делает?) - … Врач (что делает?) - …
Повар (что делает?) - … Учитель (что делает?) - …
Рыбак (что делает?) - … Хоккеист (что делает?) - …
8.Д\и «Кому, что нужно?».
Воспитатель выкладывает иллюстрации профессий людей и инструментов. Дети подбирают к профессии соответствующие инструменты.
9. Д\и «Нелепицы».
Предложите детям послушать предложения и исправить ошибки.
Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь.
Продавец выдаёт книги, а библиотекарь продаёт книги.
Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы.
Учитель лечит больного, а врач учит учеников.
Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.
10.Упражнение «От каких профессий произошли фамилии:
Плотников, Гончаров, Портнов, Поваров, Кузнецов, Сапожников, Конюхов, Столяров.
11.Закрепить артикуляцию звука [Х] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный, твёрдый. Язык не хочет пускать Воздух. Язык выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, поставил Воздуху преграду. Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета.
12.Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [Х]: мох, пух, горох, тапки, нога, хата, Хомка, халат, хлеб, халва, рога, хобот, хвост, художник, холодильник, машина, пароход, муха, петух.
13.Проговаривать потешку тихо, громко, шепотом: Хлеба полные мешки держат дома хомяки.
14.Закрепить артикуляцию звука [Х’] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. При произнесении звука губы растягиваются в улыбке, произносится мягко. Мягкие согласные обозначаем кружком зеленого цвета.
15.Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [Х’]: духи, петухи, халат, хитрый, муха, мухи, хлопья, хина.
16.Проговаривать потешку со звуком [Х’] за взрослым несколько раз: хи-хи, хи-хи – в поле пели петухи. Хи-хи, хи-хи – это мамины духи.
18. Выполнить графическое начертание буквы Х.
19.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Фрукты». Звук [И], буква И.
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: Фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; ломтик, кусок, сухофрукты, изюм.
Глаголы: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.
Прилагательные: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.
2.Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением фруктов, побеседовать по картинкам.
3.«Отгадай загадки»
Круглое румяное
С дерева Круглый, сладкий упало, Очень вкусный.
К Тане в рот попало. Спрятал дольки он искусно.
(яблоко) В золотистой кожуре
К нам приходит в октябре.
(апельсин)
Было зелёное платье - атласное,
Нет не понравилось – выбрала красное
Но надоело также и это –
Платье надела синего цвета.
(слива)
4.Упражнение: «Придумай загадку» по предложенному плану.
Учить описывать фрукты, называя его цвет, форму, величину, вкус.
5.Закрепить пальчиковую гимнастику «Фрукты»
Будем мы варить компот. (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем
Фруктов нужно много. Вот: правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить.
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок.
Слив положим и песок. (движения по тексту)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. (опять «варят», «мешают»)
6. Упражнение «Назови ласково»:
Яблоко –… яблочко; лимон –… лимончик; мандарин – …мандаринчик; апельсин - …апельсинчик; банан - …бананчик, абрикос – абрикосик.
7. Упражнение «Один – много»
Яблоко - …яблоки; груша –… груши, лимон - …лимоны, апельсин - …апельсины, абрикос - …абрикосы, банан - …бананы, слива - …сливы.
8. Развитие фонематического слуха.
Деление слов на слоги, отхлопывая: сад, сок, слива, лимон, ананас, апельсин, мандарин, компот, варенье.
9. Объяснить детям значение слов:
Плодоносит, удобрение, толстокожее.
10. Упражнение «Сосчитай» , согласование числительных в роде, числе и падеже:
Одно яблоко, два яблока, пять яблок (груша, апельсин и т.д.)
11.Упражнение «Какой сок?»: сок из яблок-яблочный сок, сок из груш -…, из винограда -…, из персиков -…, из слив -…,
12. Подобрать как можно больше определений к фруктам: яблоко, груша, виноград, лимон, слива, отвечая на вопрос ( какой?, какая? какое?)
13. Закрепить характеристику и артикуляцию звука [И]
Произнести звук [и] долго;
произнести звук [и] коротко;
произнести звук [и] громко;
произнести звук [и] тихо.
Закрепить характеристику звука [и] – гласный звук, поется.
Горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку). Воздух легко проходит через рот.
Воздуху ничего не мешает. Губы сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает полоску.
Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.
Обозначаем красным кружком.
