Задания для воспитателей по лексическим темам
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Для достижения максимальных результатов в преодолении общего недоразвития речи даю задания для воспитателей по каждой лексической теме. В течении недели воспитатели проводят с детьми коррекционный час, где по рекомендациям логопеда играют в игры по данной лексической теме. Это способствует лучшему усвоению материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для воспитателей

Тема: Весна.

Координация речи с движением

  • Игра “В гости к нам пришла весна ”. Импровизация движений в такт стихотворению.

В гости к нам пришла весна,

Деток радует она,

Солнце светит, солнце греет,

Всюду травка зеленеет.

  • “Прошагаем загадку”.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Мелкая моторика

  • Пальчиковая гимнастика. Удары по столу подушечками пальцев, начиная с мизинца к большому пальцу, на каждый ударный слог.

Утром снова солнце встанет,

Будет сильно припекать,

По крыльцу забарабанит,

  • Капель веселая опять.

Психические процессы

  • “Определи на слух самое короткое слово”.

Сосулька, оттепель, май, проталина.

Апрель, весна, май, проталина.

Март, месяц, сосулька, тепло.

Сыро, оттепель, весенний, холодно.

  • Загадки.
  • Запомни пары слов.

Кораблик — ручеек.

Шуба — куртка.

Птицы — гнезда.

Листья — почки.

Зима — весна.

Солнце — капель.

Снеговик — лужа.

Март — апрель.

  • “Что общего и чем отличаются друг от друга?”

Осень и весна.

Ранняя весна и поздняя весна.

  • Хитрые вопросы.

Чего больше — весенних месяцев или весенних дней?

Чего меньше — весенних дней или дней недели?

Чего больше — времен года или весенних месяцев?

  • Да – нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам “да”, ”нет”).
  • “Что не так”

Подснежники распускаются в январе.

Весной дни становятся короче, а ночи длиннее.

  • Весенние звуки (капель, крики птиц, журчит ручей).
  • “Что лишнее?”

Март, апрель, май, весна.

 Грязно, весело, сыро, холодно.

Капель, сосулька, листопад, проталина.

  • Запахи весны.
  • “Какое слово отличается от других?”

Почка, почка, дочка, почка.

Апрель, капель, апрель, апрель.

Капля, капля, цапля, капля.

  • “Когда так говорят?”

Весенний дождь лишним не бывает.

Май лес наряжает, Лето в гости ожидает.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Март с водою, апрель с водою.

  • “Скажи правильно”.

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

  • Проблемные вопросы:
  • Почему весна приходит после зимы, а не после осени?
  • Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход, скворечник, проталина, саженцы, капель.
  • Объяснить значение выражений:
  • Лёд тронулся,
  • Первая ласточка.

Лексико-грамматические игры и упражнения

Словарь: весна, проталины, капель, лужи, ледоход, подснежник, оттепель, почки, первоцвет, скворечник, скворец, грач, половодье, наводнение, ручей, верба, рассада, гроза, грязь, паводок, луч, запруда, март, апрель, май, погода, настроение, веснушки; бежать, журчать, звенеть, цвести, пробиваться, петь, трещать, плыть, кружиться, сажать, проклёвываться, лопаться, набухать, грохотать, таять, копать,  светить, греть; клейкий, зелёный, пушистый, холодный, прозрачный, звонкий, быстрый, нежный, белоснежный, хрупкий, душистый, удобный, весенний, тонкий, яркий, ароматный, грязный; холодно, тепло, солнечно, ярко, светло, красиво.

  • “Скажи наоборот”.

Тепло – холодно, сыро – …, грязно - …, светло - …, день - …, утро - … .

  • “Установи порядок”.

Утро – после ночи, перед днём.

День - …

Вечер - …

Ночь - …

  • Сосчитай до пяти.

Одна длинная сосулька …пять длинных сосулек.

Одна маленькая проталина …пять маленьких проталин.

Один говорливый ручей …пять говорливых ручьёв.

Одна блестящая сосулька …пять блестящих сосулек.

Одна большая сосулька —пять больших сосулек.

Один мартовский день — ...

Один быстрый ручеек — ...

  • Исправить предложения.

Пригрел солнце и сосулька начал таять.

Капли лететь вниз и сливаться в лужу.

  • Подобрать как можно больше слов к словам:

Солнце – греет, светит, …

Снег - …

Сосульки - …

Ручьи - …

Листья на деревьях - …

  • Один – много.
  • “Почемучка”.

Почему весной тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему тает лёд?

Почему трескается лёд?

Почему набухают почки?

Почему лопаются почки?

Почему распускаются цветы?

Почему пробивается травка?

Почему появляются насекомые?

Почему прилетают насекомые?

Почему животные просыпаются от зимней спячки?

Почему люди одеваются легче?ё

  • “Собери предложение”.

После, наступает, зимы, весна.

Весной, цветы, первые, появляются.

За, идет, апрель, мартом.

  • “Какое слово не подходит”.

Весна, весенний, веснушка, весло.

Сырой, сыро, отсыреть, сыр.

Капель, капать, копать, капелька.

  • “Вставь в предложение пропущенное слово”.

Уже появляются первые ... на деревьях.

Скоро вернутся ... птицы.

Май — это ... месяц весны.

  • “Употреби словосочетание в нужной форме”.

Что? — Ранняя весна.

Ждем прихода чего? ...

Подготовиться к чему? ...

Ожидать что? ...

Наслаждаться чем? ...

Мечтать о чем? ...

  • “Измени по образцу”.

Март — мартовский.

Апрель —...

Май —...

Весна —...

  • “Назови ласково”.

Проталина – проталинка, лужа - …, ручей - …, льдина - …, гнездо - …, почка - …, лист - …, трава - …, поле - …, солнце - …, луч - …, пень - …, весна - …, огород - …, луг - …, облако - …, дерево - …

  • “Назови, какое, какая?”

Солнышко (какое?) - …

Травка (какая?) - …

Почки (какие?) - …

Листья (какие?) - …

  • На что упал луч? (луч упал на землю, на крышу).
  • “Почему?” Составление предложений с союзом потому что.

Почему снег тает?

Почему бегут ручьи?

Почему журчат ручьи?

Почему набухают почки?

Почему прилетают птицы?

Почему появляются насекомые?

  • “Чего не бывает весной?”

Весной не бывает метели, листопада …

  • Повесим скворечник (предлог на: липу, на берёзу).
  • На огороде (мы посадим огурцы, помидоры).
  • Пришла весна (предлог в, на: в лес, на поляну).
  • “Закончи правильно предложение”

На дереве гнездо, а на деревьях (что?) – гнёзда.

На ветке сук, а на ветках (что?) - …

На дворе дерево, а в лесу (что?) - …

У дерева ствол, а у деревьев (что?) - …

  • “Скажи наоборот”: Закончи предложения.

Зимой снег чистый, а весной - …

Зимой дни холодные, а весной - …

Зимой солнце тусклое, а весной - …

Зимой погода часто пасмурная, а весной - …

Связная речь

  • Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

День всё больше.

Солнышко всё выше поднимается на небе и сильнее греет. К вечеру подмерзает и с крыш свисают длинные сосульки. Солнышко пригреет, сосульки падают.

Дни всё длиннее и длиннее. Ночь всего длиннее в начале зимы. А потом каждый день солнце отнимает у неё минутки. Встаёт немного раньше, садится немного позже.

Вопросы:

  1. Что ты узнал из рассказа про солнышко? Про сосульки?
  2. Почему ночи становятся короче?
  • Загадки – описания.
  • Описательные рассказы.
  • Творческий рассказ по картине “Две клумбы” (с добавлением последующих событий).

Лучшая клумба.

Маша и Анжела были подругами. Они ходили в одну группу детского сада, часто гуляли и играли вместе. Как – то весной Машины родители собрались на дачу и пригласили с собой Анжелу. В поездку взрослые взяли с собой цветочную рассаду, чтобы сделать клумбы около дачного домика.

Приехав на участок, Машенька сразу побежала в сад. Она прихватила с собой лейку, лопатку и стала высаживать на маленькую клумбу рассаду цветов.

