Дифференциация звуков [Т] и [Т’]
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Перцева Ольга Владимировна

Практический материал на дифференциацию звуков [Т] и [Т’]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_t_i_t.docx179.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [Т] и [Т’]

После того, как поставлены и автоматизированы звуки [Т] и [Т’], необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

1.      Повтори слоги. 

 Та-тя

То-те

Ти-ты

Ту-тю

Тя-та

Те-то

Ти-ты

Тю-ту

Тя-та-тя

То-те-то

Ти-ты-ти

Ту-тю-ту

Та-тя-та

Те-то-те

Ты-ти-ты

Тю-ту-тю

2.      Повтори слова. 

Тук - тюк

Тома - Тема

Кот - котенок

Тик - так

Ната - Митя

Рот - ротик

Тут - Тит

Ходит - ходить

Картон - картина

Ток - тень

Бегает - бегать

Думает - думать

Тук - тюк

Несут - носить

Готовит - готовить

Тот - тир

Готовит - готовить

Строит - строить

 3.      Повтори предложения. 

Таня и Митя несут телевизор. Витя тянет Тоню за платье. Катя и Толя бегают. Митя кормит тигра. Толя идет в тир. Витя идет гулять. Настя любит тишину. Катя боится темноты. Тема несет зонтик Томе. Витя несет молоток. Ната и Митя дети. У тигра - рот, у кота - ротик. Толя любит готовить. Тут висит картина. Картину нарисовала Тома. Тома кормит котенка. Кот - большой, котенок - маленький.

4.      Повтори чистоговорки. 

Тя- та - тя - идет Митя.

Ты – ти - ты - купили шорты.

Ти - ты - ти - гуляют дети.

Тю - ту - тю - вижу Катю.

То - те - то - в доме чисто.

5.      Повтори пословицы, поговорки. 

  • Трус своей тени боится.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Чтобы научиться трудолюбию, нужны годы,
  • Чтобы научиться лени - только три дня.
  • Тому тяжко жить, кто от работы бежит.
  • Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

6.      Повтори скороговорки.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

С виду бабушка Улита

И сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

Да отведайте сластей.

7.      Повторите загадки.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.  

Что такое я? (Тетрадь) 

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.  (Троллейбус) 

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа.  (Тень) 

8.      Выучи стихотворения. 

«Петя» (Б. Тимофеев) 

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

 «Тигр» (В. Лунин) 

Тигр - свирепый зверь.

Но все же

Тихим тигр бывает тоже.

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам ее боится.

9.      Игра «Твердый - мягкий». Перед ребенком лежат синие и зеленые квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук [Т], ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук [Т’] - зеленый квадратик. 

Кнут, гнуть, тихо, Таня, тигр, ток, тюк, ты, тут, тяга, Тома, просить, токарь, тина, картина, Тоня, тощий, тема.

10.  Игра «Составь предложения». Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Таня - платье

Витя - каток

Никита - телефон

Тома – телята

Катя - платок

Тося - котенок

 11Перескажи рассказ. Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Тоня очень любила смотреть телевизор. С самого утра она включала разные телепередачи. То показывают интересный фильм, то, как правильно варить тыкву, то игру в теннис, Тоня смотрела телевизор с утра до ночи. И однажды у нее так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. Тут-то Тоня и поняла, что нельзя без перерыва смотреть телевизор, нужно больше гулять.

12.  Игра «Том и Тим». Отдай Тому слова со звуком [Т], а Тиме – со звуком [Т‘].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...