Создание развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете
материал по логопедии

Мячина Нина Николаевна

   Важной предпосылкой успешной работы с детьми является - создание развивающей предметно-пространственной среды для детей, в соответствии с индивидуальными особенностями детей дошкольников. Хорошо продуманная среда, позволяет привлечь внимание ребенка к тому или иному виду деятельности. Она удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Важно создавать условия для детей, чтобы они были окружены предметами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отражать в речи.   Поэтому большое внимание в нашем детском саду было уделено обустройству кабинета. В кабинете выделены зоны для игр, занятий, отдыха детей. 

  Кабинет отвечает современным требованиям по организации развивающей предметно-пространственная среды в соответствии с ФГОС.  Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей с ТНР.

  Образовательное пространство кабинета насыщено достаточным количеством игрового оборудования и методических пособий: разнообразные мячи для массажа, песочница, большая коллекция картинного материала, педагогическая библиотека, методические пакеты по всем лексическим темам, разработки занятий по обучению грамоте и развитию речи, стендовые консультации для родителей, фонотека, копилка презентаций, компьютер и множительная техника. Большое внимание уделяю систематизации речевого материала, в кабинете большая картотека речевого материала для автоматизации звуков, речевых игр, пальчиковых игр и физминуток.

  Особое место в кабинете занимают игрушки для детей. Ценные качества игрушек настолько разнообразны, поэтому я, активно использую их   для организации логопедических занятий. На протяжении всего времени работы с дошкольниками, я занимаюсь изготовлением разнообразных игрушек: кукольный театр, театр марионеток, пальчиковый театр, игрушки из бисера,  сюжетные игрушки: кукла Бабушку-Сказочница, Метелица, Зимушка, Весна, Осень.  

  Обучение в  Народном университете по классу «Керамика» вдохновило меня на изготовление  разнообразных игрушек из глины и предметов интерьера: вазы, панно, свистульки, фигурки животных, тотем-деревья, дымковские игрушки. Именно игрушки служат для детей той средой, которая располагает их выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя, быть самим собой. Все игрушки отвечают коррекционным, развивающим и воспитательным целям.

  Для детей организую разнообразную деятельность с применением игрушек. Например: с помощью свистулек можно развивать силу воздушной струи, фигурки животных, для городских детей, являются наглядными образцами   с целью закрепления знаний о животном мире, пальчиковый театр развивает мелкую моторику. Занятия с использованием сюжетных игрушек влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речи, как средству общения с взрослыми и сверстниками, активизируют разнообразный словарь. Ребенок проигрывает различные ситуации, в которых куклы "испытывают" различные чувства. " Проживая" вместе с куклой различные состояния, ребенок в значительной степени обогащает свой мир чувств и эмоций, развивает творческое воображение.   

  Почетное место в логопедическом  кабинете занимают Звукограды с веселыми жителями: гласными и согласными звуками.   Модели звуков – Звукарики. Методические разработки помогает детям усвоить сам термин «звук» и «прочувствовать» его, научиться давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.

  Детям с ТНР свойственны характерологические особенности: быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость, пассивность на занятиях, играх. Из-за ограничения речевой практики, наблюдается задержка коммуникативных навыков и развития эмоционально-волевой сферы. Для решения этих проблем активно использую ресурс песочной терапии. В кабинете провожу сеансы песочной терапии. Кабинет оснащен  необходимыми оборудованием: песочницей и предметами для песочницы.

  Многолетний опыт работы, созданное образовательное пространство позволяет мне успешно решать задачи коррекционной работы                                                                                                                                       

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей»

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. доступность среды, что предполагает:2.1 до...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 год

Консультация для воспитателей.Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 го...

Долгосрочный проект на тему: «Создание развивающей предметно – пространственной среды в кабинете учителя – дефектолога для детей с ОВЗ соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Актуальность:В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации...