Образовательный проект "Покормите птиц зимой"
проект по логопедии (старшая группа)

Алексеева Елена Романовна

Образовательный проект логопеда "Покормите птиц зимой". Дидактические игры и конспект занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormite_ptits.docx51.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

учреждение детский сад №72 «Аленушка»

Проект: «Покормите птиц зимой»

                                                                                      Выполнила: Алексеева Е.Р.

Улан-Удэ

2018

Цель: формирование у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.

Задачи: Продолжать формировать у детей представление о зимующих птицах нашего края.

Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно, оценивать поступки других людей.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях, дружеское взаимоотношение между детьми.

Актуальность: Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. В Красноярске зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Ожидаемые результаты: Заинтересованность  детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Тип проекта: творческий, групповой; информационно – познавательный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Срок реализации проекта: с 10 - 17декабрь  2018 г.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: краткосрочный.

Реализация проекта по этапам:

Этапы

Название мероприятия

Форма проведения

Участники

1 этап

Подготовительный

1. Знакомство  детей с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.

2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.

3. Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»

2 этап

Основной

1. «Птицы зимой»

Рассматривание иллюстраций

2. «Зимующие птицы»

3. «Птицы» В.Берестова

«Волшебная полочка» Н.И Сладков

4. «Летает – не летает»

    «Расскажи какая птица»

    «Один – много»

5. «Воробушек»

6. «Филин и пташки»

7. Наблюдение за птицами на участке

8. «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»

Беседа

Презентация

ЧХЛ

Словесные  игры

Рисование

Подвижная игра

Анкета для родителей

Дети

Воспитатели

Родители

1. Беседа по произведению

С.Алексеева «Снегирь»

2. Чтение сказки «Как сорока клеста судила»

3. «Угадай птицу»

    «Кто больше назовет птиц»

     «Разрезные картинки»

4. «Снегири»

5. «Птички в гнёздышках»

6. Наблюдение за птичьими следами

7. «Птичье кафе»

Беседа

ЧХЛ

Дидактические

 игры

Выставка рисунков

Подвижная игра

Изготовление кормушек совместно с родителями

Дети

Воспитатели

Родители

1. Создание копилки загадок о птицах.

2. «Крошки для крошки»

3 «Четвертый лишний»

4. «Снегирь на ветке рябины»

5. «Вороны и собачка»

6. Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках

7. «Птицы - наши друзья»

Заготовка корма

Дидактическая игра

Лепка

Подвижная игра

Развлечение

«Вечер поэзии»

Дети

Воспитатели

Родители

1. «Покормите птиц зимой!»

2. «Счёт птиц»

3. «Птицы в гнезде - семья»

4. «Птичья кормушка»

5. Подкормка птиц во время прогулки

6. «Покормите птиц зимой»

НОД

Дидактическая игра

Сюжетно-ролевая

игра

Пальчиковая

гимнастика

Информация для родителей

Дети

Воспитатели

Родители

3 этап

Заключительный

«Птичье кафе»

«Как мы птицам помогали»

Выставка

кормушек

Фотовыставка

Дети

Воспитатели

Родители

Пальчиковая гимнастика

  «Птичья кормушка»

Мы повесили кормушки, (Дети имитируют движения по тексту)

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы, (Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц)

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Физкультминутка

Птички прыгают, летают, «имитируют полёт»

Птички прыгают, поют. «поют»

Птички крошки собирают, «собирают»

Зернышки клюют. «клюют»

Перышки почистили, «чистят»

Клювики почистили,

Дальше полетели «улетают»

И на место сели. «садятся»

Сказка «Как сорока клеста судила»
Зима в лесу. Спит лес под теплым, снежным одеялом. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня.
Это сорока с разлету шлепнулась на ветку елки и затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.
– Слушай, не шуми, не трещи, не пугай моих птенцов!
– Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков!
Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь.
– Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.
– Да вот сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
– И холода не боишься?
– Нет мы гнездо делаем теплое, толстое и прячем его среди еловых веток, туда клестиха и откладывает яйца.
– А вдруг яйца замерзнут?
– Нет, клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
– А как же она питается? – спросила синица, которая давно уже качалась на ветке и слушала разговор.
– Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березки – сказал клест.
– Молодцы клесты! Не страшатся морозов – включился в разговор дятел, – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена как и я!
Из дупла вылезла тетушка сова и сказала:
– Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете сколько елок вырастет из семян, что они уронили.
– Не права ты сорока, – сказал снегирь.
– Трещишь без толку, не за что клеста судить, – поддержала его синица.
Тут все птицы зашумели, сорока махнула крылом и улетела.

Беседа по сказке:

– Как называется эта история?

– За что сорока собралась клеста судить?

– Поддержали лесные птицы сороку?

– А что вы узнали нового о клестах?

– Что значит выражение «на крыло встанут»?

        

Схема рисования  воробушка.

F:\Новая папка\птичка.jpg

Дидактические игры

«ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель. Закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).