Маша аккуратно выкапывала и заливала водой ямку, а потом осторожно, бережно опускала в неё рассаду. Дело двигалось медленно…

Анжела смотрела – смотрела на труды подружки и вдруг куда – то исчезла. Через некоторое время она появилась около клумбы с букетом ярких искусственных роз. С силой вонзая крепкие ножки цветов в землю, Анжела сказала Маше: “Вот теперь красота, так красота! У меня-то лучше получается!”

Машенька ничего не ответила и продолжала сажать рассаду. Когда обе клумбы были готовы, небо вдруг потемнело. Засверкала молния, загремел гром. Началась первая весенняя гроза. Это был не просто дождь, а настоящий ливень!

После дождя подружки вышли в сад. Они увидели странную картину. С большинства Анжелиных цветов сошла краска. Мятые, блёклые, они валялись на земле. А умытые дождём Машины цветы расправили лепестки и стали ещё прекраснее. Теперь понятно стало – чья клумба лучше.

  • Сравнительно – описательные рассказы.
  • Рассказы по темам:
  • весенние изменения в природе.
  • Докажи, на картинке весна.
  • Игры детей весной.
  • Труд взрослых весной.
  • Чем тебе нравится весна.



Предварительный просмотр:

Задания для воспитателей

Тема: Наш город

Мелкая моторика

  • Выложить из палочек дома, машины.
  • Обводить по трафаретам.
  • На каждый ударный слог указательным и средним пальцами «шагаем» по столу.

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

Координация речи с движением

  • Речевая подвижная игра “Мы по городу шагаем”. Импровизация движений.

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

Психические процессы

  • Загадки.
  • Да – нетка (задавая вопросы, угадать предмет по ответам “да”, ”нет”.
  • “Какое слово отличается от других?”

Улица, улица, лица, улица.

Мост, мост, дрозд, мост.

Дом, дом, гном, дом.

Залив, залив, прилив, залив.

  • “Какое слово самое короткое?”

Адрес, улица, проспект, парк.

Колонна, балкон, витрина, сад.

Городской, каменный, узкий, многоэтажный.

  • “Что общего и чем отличаются друг от друга?”

Город и деревня.

Квартира и комната.

Улица и площадь.

  • “Объясни словечко”.

Новостройка;   достопримечательность.

  • “Что лишнее?”

Парк, аллея, огород, сад.

Ателье, ферма, магазин, завод.

Театр, фабрика, музей, кинотеатр.

  • “Что не так?”

В деревне живет больше народа, чем в городе.

В выходные мы катались на велосипедах в театре.

   Из одного конца города в другой можно долететь на самолете.

  • Проблемные вопросы:
  • Как сделать город красивым?
  • Почему так называют: пригород; улицы: Озёрная, Школьная, Парковая, Заречная, Зелёная, Тенистая, Станционная, Почтовая…
  • Объясни значение выражений:
  • не по адресу,
  • зелёная улица,
  • строить воздушные замки.

Лексико-грамматические игры и упражнения

Словарь: адрес, аллея, арка, асфальт, благоустраивать, бульвар, балкон, библиотека, вокзал, город, городской, газон, двор, дворник, дворовый, детский сад, дом, дорожный каток, жить, канал, кинотеатр, колонна, Москва, мост, мостовая, музей, набережная, областной, область, окрестности, остров, памятник, парк, переулок, площадь, подъемный кран, поливочная машина, привокзальная площадь, проспект, район, районный, река, Родина, Новосибирск, сад, сквер, строить, театр, тротуар, улица ,уличный, фонарь, фонтан, экскурсия, этаж.

  • Образование прилагательных в сравнительной степени.

Высокий – выше, широкий – шире, красивый – красивее, мягкий – мягче, удобный – удобнее, тонкий – тоньше, низкий – ниже, медленный – медленнее, тёплый – теплее, чистый – чище.

  • “Назови по образцу”.

Тёплый – тепло, удобный – удобно, чистый – чисто, широкий – широко, холодный – холодно, тонкий – тонко, осторожный – осторожно, низкий – низко, грязный – грязно, медленный – медленно.

  • “Назови ласково”.

Улица – улочка,

Город – городок,

Магазин – магазинчик,

Мост – мосток,

Сквер – скверик,

Двор – дворик,

Адрес – адресок.

  • “Закончи предложение”.

Папа отправился за посылкой на ...

Мама сделала красивую прическу в ...

Нужно зайти за лекарством в ...

Мы с мамой были у врача в ...

Нужно сдать прочитанные книги в ...

В выходные мы всей семьей пойдем смотреть спектакль в ...

   Мои родители любят посещать экскурсии в...

  • “Один - много”.

Город – города – городов,

Улица – улицы – улиц,

Вокзал – вокзалы – вокзалов,

Площадь – площади – площадей,

Театр – театры – театров,

Магазин – магазины – магазинов,

Проспект – проспекты - проспектов,

Бульвар – бульвары – бульваров,

Сквер – скверы – скверов,

Школа – школы – школ,

Храм – храмы – храмов,

Библиотека – библиотеки – библиотек,

Аптека – аптеки – аптек,

  • “Скажи наоборот”.

Эта улица узкая, а эта …(широкая).

Эта улица длинная, а эта …(короткая).

Эта речка мелкая, а эта …

Эта школа близкая, а эта …

Эта тропинка прямая, а эта …

Этот дуб молодой, а этот …

Этот путь далёкий, а этот …

Этот мост высокий, а этот …

  • “Скажи со словом городской”.

Транспорт – городской, квартира – городская, дома - …, парк - …, улицы - …, театр - …, почта - …, здание - …, школа - …, площади - …, вокзал - …, жители - … .

  • “Сосчитай до пяти”.

Один большой город ….пять больших городов.

Одна старая деревня … пять старых деревень.

Одна мраморная статуя … пять мраморных статуй.

Одна большая площадь …

Одно красивое здание ...

Один исторический памятник…

  • Как назвать фонарь, который стоит:

На улице – уличный,

В театре - …

На бульваре - …

На вокзале - …

В парке - …

  • “В нашем городе”. Составление распространённых предложений.

В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, длинных, тихих, чистых, широких… улиц.

В нашем городе много домов. В нашем городе много (каких?) больших, высоких… домов.

В нашем городе много деревьев. В нашем городе много (каких?) зелёных, красивых …деревьев.

В нашем городе много площадей. В нашем городе много (каких?) больших, нарядных…площадей.

В нашем городе много людей. В нашем городе много (каких?) хороших, добрых …людей.

  • “Закончи предложения”.

Я живу в городе ...

Он был основан...

Главная улица в городе —...

Мы живем на улице/проспекте/ ...

У нас ...этажный дом.

    Я живу на ... этаже.

  • “Употреби словосочетание в нужной форме”.

Что? — Любимый город.

На карте нет чего? ...

Подъезжаю к чему? ...

Помню что? ...

Горжусь чем? ...

Рассказываю о чем? ...

Связная речь

  • Загадки – описания.
  • Описательные рассказы.
  • Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Адрес

Маленькая Светлана жила в большом городе. Она уже умела не только правильно говорить все слова и считать до десяти, но и знала свой домашний адрес.

— Где ты живешь, девочка? — спрашивали ее. — Петровка, дом восемь, квартира четырнадцать, — говорила Светлана и всегда была очень довольна, что не ошиблась.

Но однажды к ней пришел соседский мальчик Боря и спросил:

—        А в каком городе мы живем? Вот и не знаешь!
Светлана нахмурилась и ничего не сказала. Не знала.
Вечером, когда мама вернулась с работы, Света подбежала к ней и спросила:

—        А в каком городе мы живем?.. Вот и не знаешь!
Но мама знала.

—        В Москве, — сказала она и подвела Светлану к окну. Светлана посмотрела за окно, где далеко-далеко в небе, на кремлевской башне, горела красная звезда.

—        Вот она, Москва! — сказала мама.

А в выходной день к дому, где жила Светлана, подъехала совсем новая, сверкающая голубой краской «Победа». Это папа взял машину, чтобы покатать Светлану с мамой по городу.

