"Педагог года - 2019"
материал по логопедии
Снова 2019 год начался с конкурса. Впервые была объявлена номинация "Учитель-логопед года", где я с большим удовольствием принимала участие. Решила выйти с "Артикуляционной гимнастикой" и применением ИКТ, а точнее с программой от Мерсибо. Результатом осталась довольна, хотя не всё было легко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический семинар "Игровая терапия как средство коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей". | 23.77 КБ |
Технологическая карта. "Заколдованная буква" | 162.5 КБ |
Буклет. "Использование программы от "МЕРСИБО" при обучении дошкольников | 2.64 МБ |
Мастер-класс | 364.99 КБ |
Выписка к мастер-классу | 183.65 КБ |
Формирование звуков в онтогенезе | 20.38 КБ |
Памятка (шаблон) | 95.78 КБ |
Комплекс для свистящих звуков | 897.18 КБ |
Комплекс для шипящих звуков | 779.31 КБ |
Комплекс для сонорного звука Р | 946.35 КБ |
Номера упражнений к Памятке. | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
Разрешите представить Вам концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы по теме «Игровая терапия как средство коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
В юмористическом рассказе Виктора Драгунского «Заколдованная буква» Аленка, Мишка и Дениска спорят о том, как правильно говорить: «сыски», «хыхки» или «фыфки»? Аленка говорит друзьям, что она хочет сказать «сыски», а у нее получается «сыски» из-за того, что зуб вывалился и «свистит». Мальчики же высмеивают её: «Девчонке, 5 лет, скоро замуж выходить, а она «сыски». Мишка поясняет, что у него уже целых три зуба «вывалилось», но он всё равно правильно говорит: «хыхки». И только Дениска, наблюдая за их диалогом, который закончился слезами, понимает, что они оба не правы, надо говорить коротко и ясно «фыфки»! Здесь Виктор Юзефович уже в 1957 г. видел проблему неправильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. И в настоящее время процент дошкольников с речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Диалог детей с «заколдованной буквой» гласит о том, что Виктор Юзефович, как родитель, в первую очередь обращает внимание именно на звукопроизношение. А неправильное произношение звуков чревато быть не понятым и еще хуже, высмеянным.
Как учитель-логопед, отмечу, что из-за дефектного звукопроизношения страдает в целом развитие всех компонентов речи. Работая в разных направлениях речевого развития: обогащения лексики, усовершенствования грамматического строя речи и развития связной речи, я могу сделать вывод, что коррекционная работа над правильным звукопроизношением – это основная моя цель. Если будут «чистые» звуки, то и дальше ребенку легче развиваться. А вот поставить дефектный звук может только учитель-логопед.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Движения языком, губами, челюстью, являются первым этапом в развитии речи ребёнка.
Часто у детей с нарушением речи подвижность языка и объем артикуляции ограничен. Для развития движений артикуляции необходимых для постановки звуков, учителя-логопеды подбирают специальные комплексы упражнений, называемые артикуляционной гимнастикой.
Еще Татьяна Борисовна Филичева отмечала, что упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые, требуются для постановки каждого конкретного звука.
Что такое «артикуляционная гимнастика» и её основную цель, Вы, можете увидеть на слайде.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференциальности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционных упражнений – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.
Гимнастика проводится эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название. Названия каждого упражнения условные, но очень важно, чтобы дети их запомнили. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению. Во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».
В любом упражнении все движения органов артикукуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением.
Выполнение артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. К каждому упражнению подобрано стихотворение, что является необходимым помощником в игровой терапии на коррекционных занятиях.