Поиграть в игру «Поймай звук». Взрослый называет разные звуки, ребенок хлопком
выделяет только звук [и].
14. Выполнить графическое начертание буквы И.
15.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Зима». Звук [С], [С’].
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, буран, следы.
Глаголы: падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, блестеть, искриться, хрустеть.
Прилагательные: холодный морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, рыхлый, зимний.
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом с детьми.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику: «Зима»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меняя положение ладоней)
Круглый крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз подбросим. Два поймаем. (смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок)
Три уроним и сломаем. (роняют воображаемый снежок, топают ногой)
4. Побеседовать с детьми: Какое время года наступило? Почему ты так решил? Какая погода стоит зимой? Как одеты люди? Какие зимние развлечения у детей?
5. Игра «Назови действие» (подбор 3-х глаголов по смыслу)
Снег (что делает) — ложится, сверкает, тает, блестит.
(снежинка, лед, ветер, метель, сосулька, мороз, град)
6. Игра «Какой? Какая?»
Зима какая? (холодная, морозная, снежная и т. д.)
Снег какой? (белый, пушистый, легкий и т. д.)
Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т. д.)
Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)
7. Игра «Скажи ласково»
Санки -(саночки), снежинка -(снежиночка), сосулька –… (сосулечка),
зима -(зимушка),горка — (горочка), снег -(снежок), ветер - ветерок
(лед, зима, метель, мороз, сосулька, снежинка, сугроб, горка, ком, снеговик, холод)
8. Игра «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок.
(зима, Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снегопад, снежок, горка)
9. Закрепить зимние месяцы.
10. Побеседовать с детьми на тему «Что делают дикие животные зимой».
11. Закрепить артикуляцию звука [С] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и свистит от радости. Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета.
10. Поиграть в игру «Поймай слово». Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [С]:суп, сани, сапоги, заяц, сыр, соль, стакан, цыпленок, стол, стул, стадион, скакалка, замок, лиса, носос.
11. Проговаривать фразу со звуком [С] за взрослым несколько раз четко, спокойно, выразительно: Слон свистел среди ветвей словно серый соловей.
12. Выполнить графическое начертание буквы С.
13.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Зимние забавы». Звук [П] [П’].
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: : зима, пурга,метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, маски, подарок, елка, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы.
Глаголы: падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть.
Прилагательные: холодный морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний.
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом с детьми.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику: «Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)
4.Уточнить и систематизировать представления детей о зиме, зимних забавах: игры в снежки, катание с горки, на санках, на лыжах, на коньках и т. д.
5.Упражнение: «Что можно сделать зимой на улице?»
(Снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток).
6.Упражнение: «Выбирай, называй».
Воспитатель выставляет на доску для рассматривания иллюстрации (коньки, велосипед, ролики, лыжи, санки, мяч, скакалка, ракетки, клюшка, шайба).
Предлагает детям выбрать те предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.
7.Разгадать загадки:
Две новые, кленовые Есть, ребята, у меня
Подошвы двухметровые: Два конёчка, два конька
На них поставил две ноги Спят всё лето напролёт,
И по большим снегам беги. Любят кони только лёд.
(лыжи) (коньки)
Я катаюсь на нём Меня не растили -
До вечерней поры. Из снега слепили
Но ленивый мой конь И вставили ловко
Возит только с горы. Вместо носа морковку.
А на горку всегда (снеговик)
Сам пешком я хожу
И коня своего
За верёвку вожу. (санки)
8.Упражнение: «Закончи предложение».
Воспитатель начинает предложение, ребёнок предложение заканчивает.
Мы решили слепить (снеговика).
Мы приделали нос – морковку нашему (снеговику).
Мы показали соседям нашего (снеговика).
Мы играли со (снеговиком).
Мы рассказали о (снеговике).
У Светы одни санки, а у двойняшек двое (санок).
У Светы одни лыжи, а у двойняшек две пары (лыж).
У Светы одни коньки, а у двойняшек две пары (коньков
9.Прочитать детям стихотворение, побеседовать о прочитанном, выучить:
Ах, затейница-зима
Всем забавы принесла:
Санки, лыжи и коньки,
Бабы снежные, снежки.
10.Составить по картинке предложения с предлогом НА: кто на чем катается?
(Маша катается на коньках. Вова катается на санках. Саша катается на лыжах). Где сидит сорока? Сорока сидит на елке). Где лежит снег? (Снег лежит на земле, на горке, на крыше, на елке).