Светлана забралась на мягкое сиденье рядом с шофером, а папа с мамой сели сзади.

Помчалась «Победа» по широким улицам. Видит Светлана новые, большие дома и спрашивает:

—        Это что? Где мы едем?

—        Мы по Москве едем, — отвечает мама. — Видишь, какие большие, красивые дома строятся на московских улицах!

Летит машина мимо скверов и парков, мимо просторных площадей. А на них работают подъемные краны, снимают с грузовиков деревья. Их сажают в землю — украшают город.

Все дальше и дальше мчится машина. Так мчится, что дух захватывает!

Едет Светлана и все спрашивает:

—        Это что? Где мы едем?

—        Это все Москва!

Пронеслась «Победа» по Красной площади.

Видит Светлана: стоит Кремль, а над ним сверкают красные звезды. И так сверкают, что, наверно, все люди на земле видят их красный свет.

—        Вот какая она, наша Москва! — сказал папа. — Большая, красивая!

А когда Света приехала домой, мама ее спросила:

  • Ну, доченька, где ты живешь?
  • В Москве, Петровка, дом восемь, квартира четырнадцать! — ответила Светлана.

Это было давно. С того дня Светлана хорошо знает, что Москвой называется весь большой, красивый город, в котором живут и она, и мама с папой, и все ребята из ее детского сада.

ЗАПРЕЩЕННАЯ ПОЕЗДКА

Как-то летом Ирочка ехала по улице на своем новом блестящем велосипеде. Мама запретила Ире кататься там, где ездят машины, но девочке очень хотелось показать всем скоростной велосипед, новую майку и красивую прическу.

Пристроившись за стареньким «Москвичом» , Ирочка пыталась ехать как можно ближе к тротуару. На светофоре зажегся зеленый свет, и девочка нажимала на педали изб всех сил.

Вдруг машина, ехавшая впереди, резко затормозила. Ирочкин велосипед с силой врезался в ее багажник. От мощного удара Ира упала на асфальт. Сверху на нее обрушился неуправляемый велосипед.

Все случилось так быстро, что Ирочка не сразу поняла, что к чему. Оказывается, на дорогу выбежала чья-то собака (собаки ведь не разбираются в сигналах светофора!).

Лежа на асфальте, Ира боялась пошевелиться. Ее левая рука, придавленная велосипедом, сильно болела. Вдруг рядом раздался скрип тормозов, из подъехавшей машины вышел незнакомец. Он нагнулся над Ирой, помог ей подняться и предложил довезти до дома.

Ира знала, что не только садиться в чужую машину, но и разговаривать с незнакомыми людьми на улице нельзя. Она сидела, потирала раненую руку и плакала.

Тут Ирочка вспомнила про мобильный телефон. Быстро набрав номер отца, она сообщила ему о случившемся. Как только Ира услышала папин голос, она сразу же успокоилась.

Папа действительно примчался на своих «Жигулях» удивительно быстро. Рядом с ним в машине сидела мама. Она подбежала к дочке, обхватила руками ее голову и заплакала. Сквозь слезы мама все время повторяла: «Девочка моя, почему ты меня не послушалась? »

  • Сравнительно – описательные рассказы (улица – переулок, улица – площадь, магазин – ларёк, школа – детский сад, город – село, дорога – тротуар).
  • Рассказы по темам:
  • Мой путь от дома до сада.
  • Рассказ о городе по плану.
  • Герб нашего города.
  • Мой дом.
  • Прогулка по городу.
  • Зачем нужны дорожные знаки?
  • Если бы я был светофором …
  • Составить рассказ по плану:.
  1. Назови адрес, по которому ты живёшь.
  2. Почему нужно знать свой адрес?
  3. Кому нужно говорить свой адрес, а кому - нет?
  • Составить рассказ на тему ”Моя улица” по плану:
  1. Как называется улица.
  2. Какая она эта улица (тихая, шумная, узкая …).
  3. Что расположено на этой улице?
  4. Твоё отношение к этой улице.


Предварительный просмотр:

Задания для воспитателей

Тема: Дикие животные

Артикуляционные, дыхательные, голосовые упражнения

«Лягушки» - для губ: « Вот понравилось лягушкам - тянем губы прямо к ушкам.                                    Потяну и перестану, и нисколько не устану».

«Спрятался в норке» - для языка.   (Удержание языка за нижними зубами.                    

Рот открыт, плоский язык лежит глубоко)

«Мишка идет»:     а) вдох;

     б) на длительном выдохе «ы-ы-ы» (покачиваясь).

Координация речи с движением

  • Речевая подвижная игра. Импровизация ритмических движений: на каждую строчку – четыре однотипных движения.

Медвежонок – то-топ,

А ежонок – хлоп-хлоп,

А волчонок – щёлк-щёлк,

А зайчонок – скок-скок,

А лисёнок – шмыг-шмыг,

А лосёнок – брыг-брыг,

А рысёнок – прыг-прыг,

И бельчонок – прыг-прыг.

Мелкая моторика

  • Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца, на каждый ударный слог.

Заяц бегал по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Психические процессы

  • Хитрые вопросы

У кого больше лап — у лисы или белки?

Сколько у двух зайцев ушей, хвостов, лап?

Кого (чего) больше — зайцев или заячьих ушей?

Кто больше: зайчиха или зайчонок, медвежонок или медведица, волчонок или волчица?

  • Когда так говорят?

Держать в ежовых рукавицах.

Медведь на ухо наступил.

Волков бояться — в лес не ходить.

  • Что общего и чем отличаются друг от друга?

Белка и лиса. Бобр и выдра. Медведь и барсук. Лиса и волк. Лось и олень.

  • Кто лишний?

Волк, лиса, собака, медведь.

Лось, волк, заяц, олень.

Сова, сорока, белка, ворона.

Волк, собака, рысь, лиса, заяц (собака);

   лиса, волк, овца, белка (овца);

  корова, заяц, кролик, лошадь (заяц).

  • Загадки.
  • “Телефон”
  • «Сравни»

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Отвечать полным предложением. Например: черепаха двигается медленнее.)

Лексико-грамматические игры и упражнения

Барсук, барсучата, белка, бельчата, берлога, бобр, бобрята, бродить, бурый, волк, волчата, выдра, длинноухий, дупло, ёж, ежата, енот, загонять, зайчата, заяц, злой, кабан, клыки, колоться, колючий, копыта, косолапый, красться, крот, куница, лапы, ласка, лиса, лисята, лось, лосята, медведь, медвежата, мышь, нагонять, олень, оленята, ондатра, подстерегать, полосатый, прыгать, пушистый, рога, рыжая, рысь, рычать, серый, сохатый, трусливый, хвост, хитрая, ходить.

  • “Сказать правильно”

Было две белки – стало пять …(белок)

Было две лисы – стало пять …(лис)

Было два зайца – стало пять …(зайцев)

Было два волка – стало пять …(волков)

Было два медведя – стало пять …(медведей)

Было пять белок – осталось две …(белки)

Было пять лис – осталось две …(лисы)

Было пять зайцев – осталось два …(зайца)

Было пять волков – осталось два …(волка)

Было пять медведей – осталось два …(медведя)

  • Ответить на вопросы словосочетаниями.

Кто? – рыжие белки

Нет кого? - …(рыжих белок)

Даю кому? – …(рыжим белкам)

Вижу кого? - …(рыжих белок)

Доволен кем? - …(рыжими белками)

Говорю о ком? - …(о рыжих белках)

Белые зайцы

Колючие ежи

  • Изменить слова по образцу.

Нос лисы – лисий нос

Глаза лисы – лисьи глаза

Нос белки - …(беличий нос)

Глаза белки - …(беличьи глаза)

Но зайца - …(заячий нос)

Глаза зайца - …(заячьи глаза)

Нос волка - …(волчий нос)

Глаза волка - …(волчьи глаза)

Нос медведя - …(медвежий нос)

Глаза медведя - …(медвежьи глаза)

Нос ежа - …(ежиный нос)

Глаза ежа - …(ежиные глаза)

Лапа лисы – лисья лапа

Лапа белки - …(беличья лапа)

Лапа зайца - …(заячья лапа)

Лапа волка - …(волчья лапа)

Лапа медведя - …(медвежья лапа)

Лапа ежа - …(ежиная лапа)

  • Сосчитай до пяти

Один косолапый медведь — два косолапых медведя,...