Повышая педагогическую компетенцию, я принимаю участие в вебинарах и мастер-классах от Мерсибо, где была представлена новая флешка с программой «Лого Ассорти» и настолько моё внимание привлекла интерактивная игра «Где мой рык?» для постановки звука [Р], что я просто не могла не приобрести её. Программа от «Мерсибо» стала находкой для меня, где среди большого количества интерактивных игр и упражнений, есть и «Артикуляционная гимнастика» с подбором упражнений для постановки нужной группы звуков. Артикуляционные упражнения представлены в виде картинок, дополненных стишками. Стихотворная речь – сама по себе игра, создающая особый эмоциональный заряд. В настройках можно подобрать для ребенка необходимый комплекс упражнений. Ребенок видит картинку на экране и выполняет упражнение под моим наблюдением. А какое удовольствие доставляет современным детям та самая игра «Где мой рык?» Раньше выполняя, вроде бы все те же постановочные упражнения, не всегда получалось быстро поставить звук [Р] и я, не понимала «ПОЧЕМУ?», все верно, Насте, Матвею, Семёну, Артёму и Алёше поставила, а вот Кате и Диме не получается… Оказывается выполняя упражнение на дыхание вижу, что воздушная струя не идет вверх, как у тех детей. Вот в чем проблема! Вот где мне пригодилось постановочное упражнение «Пухолёт» для звука [Р] и Катя уже издает грозный «рык», а вот с Димой еще нужно потренироваться.
Еще один мой помощник в работе над постановкой звуков у дошколят – это бегемот Жужа. В этой игрушке четко выделены артикуляционные органы: зубы, язык и челюсти. Надев игрушку на руку, можно «управлять» языком и нижней челюстью Жужи. И малыш смотрит с увлечением в зеркало, и пытается открывать широко рот и удерживать в таком положении:
«Словно добрый бегемот
Широко откроем рот.
Раз – два – три – четыре – пять,
Что-то я хочу зевать».
Шлёпать по язычку, как-будто он месит «Тесто».
«Пя-пя-пя – я тесто мну,
Пя-пя-пя, пирог пеку.
Позову своих друзей.
Угощайтесь поскорей.
Качать язычок на «Качели» и тянуть его вверх или опускать вниз:
«На качели я сажусь
Вверх и вниз легко несусь».
Итак, терпеливо шаг за шагом, ступенька за ступенькой приближаю я своих «речевиков» к стране «Правильной речи». Этот путь долог и труден, но завершается успехом – полученным результатом.
Я не люблю стоять на месте. Я всегда в поиске. И ищу всегда самое эффективное. Год назад я представляла камешки марблс в логопедической работе, а сегодня программу от «Мерсибо». Но уже скоро я смогу поделиться новым и «поймать фишку» на логопедических занятиях!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
коррекционной образовательной деятельности с детьми
Составитель: Кристя Алена Валерьевна, учитель-логопед Детского сада «Алёнушка», филиала Детского сада «Светлячок»
Тема: «Заколдованная буква»
Возрастная группа: подготовительная группа
Количество: 2 ребенка
Форма ООД: коррекционная образовательная деятельность
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Цель: Создание условий для автоматизации звука [Ш] изолированного, в слогах, словах, фразе.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- уточнять знания детей о аудиокнигах;
- формировать навык образования прилагательного от существительного;
- Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать звук [Ш] изолированного, в слогах , словах и фразе;
- активизация словаря;
- формировать навыки фонематического анализа: определения места звука [ш] в слове;
- развитие внимания;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Методы: словесные (объяснение, вопросы к детям, словесная инструкция), практические (имитация с игрушкой-антистресс змейкой-тянучкой, самомассаж рук с шариками-ёжиками, работа с интерактивной игрой, выкладывание фишек на домике), наглядные (показ, использование наглядных пособий).
Средства: мультимедийное обеспечение, ноутбук, колонки, флеш-носитель «ЛогоАссорти», зеркала настольные – 2 шт., чистые бумажные салфетки, трубочки для коктейлей 3 шт., игра «Снежки», игрушка антистресс змейка-тянучка – 3 шт., массажные шарики – 5 шт., предметные фишки – 6 шт., цветные фишки – 14 шт., карточка «Мишка с шариками» из д/пособия «Круг волшебник», игра «Посели звук [Ш] в домик»; сосновая шишка, еловая шишка, кедровая шишка.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Автоматизировать звук [Ш] изолированный, в слогах и словах и фразе.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Вводно- организационный момент | Обращение внимания ребенка на предстоящую деятельность: эмоционально-психологический настрой, прослушивание аудиокниги Виктора Драгунского «Друг детства».