11.Закрепить артикуляцию звука [П] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный, твёрдый, обозначаем синим кружком. Рассказ «»Губы не хотят пускать Воздух, а он все равно прорывается между ними, и Губы сердятся, тихо «пыхтят», шлепают друг о дружку: п-п-п».
12.Поиграть в игру «Поймай слово». Воспитатель называет разные слова, ребенок хлопком выделяет только слова со звуком [П]: пума, посуда, помидор, иголка, платье, арбуз, муха, пушка, пальто, палец, платок, машина, аптека, полка, укроп, кукла, банан, пальма, попугай, подушка, удочка, дом, пух, пылесос.
13.Проговаривать с детьми несколько раз чистоговорку со звуком [П]:
Па-па-па – на пол сыплется крупа.
Пу-пу-пу – подметем сейчас крупу.
Пы-пы-пы – больше нет сейчас крупы.
14.Закрепить артикуляцию звука [П’] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. При произнесении звука губы растягиваются в улыбке, произносится мягко. Мягкие согласные обозначаем кружком зеленого цвета.
15.Поиграть в игру «Поймай слово».
Взрослый называет разные слова, ребенок хлопком выделяет
только слова со звуком [П’]: пила, рябина, петух, пирамида, муха,
пень, пилотка, береза, петрушка, осина, апельсин, пенал.
16. Проговаривать фразу со звуком [П’] за взрослым несколько раз:
Петя пилил пилой пень.
20. Выполнить графическое начертание буквы П.
21.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «Зимующие птицы». Звук [Г] [Г’].
.
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: птицы, кукушка, ворона, сорока, воробей, сова, голубь, филин, дятел, птенцы, стая, крыло, хвост, клюв, лапа, хохолок, лес.
Глаголы: поют, кричат, щебечут, каркают, чирикают, воркуют, кружат, летают, кормят, клюют, зимуют, голодают, нахохлился.
Прилагательные: зимующие, , суетливые, взъерошенный, драчливый, невзрачный, яркий, заботливый, пестрый, ночной, крылатый, маленький, голосистый, шустрый.
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом с детьми.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику: «Зимующие птицы»
Сколько птиц к.кормушке нашей (Ритмично сжимаю разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. (На каждое название птицы
загибают по одному пальчику.)
Всем хватило зернышек (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
4.Рассмотреть с детьми иллюстрации зимующих птиц.
Повторить названия птиц: воробей, сорока, ворона, дятел, синица, голубь.
Закрепить в словаре обобщающее понятие «зимующие птицы»
5. Понаблюдать за птицами на прогулке. Побеседовать о том, почему этих птиц называют зимующими, почему они остаются зимовать, как взрослые и дети помогают птицам пережить холодную зиму?
6. Показать части тела птиц: туловище, голову, клюв, крылья, ноги, хвост.
7.Разгадывание загадок о зимующих птицах:
Всех за день я навещу, Птичка - невеличка
Всё, что знаю - растрещу. Ножки имеет, а ходить не умеет.
(сорока) Хочет сделать шажок -
Чернокрылый, красногрудый, Получается прыжок.
И зимой найдёт приют: (воробей)
Не боится он простуды –
С первым снегом - тут как тут!
(снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синичка)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона. Кто она? (ворона)
8.Игра «Объясни словечко»:
красногрудый, перелётные, зимующие, кормушка, черноголовый.
9.Игра «Расскажи о зимующей птице, не называя её».
Ребёнок рассказывает о зимующей птице по алгоритму: цвет оперения, размер, где живёт, чем питается. Другие дети пытаются отгадать, о какой птице шёл разговор.
10.Тексты, рекомендуемые для чтения детям.
Стихотворение «Накормите птиц зимой», «Лесные домишки» Бианки.
11. Закрепить артикуляцию звука [Г] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. Язык не хочет пускать Воздух. Он выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, прижался к «потолочку» (нёбу). Воздух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, звонко стучит по «потолочку» своим «хвостом»: г-г-г. Твердые согласные обозначаем кружком синего цвета.
12.Поиграть в игру «Поймай слово» хлопком выделять только слова со звуком [Г]: гном, глаза, коньки, гуси, газета, гамак, замок, кофта, гармошка, магазин, гусеница, бумага, нога, голова, хвост, карандаш, градусник.