Одна хитрая лиса — ...

Один глупый мышонок — ... 

  • Какое слово не подходит?

Волк, проволока, волчонок, волчица.

Белка, белочка, белый, беличий. 

  • Назови детенышей      

У лисы — лисенок.

У медведя —...

У зайца —...

У волка —...

У лося —...

У бобра —...

У белки —...  

  • Как зовут маму?

У зайчонка — зайчиха.

У волчонка —...

У лосенка —...

   У медвежонка —... 

  • Закончи предложение

В берлоге живет ....

В норе может жить ...

В дупле живет …

  Зимой в лесу можно встретить ....

  Зимой в лесу никогда не увидишь…

  • «Назови ласково»

 Белка — белочка,        

 медведь — медведушка,

 еж — ежик,        

 заяц — зайчик,        

 лось — лосик,        

 олень — оленюшка,

 лиса – лисонька,

 барсук – барсучок

  • “У кого — кто?»

у белки — бельчонок, бельчата,

у зайчихи — зайчонок, зайчата,

у лосихи — лосенок, лосята,

у лисы — лисенок, лисята,

у волчихи — волчонок, волчата,

у тигрицы — тигренок, тигрята,

    у медведицы — медвежонок, медвежата.

  • «Один — много»

Белка — много белок — бельчат,

лиса — лис — лисят,

еж — ежей — ежат,

заяц — зайцев — зайчат,

волк — волков — волчат,

лось — лосей — лосят,

медведь — медведей — медвежат,

олень — оленей — оленят

  • Игра “Какие?”

Животные (какие?) – травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т.д.

  • “Кто кем был?”

Медведь был …медвежоноком. Ёжик был …ежонком. Лиса была…лисёнком. Лось был …лосёнком. Волк был …волчонком. Барсук был …барсучонком. Белка была …бельчонком. Заяц был …зайчонком. Кабан был …поросёнком.

  • “Чья семья?”

Волк, волчица, волчонок – это волчья семья. И т.д.

  • “О Чём думают животные?”

Медведь в берлоге думает о …(мёде). Ёж в норе думает о…(яблочке). Белка в дупле думает о …(грибе). Лиса в норе думает о …(курочке). Волк в логове думает о …(козлёнке). Барсук в норке думает о …(мышке). Заяц под кустом думает о …(морковке). Лось по деревом думает о …(травке).

  • “Кто с кем живёт?”

Волк живёт с волчицей и волчатами. И т.д.

  • “Загадочное животное”. Дети должны отгадать из названий каких животных получились следующие слова: медволк, зайжик, белса, барведь, лилень, кошца, собашадь.
  • “Кто с кем играет?”

Лиса играет с лисёнком. И т.д.

  • “Кто кого кормит?”

Волк кормит волчонка (волчат). И. т.д.

Связная речь

  • Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы: “выбежала”, “убежала”, “побежала”.

Лиса.

Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лёд. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.

Кто выбежал на полянку? Куда побежала лиса? Что было потом?

  • «Опиши любого зверя по плану»:
  1. название;
  2. где живет
  3. внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки);
  4. жилище (берлога, нора, дупло ...);
  5. повадки;
  6. как добывает корм;
  7.  как защищается;
  1. чем питается;
  2. кто является его врагом;
  3. как называются его детеныши.
  • Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Ежиная семейка.

В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без неё сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе.

- Аня, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем ещё маленькие.

  • Я только поглажу ежат, - ответила Аня.

На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.

Вопросы:

  1. Где жила семья ежей?
  2. почему ежата оставались часто одни и как они себя вели?
  3. Кто нашёл ежат?
  4. Что случилось на следующий день?
  • Составить предложения по картинке.

Белка

А. Барков

У непоседы белки мех летом короткий и рыжий, под цвет сосновой коры. А зимой она наряжается в пушистую голубую шубу. Шуба и согревает непоседу, и маскирует ее в заснеженном лесу.

Осенью белка запасает на зиму желуди, орехи, развешивает по сучкам и сушит грибы. А зимой, в сильные морозы, забирается в теплое гнездо, сооруженное из веток, мха и сухой травы, укрывается пушистым хвостом.

Как волки учат своих детей

Л. Толстой

Я шел по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал.

Я поглядел и увидел — по полю бегут два волка: один матерый, другой молодой. Молодой нес на спине зарезанного ягненка и зубами держал его за ногу. Матерый волк бежал сзади.

Когда я увидел волков, я вместе с пастухом побежал за ними, и мы стали кричать. На наш крик прибежали мужики с собаками.

Как только старый волк увидел собак и народ, он подбежал к молодому, выхватил у него ягненка, перекинул себе на спину, и оба волка побежали скорее и скрылись из глаз.

Тогда мальчик стал рассказывать, как было дело: из оврага выскочил большой волк, схватил ягненка, зарезал его и понес.

Навстречу выбежал волчонок и бросился к ягненку. Старый отдал нести ягненка молодому волку, а сам налегке побежал возле. Только когда пришла беда, старый оставил учение и сам взял ягненка.



Предварительный просмотр:

Задания для воспитателей

Тема: Дом, квартира.

Общие речевые навыки

«Сдуй пылинку». На выдохе произносим: «Фу-фу-фу-фу».

«Тише - громче». Упражнение в регуляции силы голоса. Повторяем названия дней недели.

«Не скажу!». 1-плотно сжать губы; 2-расслабить.

«Маятник»: улыбнуться, открыть рот;

            кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.

 «Наведем порядок»: губы в улыбке, приоткрыть рот;

                        кончиком языка погладить небо.

Координация речи с движением

  • Речевая подвижная игра “Дом и ворота”. Импровизация движений.

На поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь открыт,

Мы ворота открываем,

      В этот домик приглашаем.

Мелкая моторика

* Строим   “сруб” из спичек или счётных палочек.

Психические процессы

  • “Какое слово самое короткое?”

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

  • “Что лишнее и почему?”

Маляр, кисть, молоток.

Строитель, стройка, врач.

  • “Какое слово самое длинное?”

дом, груз, винт, экскаватор, кран, склад.

  • “Что общего и чем отличаются?”

Домик из деталей “Конструктора” и настоящий дом.

Лексико – грамматические игры и упражнения

Словарь: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, землянка, шалаш; каменный, деревянный, белый, серый, желтый, красивый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низкий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный; строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.

  • “Дома бывают”

Для людей — жилой дом,

для машин — гараж,

для собак — конура, будка,

для коней — конюшня,

для свиней — свинарник,

для коров — коровник,

для птиц — скворечник, гнездо,

для кур — курятник и т.д.

  • “Скажи наоборот”.

Высокий — низкий,

далекий — близкий,

быстрый — медленный,

громкий — тихий,

широкий — узкий,

толстый — тонкий,

красивый — страшный,

большой — маленький,

новый — старый,

белый — черный.

  • “Скажи ласково”.

Окно — окошко, окошечко,

рама — рамка, рамочка,

комната — комнатка, комнатушка,

стена — стенка, стеночка,

дверь — дверка, дверца,

балкон — балкончик,

бревно — бревнышко,

лестница — лесенка,

звонок — звоночек,

крыша — крышка, крышечка,

порог — порожек.

  • “Один - много”.

Пол — полы — много полов,

рама — рамы — много рам,

комната — комнаты — много комнат,

стена — стены — стен,

этаж — этажи — много этажей (многоэтажный),

подъезд — подъезды — много подъездов,

балкон — балконы — балконов,

бревно — бревна — бревен,

окно — окна — много окон,

форточка — форточки — форточек,

лестница — лестницы — много лестниц,

дверь — двери — дверей,

звонок — звонки — звонков,

крыша — крыши — много крыш,

труба — трубы — много труб,

антенна — антенны — много антенн,

подвал — подвалы — подвалов,

замок — замки — замков.