                                                                             Приложение

Дидактические игры

«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»

      Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

«Кто как голос подает?»

      Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».

 Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.

 Дети:  Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.

                Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.

                Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.

                Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.

                Я голубь. Я умею ворковать.

                Я снегирь. Я умею свистеть.

                Я воробей я умею чирикать.

                      «Сосчитай птиц»
      Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
         Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.
                                        «Большой – маленький»
      Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Острый клюв – остренький клювик.
 Тонкие лапки – тоненькие лапки.
 Длинная шея – длинненькая шейка.
 Белая грудь – беленькая грудка.
 Черное крыло – черненькое крылышко.
 Толстая шея – толстенькая шейка.

 Короткий хвост – коротенький хвостик.
 Светлые перья – светленькие перышки
.                                                                         

                                                «Один – много»

  Цель: уметь образовывать формы множественного числа

существительных.
                                    Одна ворона – много ворон,
                                   Один воробей – много воробьев и т. д.
                                   «Угадай по описанию»
      Цель - научить составлять описательный рассказ. Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
                                   «Четвертый лишний»
      Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.

Воробей, грач, сорока, синица.
 Голубь, дятел, снегирь, ласточка
Сорока, воробей, ласточка, дятел.
Ворона, скворец, синичка, галка.
Утка, снегирь, голубь, сорока.
Клёст, воробей, синичка, кукушка.

                                                       «Чье это?»
     Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
                             Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.
                             Клюв чей?
                             Хвост чей?
                             Голова чья?
                     «Скажи наоборот»
      Цель: закрепить знание детьми антонимов.
                             
Клюв толстый – клюв тонкий,
                            Хвост длинный – хвост короткий

                      «Кого не стало?»

     Цель: формирование грамматических категорий, образование слов-существительных в родительном падеже.
      На доске или на столе выкладывают картинки 5-6 зимующих птиц, предлагают детям назвать всех изображенных птиц и  запомнить  их. Затем просят детей закрыть глаза, в это время педагог убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют какой птицы не стало. Например: "Не стало снегиря", и т. д.

           «Подбеги к птице, которую назову»

     Цель: учить детей различать птиц по внешнему виду
                            Раз, два, три
                                К вороне подбеги.
                                Раз, два, три
                                Воробья найди.
                                Раз, два, три
                                Синицу отыщи (и т.д.)

              Подвижные игры

«Снегири».

Вот на ветках, посмотри,                             4 хлопка по бокам
В красных майках снегири                          4 поворота головы в сторону
Распушили перышки –                                
«отряхиваются»
Греются на солнышке.                                
головой вертят повороты головы, 
Улететь хотят,                                                                              
вправо – влево,
Кыш! Кыш! Улетели!                                  
бегают и машут «крыльями».
За метелью полетели!

                                                «Найди пару».

 (Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц», дети летают по парку, когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару)

Игра повторяется 2 раза.

«Слушай внимательно»

     Задачи: развивать умение выполнять словесную инструкцию, действовать по сигналу взрослого, закреплять знания о внешнем виде птиц: синицы, воробья, снегиря.

     Атрибуты: картинки птиц: синицы, воробья, снегиря.

Ход игры:

     Вариант 1. В центре круга - птицы. Дети водят хоровод со словами: «Раз, два, три, птицу скорей бери! » Взрослый называет птицу, и дети берут только этих птиц, поднимают их вверх, изображая их в полёте.

     Вариант 2. В центре круга – ёлка, вокруг её картинки птиц. Дети водят хоровод со словами: «Раз, два, три, птицу скорей бери! » Взрослый называет птицу, дети берут только этих птиц и рассаживают их на ёлке.

«Птичьи стайки»

     Задачи: закреплять знания о внешнем виде таких зимующих птиц как воробья, синицы, снегиря, развивать наблюдательность, внимание.

     Атрибуты: картинки и рисунки птиц: синицы, воробья, снегиря.

Ход игры:

В центре круга - птицы. Дети водят хоровод со словами: «Раз, два, три, птицу скорей бери! » Берут любую картинку и образуют группы с одинаковыми птичками.

Литература:

        Грехова Л.И. В союзе с природой., М.,1999 г.

        Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.

        Никитина А.В. Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

        Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

               Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

        Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.

        Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

Планирование воспитательно-образовательной деятельности "Птицы зимой"

Планирование воспитательно-образовательной деятельности "Птицы зимой" на неделю...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Птицы зимой»

Формирование целостного представления у дошкольников о птицах зимой. Вызвать интерес к окружающему мируРасширять у детей понимания о том, где зимуют птицы, чем питаются.Обогатить словарный запас...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности "Птицы зимой"

Планирование воспитательно-образовательной деятельности "Птицы зимой" на неделю...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по теме недели "Покормите птиц зимой (зимующие птицы)" в старшей группе

Совершенствование представлений детей об образе жизни и повадках птиц в зимний период времени, роль человека в сохранении птиц. Сравнение птиц по внешнему виду, особенностям питания....