| - Добрый день, ребята! Меня зовут Алена Валерьевна. Я рада знакомству с тобой, … и с тобой, …. - У вас дома есть детские книги? - Вам часто читают книги? - Я пришла сегодня к вам с книгой. Да, не с обычной книгой, а аудиокнигой, которая называется «Заколдованная буква». -… Перед Новым годом во двор, где гуляли дети, въехал грузовик. И из него выгрузили большую ёлку. - А дальше… Прослушивание фрагмента аудиокниги. - Дети, вы поняли, что такое аудиокнига? - Аудиокнига – это рассказ, сказка или стихотворение, записанное на диск или флеш-носитель (флешку). - Ребята, какое же слово не могли сказать Аленка, Мишка и Дениска? - Оказывается, чтобы правильно произносить слова и все звуки нужно, чтобы наш язычок стал сильными и ловкими. - А что может сделать язычок сильным? | Непосредственное общение, введение в детей в коррекционную образовательную деятельность. Дети слушают аудиозапись на слайде иллюстрации к рассказу. Угадывают слово «шишка». Проходят за стол для подгруппового занятия. | Положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
| - Конечно, это артикуляционная гимнастика. Только делать эту гимнастику нужно сидя перед зеркалом. Занимайте свои места за столом. Ноги стоят вместе, спина прямая, руки лежат на столе. 1. Упражнения: «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Чистим зубы». 2. Упражнение «Снежки» - Поиграем в снежки. У меня есть маленькие лёгкие снежки, трубочки и ворота. Мы будем задувать снежок в ворота. Правило: вдох носом, выдох ртом. - Наш рот готов к произношению «заколдованного звука». - Какой звук не умеют произносить Аленка, Мишка и Дениска? - А что напоминает вам длительное произношение звука: ш-ш-ш-ш… - Прослушаем еще одну аудиозапись фрагмента песенки? Аудиозапись фрагмента песни «Шипит змея» 3. Упражнение «Змейка» - Как шипит змея? Берите змеек, проводим пальцем по всему хвосту змеи и «шипим», как змейка. - Змейкам очень понравилась песенка. У змеек есть друзья ёжики, они тоже хотят поиграть с вами. 4. Упражнение «Ёж» Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж? Я хочу тебя погладить. Я хочу с тобой поладить! - Катаем шарики-ёжики по пальчикам и на каждый пальчик называем слог. От центра ладони к кончику пальцев: большой – «ША», указательный – «ШО», средний – «ШУ», безымянный – «ШИ», мизинец – «ШЕ». Другая рука по подобию, слоги: АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ЕШ. - Отправляемся с вами на выставку. 5. Игра «Таинственная картина» - Озорники испортили все картины какими-то странными наклейками. - Послушай 3 слова, догадайся, о чем говорят, и назови слово. Круглая, хоккейная, черная… (шайба); Мягкая, перьевая, удобная… (подушка) Новая, кирпичная, к знаниям зовущая…(школа) И т.д. Корзинка слов: шляпа, парашют, шишка, шахматы, рубашка, чашка, сушки, шарф, шут. Игра «Круг волшебник» - Посмотрите, что мишка держит в лапах? - Красивые шарики у мишки? Какие они? Чего на них на ваш взгляд не хватает? Украсим шарики картинками - фишками, чтобы они стали красивее. Вот какие фишки у меня есть. На каждую фишку по очереди проговариваем чистоговорку и кладем её на шарик. Ша-ша-ша – наша Маша хороша. Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо. Шу-шу-шу – я шапку ношу. Уш-уш-уш – я приму горячий душ. Ыш-ыш-ыш – у воды шумит камыш. Ышка-ышка-ышка – сосновая шишка. -Ребята, я принесла вам шишки. 6. Активизация словаря. Словообразование. - Они одинаковые? - Чем отличаются? - Как думаете, какая из этих шишек сосновая? Шишка с сосны – сосновая. Шишка с ели – еловая. Шишка с кедра – кедровая. 7. Определение место звука [ш] в слове «шишка». - Ребята, а звук [ш] – это согласный или гласный? Обозначать его будем каким цветом? Где в слове «шишка» слышится звук [ш]: в начале, середине или конце. Ведем пальчиком по окнам домика и произносим звук. На каком окошке услышите звук [ш] ,там и кладем синюю фишку. 