  • “Посчитай до пяти”.

Одна комната — две комнаты — пять комнат,

одна большая комната —две большие комнаты —пять больших комнат,

один дом — два дома — пять домов,

один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов,

одно окно — два окна — пять окон и т.д.

  • Образование  относительных прилагательных.

Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный. Если в доме так много этажей, что трудно посчитать, мы говорим, что дом многоэтажный.

Два этажа — дом ... (двухэтажный). Три этажа — дом ... (трехэтажный). Пять этажей — дом ... (пятиэтажный). Десять этажей — дом ... (десятиэтажный).

  • Согласование существительных с личными местоимениями

Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна;

мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог.

  • “Назови какой”.

Дом из соломы — соломенный, ... из кирпича — кирпичный, ... камня — каменный, ... дерева — деревянный.

  • Подобрать родственные слова.

Строить – стройка, строительство, строитель, строительный, постройка, застройка, выстроенный.

Связная речь

  • “Опиши свой дом”.

Например. Дом многоэтажный, в нем есть подъезд, лестница, лифт, двери, стены, ступеньки, перила, окна и т.д. В доме много квартир, комнаты, коридор, кухня, ванная, туалет. В комнатах мебель, балконы, окна и др. Я живу на пятом этаже.

  • Чтение, пересказ.

Маленькие строители.

Решили как-то дети построить куклам дом. Над речкой серебристой, на берегу крутом. Фундамент заложили из камушков с реки, Утрамбовали землю ребячьи каблуки. С песком и кирпичами возился весь наш двор. Просеивали известь, готовили раствор. Потом рубанком доски строгали целый день. Сложили крепко стены, сплели густой плетень. Покрыли черепицей — и встал для кукол дом.  Над серебристой речкой, на берегу крутом.

Кто помог построить дом.

Ехала машина : “Бип-би-би!” – кур пугала, лужи разливала, на ухабах переваливалась -  тяжёлая машина, грузовая.

  • Эй, шофёр! Расскажи-ка, что привёз?
  • Доски привёз, брёвна, столбы, фанеру, стропила – дом привёз. Только его ещё построить надо!

Дом построить? Плотники пришли. У плотников топоры. Топоры остры, сверкает на солнце стальное зеркало. Стук по бревнам, дзынь по сучкам. Кору долой, сучки долой…

Гладкие брёвнышки, белые бревнышки, одно к одному. Из них плотники сложили четыре толстые деревянные стены – сруб.

Без топора дома никак не построить. А без пилы? Пила пела – доски ела. Будьте, доски, все по росту. Вы, доски, станете полом, а вы – потолком. А вас распилю на ступеньки, а вас распилю для крылечка.

Поёт пила – опилки сыплет. Целая горка, целый сугроб опилок.

Хороши доски, все по росту… Хороши, да шершавы.

Взялся за дело рубанок. “Шип – свип, шип - свип” – трудно ему, а всё ж бежит по доске рубанок. Из – под рубанка стружки – как живые летят, пенятся, шипят. Чисто – чисто запахло смолой. Встаёт доска, встаёт с верстака. Была шершавая, серая, а стала жёлто – белая и розово – белая!

А дом – то наш, смотрите, почти что готов. Стены поставили, и потолок почти что уложен…

Вдруг ветер – невидимый конь – как промчится, как дом зашатается, доски жалобно бряк-звяк…

Ах ты! Надо же, что забыли!

Где ты, наш друг – молоток – молодец? Без молотка прочный дом разве поставишь?

Пришёл командир – молоток, а с ним его армия: гвоздищи, гвозди, гвоздики, гвоздишки. Гвоздищи – главные часовые – будут стены держать. Гвозди в пол уползут, в потолок, будут крышу крепить. Гвоздики – иголки пришьют к стенам большие листы фанеры. А гвоздишки – самые крохотные – станут стёкла придерживать, хрупкие стёкла в оконной раме… Целый день стучит молоток.

Светлый дом, крепкий дом. Наверху – резная коняшка. Это работа стамесок. Стамески бывают широкие, словно лезвие топора, стамески бывают узкие – почти как шильце. Но все стамески умны и остры. Они любой желобок могут сделать в бревне, и деревянным кружевом разукрасят наличник, и заставят на крыше скакать резную коняшку.

А я конопатка, стамесочья тётка. Не знаете, зачем я нужна?  Вот приходит зима, смотрит: дверь закрыта, в окнах двойные рамы. Тогда станет она искать щелки. Злится – позлится, а щелок и нет. Это я, конопатка, все стены проконопачу паклей и мхом. То-то тепло будет в доме, то-то весело будет…

В доме лавки стоят, длинный стол – хозяева плотников угощают, идёт пир горой, новоселье!

Спасибо вам, плотники, спасибо и вашим умелым товарищам – плотницким инструментам!



Предварительный просмотр:

Задания для воспитателей

Тема: Животные жарких и холодных стран

Артикуляционные и дыхательно - звуковые упражнения

  • Работа над выразительностью речи.

Носорог.

  • Какой же ты неряха, Носорог!

Всё время у тебя ужасный вид:

Измята шкура, съехал на нос рог –

И как тебе от мамы не влетит?

Координация речи с движением

  • Речевая подвижная игра “Мы с картинками играем”.

Мы с картинками играем,

По слогам их называем,

Мы руками хлопаем,

А ногами топаем.

Дети должны одновременно отхлопать и оттопать количество слогов в словах по изучаемой теме.

Мелкая моторика

  •  Веселая зарядка для пальчиков        

 Имитация лазания по канату (можно использовать вертикально подвешенную веревку с узлами).

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут обезьяны:

   Лазают там шимпанзе, павианы,

   Есть и гориллы, и орангутаны.         

  • Весёлая зарядка для пальчиков.

Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог.

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мед не сосет.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить — не тужить.

Психические процессы

  • Что общего и чем отличаются друг от друга?

Попугай и курица. Кенгуру и заяц. Крокодил и акула.        Олень и лось.

Белый медведь и бурый медведь.

Полярная сова и филин. Олень и лось.

  • Что лишнее?        

Зебра, носорог, крокодил, лосъ.

Лазать, бегать, прыгать, рисовать.

Зебра, жираф, крокодил, обезьяна. 

Морж, олень, сова, тюлень.

Тюлень, олень, кенгуру, песец.

Бурый  медведь,  белый  медведь, морж, песец.

  • Что не так?

Крокодил, жираф и слон — это домашние животные.

Обезьяны не едят бананы.

Крокодил — травоядное животное. 

Упряжку впрягли в оленя.

Белый медведь лакомится медом.

Морж живет в норе.

  • Доскажи словечко

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф)

Из упрямства ни на шаг

   Не продвинется... (ишак)

По реке плывет бревно,

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит... (крокодил)

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой,

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша... (львица) 

Ежик вырос в десять раз.

  Получился... (дикобраз)

                

        Лексико-грамматические игры и упражнения.

        Австралия, Африка, антилопа, бег, бегать, быстроногий, верблюд, верблюдица, верблюжий, выносливый, газель, гепард, джунгли, дикобраз, догонять, жираф, жить, защита, защищаться, зебра, змея, ишак, кенгуру, крокодил, лазать, лев, львиный, львица, львенок, леопард, медленно, медлительный, нападать, носорог, опасаться, опасность, охота, охотиться, павлин, пастись, пеликан, подкрадываться, полосатый, попугай, прыгать, прыжок, прятаться, пустыня, пустынный, пятнистый, скрываться, слон, страус, сумчатый, тигр, убегать, черепаха. Белый медведь, дикий, когти, копыта, ледяной, льдина, морж, нерпа, олень, оленьи, охотник, охотничий, песец, пингвин, песцовый, полярный, рога, север, северное сияние, северный, сова, совиный, тюлень, тюлений, упряжка, хищный, холод, холодный, чум, эскимос, юрта.

  • Назови детенышей

У жирафов —...

У черепах — ...

У верблюдов —...

У кенгуру —...

У львов —...

У белого медведя — ...

У моржа —...

У оленя — ...

У совы —...

