Постановка звука Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Косило Надежда Викторовна

Конспект индивидуального занятия (старшая  группа) на тему: «Постановка звука «Р»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rossiyskoy_federatsii.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

(старшая  группа) на тему:

«Постановка звука «Р»

Тип занятия: индивидуальное

Вид занятия: фонетическое

Занятие рассчитано на ребенка 5-6 лет с функциональной дислалией

Этап коррекционной работы: постановка звука

Общая продолжительность занятия: 25 минут

Цель: учить правильно, произносить звук (Р) механическим способом

Задачи:

Образовательные:

упражнять в определении наличия и места звука.

Коррекционно-развивающие:

способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;

создать условия для развития фонематических процессов;

развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Воспитательные:

воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки.



Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика.


Ход занятия

Подготовительный этап

Организационный момент

Привлечь внимание ребёнка к занятию

Сообщение темы и цели занятия.

Артикуляционная гимнастика

- Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.

-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук р.

- Сегодня мы продолжим работу над звуком р и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так.

Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. 

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. 

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. 

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так.

Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. 

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так.

 

Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. 

Показ картинок

Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз).

Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз.)

Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык вглубь рта. (Повторить 10–15 раз.)

Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз.)

Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз.)

Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10–15 раз.)

Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз.)

Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

Удалось привлечь внимание ребенка

Ребенок выполняет гимнастику перед зеркалом

Основная часть

Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.

- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

-Посмотри на меня как я произношу звук р.

- Какое положение принимают губы?

- А зубы?

- Как работает кончик языка?

- Где проходит воздушная струя?

- Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту?

- Значит, какой это звук?

-Глухой или звонкий?

- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь?

- Какой этот звук еще может быть?


Рассмотрим профиль этого звука.

(губы открыты)

(зубы сближены, но не соприкасаются)

(кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует) (воздушная струя идет посередине языка)

(да)

(звонкий)

(я чувствую дрожание)

(твердый или мягкий)

ребенок, сидя перед зеркалом, анализирует звук

Физкультминутка



По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,
До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.

(подскоки на правой ноге)

(подскоки на левой ноге)

(бег на месте)

(прыжки на месте на обеих ногах)

(ходьба на месте)

С задание справился

Упражнение на дыхание

Для правильного произношения звука р нужно уметь делать сильный выдох.

Потренируемся делать его с помощью упражнений.

- Первое упражнение – «Кораблики». Помоги пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

- Следующее упражнение – «Бабочки». Отпусти бабочек и они  тебе улыбнутся! Выдыхай медленно и плавно.

-Замечательно получилось!



С заданием справился

Постановка звука

Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд

(В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

С заданием справился

Развитие фонематического слуха

- Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

- Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

-Подними руку, если услышишь звук Р в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.

- Теперь выполни упражнение «Цирк». Послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал.

- Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука Р в словах .

Запись с голосами животных, картинки

С заданием справился

Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

- Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

(во время выполнения упражнения производим колебательные движения указательным пальцем)

Справился с заданием

Заключительный этап

Итог занятия

- Чему мы сегодня учились на занятии?

-Что происходит с губами, зубами, языком?

-Дай характеристику этому звуку

(Сегодня мы учились произносить звук Р)

(Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

(Звук Р – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

Ребенок рассказывает свои впечатления и достижения.

Домашнее задание

- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью указательного пальца.

Подведение итога всего занятия.- Спасибо тебе за занятие.

Используемая литература:

  1. Борисова Е.А. индивидуальные логопедические занятия с детьми: методическое пособие . М., 2009.
  2. Филичева М.Ф. воспитание у детей правильного произношения. Учебное пособие. М., 1989
  3. http://ru.calameo.com/books/00194806613017d51369d
  4. http://logoportal.ru/10165/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...