Мастер-класс "Скетчинг в работе учителя-логопеда"
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)

Письменская Оксана Владимировна

Повышение мотивации педагогов к овладению и внедрению в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sketching_v_rabote_logopeda.docx152.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Мастер-класс на тему:

«Скетчинг в коррекционно-логопедической работе»

Подготовила:

Письменская Оксана Владимировна

(Учитель-логопед)

Городовиковск 2019

Мастер класс для педагогов на тему:

«Скетчинг в к коррекционно-логопедической работе»

Подготовила: Учитель-логопед – Письменская Оксана Владимировна - МКДОУ детский сад «Солнышко».

Цель: 

Повышение мотивации педагогов к овладению и внедрению в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1.Познакомить педагогов с нетрадиционной формой работы - скетчингом.

2.Научить практически использовать технику скетчинг в работе по развитию речи.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса - « Скетчинг в работе учителя-логопеда». Прежде всего необходимо дать понятие этой новой, нетрадиционной форме работы. Скетчинг - это техника рисования быстрых рисунков. Происхождение слова "скетчинг" объясняется от английского слова "sketch" – этюд, зарисовки, набросок, «рисовать эскизы», «делать наброски». Техника скетчинга основана на том, что рисунок выполняется в довольно быстром темпе, что позволяет художнику за небольшой промежуток времени быстро визуализировать различные объекты и идеи. Техника скетчинга давно используется как основной инструмент для дизайнеров и тех, кому нужно быстро донести свои мысли и идеи другим с помощью рисунка. Необходимо отметить, что значение  рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольников с нарушениями речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи. Принципы работы скетчинга - это передача первых впечатлений за короткий интервал времени. Материалы используемые для скетчей - это маркеры на спиртовой основе, акварель, цветные карандаши, и другие подручные материалы. Обычно на скетч затрачивается минимум времени, чтобы уловить момент, идею, которые вы хотите передать в своем изображении. Если на скетч уходит больше часа, то это уже называется скетч - иллюстрацией.

    Скетчинг в образовательном процессе - отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности, активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование личности ребенка  в целом, помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

Обучение детей доступным навыкам скетинга на логопедических занятиях осуществляет логопед. Следует отметить, что моторика детей с нарушениями речи существенно отличается от нормадетей, поэтому техника скетчинг очень соответствует физическим возможностям  таких детей. Данный вид работы  можно использовать как индивидуально, так и для фронтальной работы с детьми.

Данную методику можно использовать на разных этапах коррекционной работы: Подготовительном - артикуляционная гимнастика, этапе постановки звука, автоматизации и дифференциации звука, а так же на этапе формирования связной речи.

Хотелось бы предложить Вашему вниманию скетчинг методику на этапе формирования артикуляторной базы, т.е. в артикуляционной гимнастике.

Итак, давайте попробуем провести артикуляционную гимнастику с использованием скетчига, т.е. быстрой, моментальной зарисовки того упражнения, которое необходимо выполнить перед зеркалом.

1.«Улыбочка-трубочка» - (логопед быстро, схематично изображает данное упражнение на листе бумаги)

2.Упр. «Покрасим забор внизу»

3.Упр. «Покрасим забор вверху»

4.Упр. «Иголочка»

5.Упр. «Змейка»

6.Упр. «Колесо»

7.Упр. «Часики»

8.Упр. «Качели»

9.Упр. «Чашечка» 

10.Упр. «Вкусное варенье» Рот открыт, широким языком

11. Упр. «Лошадка» Рот открыт, присосать язык к небу, щелкнуть

12. Упр.  «Пчелки» 

Необходимо отметить, что данный вид работы можно использовать в самом начале, на этапе знакомства с артикуляционной гимнастикой и органами артикуляции, так как это вызывает большой отклик и интерес у дошкольников, оптимизирует время, отведенное на формирование артикуляторной базы, исключает рутинность и монотонность в коррекционном процессе.

 

Применение скетчига возможно на этапе автоматизации поставленного звука в связную речь.

Например, автоматизация звука Л.

колобок

Голубой платок, красный колобок,

По платку катается, людям улыбается.

http://logoportal.ru/wp-content/uploads/2011/11/mnemotablitsyi_7.jpg

Автоматизация звук Р.

Две руки

У Егора огород, там морковка и горох

Справа огород Федоры, а растут там помидоры.

http://logoportal.ru/wp-content/uploads/2011/11/mnemotablitsyi_3.jpg

Как любая коррекционная работа, работа методом  скетчинга для дошкольников должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку. Для автоматизации звуков  на этапе работы с небольшими стихотворениями  подбираются  небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются образы-ассоциации. Этап автоматизации звуков  проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...