  • Сосчитай до пяти

Одна ловкая обезьяна — две ловкие обезьяны, ...

Один африканский слон —...

Один грозный лев — ...

Одна старая черепаха — ...

Одна полярная сова — ...

Один белый медведь — ...

Один северный олень — ...

Одна собачья упряжка — ...

  • Назови ласково

Бегемот — бегемотик, хвост - …, лапа - …, шерсть - …, сова - …, обезьяна —..., слон —..., крокодил — ... , зебра — ..., попугай — ... 

  • Продолжи предложение

В жарких странах живут зебры, львы ...

Животные жарких стран, помогающие людям, — это...

У белого медведя шерсть белая, а у бурого — ...

Белый медведь спит на льдине, а бурый в ...

  • Подбери признак        

Слон (какой?) — большой, сильный...

Зебра (какая?) — ...

Жираф (какой?) —...

  • Объясни словечко

Пятнистый; сумчатые; травоядные; хищники; земноводные.

  • Угадай по признаку

Как ты думаешь, у кого:

  • длинная шея — ...
  • горбы —...
  • панцирь —...
  • сумка — ...
  • бивни — ...
  • Исправь ошибку

Злая крокодил.

Медленный черепаха.

Полосатое зебра.

Зеленые попугай.

Полярный сова.

Белая медведь.

Собачий упряжка.

Ценная мех.

Северный сияние.

  • Какое слово отличается от других?

Львица, львица, тигрица, львица.

Слон, тон, слон, слон.

Хобот, хобот, хобот, робот.

Пеликан, пеликан, великан, пеликан. 

Сова, сова, трава, сова.

Морж, морж, корж, морж.

Тюлень, тюлень, олень, тюлень.

  • Исправь предложение

Белый медведь — это южное животное, а жираф — северное.

Кенгуру и полярная сова — это животные Севера. У тюленя есть рога. 

  • Употреби словосочетание в нужной форме

Кто? Белый медведь.

Нет кого? ...

Дать еду кому? ...

Покормить кого? ...

Он был не бурым медведем, а ...

Сочинить рассказ о ком? ... 

  • Измени по образцу

Зимовать — перезимовать.

Лететь —...

Плыть —•...

Прыгнуть — ...

Бежать —... 

  • Подобрать прилагательные к слову животные: южные, северные, дикие, хищные, травоядные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, сильные, слабые, красивые, гордые, спокойные.
  • “Составь предложение”. Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам.

Тигр – это хищное животное, а жираф – травоядное.

Пары слов: лев – кенгуру, белый медведь – зебра, антилопа – пантера, леопард – слон, морж – овцебык.

  • “Исправь ошибку”. Составление сложноподчинённых предложений с союзом потому что.

Морж был ежонком, а ёж моржонком. И т.д.

Пары слов: тюлень – олень, тигр – лев, медведь – заяц, слон – кенгуру и т.д.

  • “Кто за кем охотится?” Взрослый выставляет по две картинки с изображением животных. Дети составляют предложения, например: “Тигр охотится за зеброй”.

Картинки: лев – кенгуру, пантера – зебра, крокодил – антилопа, белый медведь – рыба, песец – сова, морж – рыба.

Связная речь

  • Составление рассказа – сравнения “Белый медведь и жираф”:

“Белый медведь – это северное животное, а жираф – южное. Медведь – животное хищное, а жираф – травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. Медведь – белый, а жираф – рыжий с тёмными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта”.

  • Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Слоны.

Слоны — очень крупные животные высотой до трех метров. Самое удивительное у слона — хобот. Это — сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Хоботом слон может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Между собой слоны тоже общаются хоботом. Матери трогают им лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру.

Слоны живут семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10— 15 лет.

Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает до 200 килограммов пищи и выпивает до 10 ведер воды.

Слоны — умные животные. У них отличная память. И добро, и зло, причиненное им, они помнят всю жизнь.

Т. Нуждина Вопросы:

  1. Зачем слону хобот?
  2. Как живут слоны?
  3. Чем слоны питаются?
  4. Какая у слонов память?

Рассказы

Кит

Е. Чарушин

Кит — самый большой зверь на свете. Он в море живет, плавает в воде, как рыба.

Заплывает кит в холодные моря, где один лед да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.

Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решетки, а называют эти решетки китовым усом.

Морж

Е. Чарушин

Морж толстый, тяжелый. Будто громадный кожаный мешок с жиром.

Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как веслами, воду загребает.

Нырнет глубоко под воду и пасется на дне морском, как корова на лугу. Водоросли жует, ракушки ищет, а когда наестся вдоволь, выплывет кверху, обопрется на край льдины или на берег своими клыками, подтянется и вылезет весь из воды. Ляжет на камни и отдыхает.

Слон

Е. Чарушин

Ветка в лесу не хрустнула, лист не шевельнулся — из густых зарослей джунглей неслышно вышел огромный дикий слон. Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как бревна, уши как два паруса, длинные клыки, кривые и крепкие. Вытянул слон хобот, вырвал из земли куст, сунул его целиком в рот и стал жевать.

Никого не боится такой силач, никто ему не страшен.

Мартышки

Е. Чарушин

Это веселые, смешные зверьки, будто маленькие хвостатые человечки. Мордочки сморщенные, как у старушек. Черные ручки тоже совсем человеческие. А ноги — совсем как руки, с длинными

пальцами. Ими мартышки и чешутся, и хватают, что им надо, и дерутся. Целый день мартышки путешествуют по деревьям. Кричат, дерутся, с ветки на ветку скачут. Беда, если такая веселая орава нагрянет на огород! Все вырвут, разбросают — не столько объедят, сколько попортят.

Лев и собачка

(Быль) Л. Толстой

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней, понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мясо, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему.

Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Верблюжонок и ослик

(Сказка)

По Ю. Дмитриеву

Пошел однажды ослик гулять и увидел верблюжонка. Грустный такой стоит верблюжонок, чуть не плачет. Жалко стало ослику верблюжонка, спросил его, в чем дело.

А верблюжонок говорит:

  • Хорошо тебе, ослик, всем ты похож на свою маму и на своего папу: и ушки у тебя длинные, и хвост, как у родителей, и ноги, и голова, и спина. А я...
  • Да чем же ты не похож? — удивился ослик. — У тебя тоже голова, как у всех верблюдов, и шея, и ноги...

И тут вдруг понял ослик: нет у верблюжонка горбов на спине.

—        В том-то и дело, — сказал верблюжонок, чуть не плача, — у всех верблюдов два или хотя бы один горб да есть. А у меня — ни одного. Какой же я верблюд без горбов?

Повздыхал ослик вместе с верблюжонком и пошел дальше — чем он мог помочь ему?

Через некоторое время шел куда-то ослик по своим делам и вдруг увидел — идет молодой красивый верблюд. Верблюд тоже увидал ослика, обрадовался и закричал:

—        Посмотри, ослик, что у меня на спине! Горбы! Целых два!

  • Где же ты их взял? — удивился ослик.
  • Сами выросли, — засмеялся верблюд. — Это я когда маленький был — не знал, что у верблюжат горбов не бывает. Они появляются потом. Но тогда очень обидно было — очень уж хотелось быть похожим на папу и маму!

И очень довольный верблюжонок пошел дальше.

А ослик посмотрел ему вслед и подумал: «Хорошо, что у него появились горбы. Ведь и правда, очень уж обидно не быть похожим ни на папу, ни на маму. Особенно если родители такие красивые!»



Предварительный просмотр:

Задания для воспитателей

Тема: Зима.

Артикуляционные, дыхательные, голосовые упражнения

«Дует ветер» Пропевание на одном выдохе: «Фа-фа-фа-фа-фа»

Игра «Далеко - близко». Регуляция голоса по силе.

«Рады снегу». Выполняем как упражнение « Улыбка».

«Почистим дорожку» Поглаживание языка губами, зубами и снова губами.

«Широкая дорожка». Широкий язык лежит на нижней губе.

«Едет в гости дед Мороз»: приоткрыть рот;

                                поцокать языком как цокают копытами лошадки.

