Составление описательных рассказов.
консультация по логопедии

Светлана Степановна Яроцкая

консультация для воспитателей о технологии составления описательных рассказов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opis.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Составление описательных рассказов.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения. Умение связно передавать свои мысли — один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений.

Дети с тяжелыми нарушениями речи без радости включаются в коммуникативную деятельность. Как правило, у таких детей плохая слуховая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с тяжелыми нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Труднее всего даются таким детям самостоятельное высказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Поэтому использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна.

Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов». [В. А. Козаренко 2002: 3–27]    . Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация.

Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

 - развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

- развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с буквами).

Использовать мнемотехнический метод можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядят по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

- автоматизация поставленных звуков в связной речи;

- расширяется круг знаний об окружающем мире;

- активизируется словарный запас;

-  свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни

- развивается фантазия и творческое воображение детей;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.   Мнемотехника помогает при постановке и автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Составление описательных рассказов относится к монологической речи,  причём монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую  для целенаправленной передачи информации.

В тексте-описании имеет место перечисление ряда признаков, соотнесённость временных значений, отсутствие эмоционально-экспрессивной оценки. Коммуникативная задача такого текста – ответить на вопрос: «Каков этот предмет, явление, человек?». Детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и чётко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе                                                        

персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных и др. Ребёнку предлагается в течение нескольких минут посмотреть на предмет, а затем составить о нём рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы даётся такая инструкция: «Расскажи, как зовут куклу, какая она по величине, назови основные части тела, скажи, из чего она сделана, во что одета, что у неё на голове» и т.д.

В рассказе-описании должны быть отображены основные признаки предмета, даны указания на его функции или назначение. Должна соблюдаться определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (от описания основных свойств – к второстепенным и др.).  Должны соблюдаться смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа, должны использоваться различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).

При составлении описательных рассказов я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко из серии «Если дошкольник плохо говорит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Составление описательного рассказа по картинкам.

Открытое занятие по развитию речи, составление описательного рассказа по картинкам. Младшая группа. Программа "Детский сад 2100"....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...