8. Упражнение «Чего не стало?» - Раз, два, три, …, …, не смотри . (прячу шишку) Раз, два, три, Смотри! Чего не стало? | Дети после просмотра каждого упражнения выполняют его перед зеркалом. Выполнение упражнения на дыхание. Дети называют звук [ш]. Шипение гуся, змеи (опора на жизненный опыт детей). Прослушивают фрагмент песни «Шипит змея». Дети играют со змеёй и произносят звуки «ш-ш-ш». Дети катают мячик между ладошками, затем прокатывают мячики-ёжики по ладоням и проговаривают слоги. Дети выполняют по очереди задание на ноутбуке. Проговаривают слова. Дети проговаривают по очереди чистоговорки и украшают шарики фишками. Дети образуют прилагательные от существительных. Выкладывание синих фишек в два первые окна домика. Дети закрывают глаза. Открывают и вспоминают, какой шишки не стало. | Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука [ш]. Автоматизация звука [ш] изолированного, в слогах, словах и фразе. Умение детей договориться друг с другом по очереди выбирая картинку. |
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 1. Рефлексия. | - Ребята, а вы помните какое слово мы сегодня с вами «расколдовывали»? - Вы большие молодцы! - Я хочу подарить ребятам из вашей группы книжку с рассказом «Заколдованная буква». | Дети называют «шишка». |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Цель: Передача опыта путем прямого показа с использованием ИКТ при проведении артикуляционной гимнастики.
Задача:
- Знакомство с артикуляционной гимнастикой и методикой ее выполнения.
Как я уже говорила, что процесс постановки звуков требует длительного времени. Взрослые не представляют, сколько физических и душевных сил, эмоций отнимает этот процесс у ребенка, имеющего речевые нарушения. Если мы хотим, чтобы какая-то мышца была сильной, мы её тренируем. Это правило и относится к мышцам артикуляционного аппарата, в частности языка, органа состоящего из мышц.
И мне хотелось бы продемонстрировать Вам некоторые артикуляционные упражнения с использованием программы от «Мерсибо».
Конечно же, для учителей-логопедов – это каждодневный труд. Поэтому предлагаю для Вас, мои коллеги, особое задание.
Вам предстоит работа в парах. Займите места за столами. Ваша задача разработать «Памятку» по артикуляционной гимнастике, опираясь на онтогенетический принцип, выписку из логопедического представления и заключения ПМПК. Первый стол готовят Памятку «Артикуляционная гимнастика» для постановки тех звуков, которые будем исправлять в первую очередь. Соответственно второй стол – во 2-ую очередь и 3-ий стол – в третью очередь. Разработанную памятку можно будет дать родителям. Чтобы они знали, что эта работа должная проводиться систематически. И только при помощи родителей работа учителя-логопеда быстрее достигнет своей цели.
Пока специалисты работают.
А Вам, уважаемые родители необходимо знать и уметь выполнять некоторые упражнения. Предлагаю Вам карточки, которые разделены на 2-е группы. Это статические и динамические упражнения. Конечно же, помогать нам будет программа от Мерсибо.
Первый ряд выполняет статические упражнения. Это упражнения, направленные на выработку определенной позы.
Второй ряд – динамические упражнения, направленные на правильное выполнение движений.
Итак, запускаем «Артикуляционную гимнастику» от Мерсибо. Выбираем сначала статические упражнения.
Упражнения (6): «Бегемот», «Блин», «Грибок», «Заборчик», «Иголка», «Чашечка».
А теперь работает второй ряд и динамические упражнения (6): «Барабан», «Белка и орешки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Часы».
Вы, тянете карточку, читаете описание и показываете предложенное на карточке упражнение. А я уточняю и контролирую правильность выполнения. Затем все отрабатываем данный артикуляционный уклад.
Это были статические и динамические упражнения.
А теперь запустим программу «Где мой рык?», где пронаблюдаем комплекс упражнений в игровой форме позволяющий легче поставить ребенку звук [р].
Уважаемые учителя-логопеды, вы справились с предложенным заданием. Ваши «Памятки» готовы? Спасибо за плодотворное сотрудничество!