Координация речи с движением

  • Речевая подвижная игра “Зимой”. Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Мелкая моторика

  • Пальчиковая гимнастика.

Указательный и средний пальцы скользят по столу, повторяя движения ног лыжника.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры!

  • Застегивание пуговиц одной рукой (правой или левой).
  • Росчерк «Сугробы» выполняем на листе бумаги.

Росчерк «С горки на горку» выполняем мелом на доске. Согласуем речь и движение руки.

                        С гор-ки на гор-ку,

су- гро-бы                                        с горки на горку, с горки на горку,  съехали !

Психические процессы

  • Хитрые вопросы.

Оттепель сменилась морозом. Что было вначале, что потом?

Чего больше — снегопадов или снежинок?

   Чего меньше — зим или месяцев?

По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах? Почему?

Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

Во что превратится снеговик без холода?

  • Когда так говорят?

Любишь кататься — люби и саночки возить.

  • “Что лишнее?”

Панама, кепка, ушанка, косынка.

Сапоги, валенки, унты, сандалии.

Шуба, сарафан, дубленка, пуховик.

Август, декабрь, февраль, январь.

  • “Что за чем и перед чем?”

Декабрь за ноябрем и перед январем.

   Январь — ...

   Февраль —...

  • “Какое слово отличается от других?”

Лед, мед, лед, лед.

Каток, платок, каток, каток.

Снежинка, машинка, снежинка, снежинка.

Позёмка, позёмка, повозка, позёмка.

  • “Чем похожи и не похожи”.

Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.

  • Сравнить картинки.
  • “Нелепицы”
  • Загадки.
  • “Объяснить пословицы”.

В декабре солнце поворачивает на лето, а зима – на мороз.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

  • Игры: «Какая это буква», «Морозные узоры», «Найди букву» Быстрое узнавание согласных букв в затрудненной экспозиции
  • Игра «Слушай за окном».

Все сосредотачивают свое внимание на звуках за окном, затем перечисляют все услышанное.

Лексико-грамматические игры и упражнения

Тематический словарь: Белый, быстрый, ветер, виться, ворота, вратарь, выпадать, вьюга, гол, декабрь, ездить, забросить, заливать, замерзать, застыть, зима, зимний, иней, искристый, катать, кататься, клюшка, коньки, крепления, кружиться, лёгкий, лёд, леденеть, лепить, лететь, липкий, лопата, лыжи, лыжный, льдинка, метель, мороз, морозный, наст, острый, отталкиваться, оттепель, подлёдная, покрывать, полозья, приземляться, прозрачный, прорубь, пушистый, разгоняться, резкий, санки, санный, сгребать, сковывать, скользить, скользкий, скрипеть, снег, снеговик, снежинка, снежный, снежки, снежный ком, студеный, стужа, сугроб, суровый, трамплин, трескучий, узор, упасть, уставать, февраль, хоккей, холод, хрустеть, шайба, январь.

  • “Назови ласково”

Снег — снежок, ёлка — ..., палки —..., мороз — морозец, ветер — ветерок, лед — ледок, зима — зимушка, метель — метелица, санки — саночки, холод — холодок, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.

  • “Собери предложение”.

Миша, друзьями, в, хоккей, с, играет.

Санках, дети, катятся, с, весело, на, горки.

Метель, улице, метет, на..

Дворе, во, залили, каток, большой.

  • “Сосчитай до пяти”.

   Одна теплая варежка — две теплые варежки, ...

Одно зимнее утро — ...

Один холодный нос — ...

Одна меховая шапка — ...

Один снежный ком — ...

Одно зимнее пальто — ...

  • “Объясни словечко”.

Горнолыжник; заморозки; безветрие; подледная (рыбалка); ледоруб.

  • “Подбери признак”.

Снег — белый, колючий,...

Зима — ...

Мороз — ...

Шуба —...

Лыжи —...

  • “Продолжи предложение”.

Чтобы не замерзнуть, надо надеть ...

Зимой покрываются льдом ...

Дети любят кататься зимой на ...

Зимой на улице не увидишь ...

  • “Закончи предложение”.

У мальчика одни санки, а у двух мальчиков — двое санок.

У девочки одни коньки, а у двойняшек две пары ...

У девочки одни лыжи, а двух девочек две пары ...

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим ... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).

Дети слепили большую снежную ... (бабу).

Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).

Зимой бывает снегопад, а осенью …

Зимой бывает снег, а летом…

Зимой снег падает, а весной…

Зимой катаются на санках, а летом…

Зимой лес спит, а весной…

Зимой катаются на коньках, а летом…

Зимой бывает холодно, а летом…

Зимой деревья белые, а летом…

Зимой растут сугробы, а летом растут…

Зимой лепят снеговика, а летом…

Зимой насекомые прячутся, а весной…

  • “Один - много”.

Снег — снегов, много снега,

лед — льдов, много льда,

звезда — звезд,

день — дней,

узор — узоров,

ночь — ночей,

снежинка — снежинок,

снеговик — снеговиков,

санки — санок,

буря — бурь,

вьюга — вьюг,

стужа — стуж,

холод — холодов,

забава — забав.

  • “О чём можно сказать”:

Замерзает - …, наступает - …, кружатся - …, летят - …, надели - …, обули - …

  • “Скажи наоборот”.

Темное утро — светлое утро.

Старые санки —...

Холодный ветер —...

Пасмурный день — ...

Зимний месяц —...

Большой сугроб —...

Длинные лыжи —...

  • Подбери родственные слова

Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;

Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые ... ;

Мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;

     Лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

  • “Каким бывает”

Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий;

Зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

Снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танцевать, порхать...

  • Подбор антонимов.

Зимой ночь длинная, а день короткий;

снег белый, а асфальт ... (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый, южный).

  • Изменить слова, ответив на вопросы.

Что? – зима

Нет чего? - …зимы

Рад чему? – зиме

Вижу что? – зиму

Доволен чем? – зимой

Говорю о чём? – о зиме.

Баба

…бабы

…бабе

…бабу

…бабой

…о бабе

Снег

…снега

…снегу

…снег

…снегом

…о снеге

Мороз

Связная речь

  • Расскажи о зиме по плану.
  1. как ты заметил(а) наступление зимы;
  2. ее первые приметы в природе;
  3. зимние месяцы;
  1. повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;
  2. зимние забавы и развлечения.
  • Пересказ рассказа “Гостья - зима” с опорой на вопросы.

“Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лёд. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А ещё можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму”.

     Вопросы для пересказа:

Кто пришёл к нам в гости?

Какое время года было до этого?

Чем зима накрыла землю?

Что делает метель(вьюга, ветер, мороз)?

Какие подарки принесла зима?

Для чего людям нужны подарки?

Что такое зимние забавы?

  • Тексты для пересказа.

Летят снежные пушинки.

Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю.

Слой за слоем ложится снег. Идёт зима, растут сугробы, и снег становится плотным.

Мы – ваши друзья.

Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы: воробьи, синицы – остались с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами стучать в окна. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам!

Найди отличия

Какие животные  спрятались в зимнем лесу? В чём ошибся художник?



Предварительный просмотр:

Задания для воспитателей

Тема: Насекомые.

Координация речи с движением

Гусеница.

Этот странный дом без окон

У людей зовётся “кокон”.

Свив на ветке этот дом,

Дремлет гусеница в нём.

Спит без просыпа всю зиму.

Но зима промчалась мимо –

Март, апрель, капель, весна …

Просыпайся, соня – сонюшка!

Под весенним ярким солнышком

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!

Дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга.

Переворачиваются на левый бочок, подкладывают ладонь под щёчку.

Переворачиваются на другой бочок, руки по щёчку.

Переворачиваются на спину, потягиваются лёжа.

Медленно садятся.

Потягиваются сидя.

Встают, потягиваются стоя.

Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.

  • Речевая подвижная игра “Со словами мы играем”:

Со словами мы играем,

И слова мы удлиняем:

Стре-ко-за, за-за-за (6 хлопков),

Му-ра-вей, вей-вей-вей.

Свер-чок, чок-чок (4 хлопка),

Ба-боч-ка, ка-ка-ка. И т.д.