13. Проговаривать фразу со звуком [Г] за взрослым несколько раз четко, спокойно, ясно:
В густом лесу гремит гроза — закрыли гномики глаза.
14.Закрепить артикуляцию звука [Г’] – этот звук не поется (спеть нельзя), он согласный. При произнесении звука губы растягиваются в улыбке, произносится мягко. Мягкие согласные обозначаем кружком зеленого цвета.
15. Поиграть в игру «Поймай слово» хлопком выделяет только слова со звуком [Г’]: гитара, гель, гирлянда, горох, гномик, гиря, газета, Гена, Геля, груша, гусь, гипюр.
16. Послушай предложение и назови слова со звуком [Г’], которые ты услышал и запомнил из этого предложения: Гена развесил флаги и гирлянды.
17. Проговаривать фразу за взрослым несколько раз с интонацией четко, ясно: Гуляю на балконе я, там, где цветет бегония.
18. Выполнить графическое начертание буквы Г.
19.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Лексическая тема «23 февраля – День Защитника Отечества». Звук, буква [Э] .
1.Учим детей употреблять в речи слова:
Существительные: Родина, Отечество, армия, войска, моряки, матросы, капитаны, радисты, штурманы, летчики, пилоты, штурманы;
Глаголы: защищать, воевать, стрелять, заряжать;
Прилагательные: бесстрашные, геройские, смелые, отважные;
2. Выполнить артикуляционную гимнастику перед зеркалом с детьми.
3. Закрепить пальчиковую гимнастику: «День Защитника Отечества»
Сегодня праздник всех отцов,
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Всех сыновей, всех, кто готов,
(Хлопают в ладоши.)
Свой дом и маму защитить,
(Из ладошек делают «домик»,
руки прикладывают к сердцу.)
Всех нас от бед отгородить!
(Сжимают и разжимают пальцы.)
4. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображение защитников Отечества.
5.Игра « Как называется человек, который»:
летает на вертолёте - …(вертолётчик);
ездит на танке - …(танкист);
служит в пехоте - …(пехотинец);
прыгает с парашютом - …(парашютист);
служит на подводной лодке - …( подводник);
управляет зениткой - …(зенитчик);
служит на границе - …(пограничник);
летает на самолёте - …(лётчик);
служит в разведке - …(разведчик).
6. Игра «Что общего и чем отличается?»
Танк и трактор;
пилотка и кепка;
футболка и тельняшка.
7. Игра «Объясни словечко»
Пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник, пулемётчик, разведка.
8. Игра «Один-много»
Снаряд - много (чего?) снарядов (пушка, автомат, патрон, орудие, пистолет, мина, ракета, каска, орден, медаль, ремень, флаг, вертолет, танк, самолет, пулемет)
9. Игра «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один танк, три танка, пять танков
(самолет, вертолет, корабль, флаг, пистолет, автомат, матрос, пилот, разведчик, орден, медаль, десантник, каска, тельняшка, фуражка)
10. Закрепить артикуляцию звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначаем красным цветом.
11. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Э]»: э, а, э, у, о, э, у, ы…
12. Проговорить с детьми по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя значение этих слов. Слова: эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
13. Выполнить графическое начертание буквы Э.
14.Индивидуальная работа по звукопроизношению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для воспитателей по лексическим темам
Для достижения максимальных результатов в преодолении общего недоразвития речи даю задания для воспитателей по каждой лексической теме. В течении недели воспитатели проводят с детьми коррекционный час...
Картотека заданий для воспитателей по закреплению лексических тем в старшей группе.
Данный материал состоит из заданий, подобранных по лексическим темам. На практическом материале каждой лексической темы у ребёнка происходит обогащение словарного запаса, преодоление нарушений граммат...
Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Новогодний калейдоскоп"
Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Новогодний калейдоскоп". Подготовительная к школе группа для детей с ОНР...
Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Зима. Зимующие птицы"
Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Зима. Зимующие птицы" Подготовительная группа для детей с ОНР....
Задания логопеда воспитателям по лексическим темам
Взаимодействие воспитателей и логопеда...
Задание логопеда воспитателю по лексической теме
Взаимодействие логопеда с воспитателями...
Задания для воспитателей по лексической теме "Комнатные растения"
Лексическая тема: «Комнатные растения»Предметы: цветок, растение, куст, стебель, ствол, ветки, листья, цветы, корни, горшок, удобрение, пересадка, поливка, рыхление; бальзамин, бегони...