Уважаемые коллеги, простые артикуляционные упражнения могут помочь, Вам, как педагогам, перед каждым выступлением отработать четкую дикцию.
А у меня в руках появляется баночка и не простая баночка, а «Баночка достижений» и я спускаю в нее еще одно своё «маленькое достижение». Вы, поделитесь своим достижением со мной. Напишите его коротко на листочке. Мне будет интересно читать, и вспоминать этот мастер-класс, и даже гордиться Вашими достижениями. Благодарю, что были активными на моём мастер-классе!
Предварительный просмотр:
Выписка
из логопедического представления
на Никиту С., 5 лет
Звуковая сторона речи. Звукопроизносительная сторона речи тяжелой степени недостаточности. Речь неразборчива. У Никиты еще встречаются замены язычно-нёбных звуков на язычно-зубные, например: гусь – «дусь». Поставлены свистящие звуки [С], [С'], [З] и [З'], но требуется контроль со стороны взрослых, например: сумка – «сука», нос – «ноть», усы – «уси», носок – «сёк», слон – «сон», зубы – «зюбы», ваза – «яза», зебра – «зеда». Свистящий звук [Ц] заменяет на [С] (яйцо – «исо», цветы – «ти»). Шипящий звук [ш] был искажен (щечный сигматизм шипящих звуков), сейчас заменяет на мягкий свистящий звук или смягчает звук [щ], например: машина – «щина», лягушка – «адущка», душ – «дусь». Шипящий звук [ж] либо произносит искаженно, либо выпускает из слова, например: жираф – «ыфаф», жук – «ук», ёжики – «вотики». Появился звук [ч], но не всегда применяет в речи, например: чай – «тай», ключ – «туч», очки – «чки». Звук [щ] произносит, например: «щука», щетка – «щока», ящик – «ящи». Сонорные звуки отсутствуют (лампа – «апа», лук – «ук» лейка – «ека», листик – «итик», рыба – «иба», корова – «вова», репка – «епка»). Не всегда произносит йотированные звуки (ёлка – «ока», юбка – «ука»).
Выписка из
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
комитета образования администрации Заводоуковского городского округа
Предварительный просмотр:
Формирование звукопроизношения в онтогенезе
Возраст ребёнка | 1-2 года | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-5,5 лет |
Звуки | А О Э | И Ы УФ ВТ Д Н | С З Ц | Ш Ж
| Л Р |
Формирование звукопроизношения в онтогенезе
Возраст ребёнка | 1-2 года | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-5,5 лет |
Звуки | А О Э | И Ы УФ ВТ Д Н | С З Ц | Ш Ж
| Л Р |
Формирование звукопроизношения в онтогенезе
Возраст ребёнка | 1-2 года | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-5,5 лет |
Звуки | А О Э | И Ы УФ ВТ Д Н | С З Ц | Ш Ж
| Л Р |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
«Артикуляционная гимнастика»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
С, З, Ц
Ш, Ж
Р, Р'
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГ ГОДА 2019 - "ЭССЕ"
Моя педагогическая фолософия - в мире мудрых мыслей....
ПЕДАГОГ ГОДА 2019 - ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИГР В. ВОСКОБОВИЧА.
Перспективное планирование работы с детьми /по возростам/ "Путешествие в Фиолетовом лесу", с использованием игр В.Воскобовича....
ПЕДАГОГ ГОДА 2019 - "Пояснительная записка"
Предоставление опыта работы "Сказочные лабиринты игры"....
ПЕДАГОГ ГОДА 2019 - "Презентация опыта работы".
Опыт работы "Сказочные лабиринты игры"....
Педагог года 2019 ЭССЕ
Эссе...
Презентация "Педагог года - 2019"
Презентация "Педагог года - 2019"...
Муниципальный этап Республиканского конкурса "Педагог года - 2019" номинация "Воспитатель дошкольной образовательной организации"
Информационная карта педагогаПредставлениеЗаявление Эссе "Моя педагогическая философия"Информация о работе с родителямиПлан-конспект занятия НОД по экологии в средней группе "...
- Мне нравится (5)