Мелкая моторика

  • Рисуем соты на бумаге. Пальцы ребёнка (указательный и средний) “ходят” - ”летают” по сотам на ударные слоги:

Пальцы, как пчёлы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли мёда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

  • Выложить из палочек стрекозу.
  • На каждый ударный слог соединение пальцев подушечками. Ладони не касаются друг друга.

У тропинки под рябиной

Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Психические процессы

  • Какие насекомые спрятались на картинке?
  • “Доскажи словечко”.

Погляди на молодцов,

Веселы и бойки,

Волокут со всех концов

Материал для стойки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей

И спешит на помощь друг —

Тут народ хороший.

Без работы — хоть убей,

Жить не может ... (муравей)

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом.

Как они зовутся? ... (мухи)

Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать ... (сверчок)

Под корой сосны и ели

Точит сложные тоннели,

Только к дятлу на обед

Попадает ... (короед)

  • “Что не так?”

Сначала бабочка превращается в куколку.

Оса жалит, а пчела нет.

Пчелы живут в муравейнике.

Гусеница носит свой домик на спине.

  • 4 – ый лишний.

Жук, бабочка, муха, птица.

Летать, ползать, петь, жалить.

Оса. пчела, шмель, паук

  • Да – нетка (задавая вопросы, угадать предмет по ответам “да”, ”нет”).
  • Что общего и чем отличаются друг от друга?

Рой и стая.

Птица и бабочка.

Улей и муравейник.

  • Объяснить словечко.

Пчеловод.

  • “Какое слово самое длинное?”

Комар, вода, укус, стрекоза.

Оса, муха, гусеница, паук.

Рой, муравейник, улей, шмель.

  • Объяснить значение выражений:
  • тружусь как пчёлка,
  • сделать из мухи слона,
  • как сонная муха,
  • мухи не обидит
  • Какое слово отличается от других?

Муха, уха, муха, муха.

Комар, комар, пожар, комар.

Шмель, мель, шмель, шмель.

Стрекоза, коза, стрекоза, стрекоза.

   Гусеница, гусеница, лиственница, гусеница.

Лексико-грамматические игры и упражнения

Словарь: бабочка, водомерка, водяной, гусеница, жалить, жужжать, жук, зимовать, комар, комариный, короед, кузнечик, куколка, кусать, летать, личинка, майский, маленький, мохнатый, муравей, муравейник, муха, оса, паук, паутина, пасека, ползать, полосатая, прозрачный, пчела, пчелиный, рой, роиться, сверчок, слепень, стрекоза, трудолюбивый, улей, улитка, укус, шмель.

  • Упражнение “Скажи одним словом”.

У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют …пёстрокрылой.

У стрекозы большие глаза, поэтому её называют …

У таракана длинные усы, поэтому его называют …

  • Игра “Назови ласково”.

Комар – комарик, стрекоза - …, таракан - …, жук - …, пчела - …, муха - … , вода —..., паук —... , улитка —...

  • “Измени по образцу”.

Пчела — пчелиный.

Вода —...

Оса —...

Комар —...

Муравей — ...

  • “Подскажи словечко”.

У стрекозы не глаза, а глазищи.

У  муравья не ножки, а … .

У таракана не усы, а … .

У бабочки не крыло, а … .

Под лупой маленькая божья коровка выглядела не маленьким жучком, а огромным жучищем, таракан - …, паук - … .

  • “Закончи предложение”.

Оса, муха, пчела, комар — это....

Муравьи строят ...

Гусеница превращается потом в ...

  • Игра “Чьи лапки, чья голова?”

У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы - …лапки, … голова.

У таракана - … лапки, … голова.

У комара - … лапки, … голова.

У паука - …лапки, … голова.

  • Упражнение “Считай и называй”.
  • “Подбери слово”. Подбор глаголов к слову насекомые.
  • “Кто как передвигается?”

Муравей ползает, а бабочка…

Гусеница ползает, а кузнечик …

Бабочка летает, а улитка…

Жук ползает, а стрекоза…

Оса летает, а червяк…

Кузнечик прыгает, а комар…

Таракан ползает, а стрекоза…

Бабочка порхает, а муха…

  • “Насекомые - великаны”.

Это не паук, а паучище.

Это не жук, а…

Это не муравей, а…

Это не клоп, а…

Это не таракан, а…

Это не комар, а …

Это не шмель, а …

Это не червяк, а …

  • “Измени по образцу”.

Стрекоза — много стрекоз.

Жук —...

Пчела — ...

Комар —...

Улитка — ...

Бабочка — ...

Муравей —...

Шмель —...

Муха — ...

  • “Исправь ошибку”.

Трудолюбивая муравей.

Маленькая паучок.

Пчелиная рой.

Мохнатый гусеница.

  • “Скажи наоборот”.

Высоко — низко.

Далеко —...

Уползать —...

Темный —...

Маленький — ....

  • “Употреби словосочетание в нужной форме”.

Кто? — Майский жук.

Нет кого? ...

Навредить кому? ...

Вижу кого? ...

Наблюдать за кем? ...

Составить рассказ о ком?

  • “Подбери парное слово”.

Муравьи — муравейник, пчелы — ... (улей).

Ползет — улитка, летит — ... (бабочка /стрекоза /комар).

  • Сосчитай до пяти.

Один мохнатый шмель …

Одна изумрудная стрекоза …

Один майский жук …

Один пчелиный рой —...

Одна мохнатая гусеница — ...

Один трудолюбивый муравей — ...

  • Продолжи предложение.

Птицы едят насекомых – жуков, гусениц …

  • Игра “Нелепицы”. Послушать предложения, рассказать, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Муравей живёт в улье.

Бабочка стрекочет.

Комар ловит птиц.

Паук собирает нектар с цветов.

Муха плетёт паутину.

Шмели строят муравейник.

  • “Какое слово не подходит?”

Вода, водный, водить, водичка.

Полет, улететь, летать, лето.

Кусать, укус, кусаться, куст.

Связная речь

  • Слушать предложения и вставлять по ходу пропущенные слова – картинки.
  • Посмотреть на картинку. Назвать всех насекомых. Из какой сказки они пришли? Пересказать эту сказку по памяти.
  • Чтение, пересказ.

Как паук плетёт паутину?

Паук плетёт паутину с помощью специальных желёз. Они выделяют жидкость, которая при соприкосновении с воздухом превращается в шелковистую нить. Вытягивая нить, паук поддерживает её одной ногой. Садовый паук делает сначала большой квадрат из нити. Затем, двигаясь от центра к краю квадрата, он делает около тридцати стежков, напоминающих лучи.

  • Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Майский жук.

Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладёт яички в землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года на четвёртый они превращаются в майских жуков.

Вопросы:

  1. Опасен ли майский жук для людей?
  2. А для растений?
  3. Как появляется на свет майский жук?
  • Загадки – описания.
  • Описательные рассказы.
  • Рассказы по темам:
  • Путешествия муравья.
  • Жизнь бабочки.
  • Жизнь муравейника.
  • Жизнь пчёл.
  • Рассказ о насекомом.
  • Зачем нужны насекомые.
  • Вред и польза насекомых.
  • Если бы я был бабочкой.
  • Если бы я был пчёлкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям по лексическим темам

    Из методического комплекта к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7лет) Нищевой Н. В....

Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Новогодний калейдоскоп"

Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Новогодний калейдоскоп". Подготовительная к школе группа для детей с ОНР...

Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Зима. Зимующие птицы"

Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Зима. Зимующие птицы" Подготовительная группа для детей с ОНР....

Задания логопеда воспитателям по лексическим темам

Взаимодействие воспитателей и логопеда...

Задание логопеда воспитателю по лексической теме

Взаимодействие логопеда с воспитателями...

Картотека заданий для воспитателей по лексическим темам

Картотека заданий для воспитателей по лексическим темам....

Задания для воспитателей по лексической теме "Комнатные растения"

Лексическая тема: «Комнатные растения»Предметы: цветок, растение, куст, стебель, ствол, ветки, листья, цветы, корни, горшок, удобрение, пересадка, поливка, рыхление; бальзамин, бегони...