Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Даниелян Марина Яковлевна

Данный конспект поможет учителю-логопеду у ребенка закрепить навык правильного произношения звука р в слогах, словах, предложениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikul_gimn_s_bioenergopl.doc552 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Подготовила учитель-логопед

Даниелян Марина Яковлевна

Цель: закрепить навык правильного произношения звука р в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • развивать артикуляционную моторику
  • развивать фонематический слух
  • учить произносить звук р в слогах, словах, предложениях.
  • развивать слуховое, зрительное внимание
  • закреплять навыки языкового анализа и синтеза
  • активизировать словарь по теме «Домашние животные»
  • развивать зрительно-пространственные функции
  • формировать навыки самоконтроля

Оборудование и материалы :индивидуальное зеркало ,предметные и сюжетные картинки по теме «Домашние животные» ,буквы ,слоги ,перфокарта, карточка для выполнения графического диктанта, ручка, карандаш.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Сегодня у нас на занятии будет необычный гость. Какой? Угадай, выполнив задание.

Графический диктант «Щенок»

Следуя инструкции, нарисуй по клеткам контурное изображение, назови получившийся рисунок:

2 клетки вправо;1-вверх;1-вправо;4-вниз;2-вправо;2-вверх;2-вправо;1-вниз;1-влево;5-вниз;2-влево;1-вверх;1-вправо;1-вверх,2-влево;2-вниз;2-влево;1-вверх;1-вправо;4-вверх;2-влево;2-вверх.

Мокрый носик, милый взгляд,

                                                    Ушки домиком стоят.

                                                    Вас приветствует щенок,

                                                    А зовут его дружок.

                                                                 

                                                                               Л. Разумова

Определение темы занятия

Логопед. Как рычит щенок?(р-р-р.)Какой звук он произносит?9звук р).Сегодня на занятии мы будем закреплять звук р.

Характеристика звука р.(Согласный твёрдый звонкий.)

Артикуляция звука р.(При произнесении звука р губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.)

Выполнение гимнастики с биоэнергопластикой

  1. Качели

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,поочерёдно касаться бугорков за верхними и за нижними передними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 5-6 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:

На качелях мы качались,

высоко вверх поднимались,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Очень крепко ты держись.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счёт «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счёт «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5.Повторить 5-6 раз.

2.Лошадка

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу. Под счёт от 1 до 10 ритмично и сильно щёлкать языком. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:

К нам лошадка прискакала,

Стук копыт мы услыхали,

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения,4 пальца сомкнуты с большим пальцем.

Под счёт от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз.

3.Гармошка

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, широко открыть рот, щёлкнуть языком и присосать к нёбу. На счёт «два», «три», «четыре», «пять», «шесть» опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от нёба .При этом рот открыт ,язык не опускается. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 6.Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 4-5 раз.

Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:

Раз, два, три, четыре-

Ротик мы открыли шире.

Три, четыре, пять, шесть-

У нас гармошка есть.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз. Под счёт от 1 до 6 по очереди выпрямлять и сгибать пальцы в такт артикуляционным движениям. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 4-5 раз.

4.Расчёска

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения. На счёт «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счёт «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить 5-6 раз.

5.Чистим зубы

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5.На счёт «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5.Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:

Мы, конечно ,очень любим

Аккуратно чистить зубы.

Раз, два, три,  четыре ,пять-

Будем ротик полоскать.

Описание движений кисти и пальцев рук.

Исходное положение-кисть находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счёт «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5.На счёт «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону ,считая от 1 до 5.Пальцы поднятой вверх или опущенной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счёт от 1 до 5.Выполнять упражнение 6-7 раз.

6.Грибок

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к нёбу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить 4-5 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счёт «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить 4-5 раз.

7.Маляр

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» широко открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» немного продвинуть язык по нёбу в направлении от зубов к горлу. Проводить языком по нёбу под счёт от 1 до 4.На счёт «пять»-вернуть язык в исходное положение. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 4-5 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:

Наведём порядок в доме

И поможем маме.

Кисточки возьмём мы в руки,

Всё покрасим сами.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счёт «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счёт «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Произнесение изолированного звука р.

Логопед. Дружок приглашает порычать вместе с ним.

Игровое упражнение «Произнеси звук».

Произнеси р тихо ,а затем громко, длительно, а затем коротко.

Произнесение в слогах.

Логопед. А теперь пропой за Дружком песенки- « рычалки».

Игровое упражнение «Цепочки слогов».

Запомни и повтори слоги: ра-ро-ру-ры,ро-ру-ры-ра,ру-ры-ра-ро,ры-ра-ро-ру.

Развитие фонематического слуха.

Логопед. У Дружка много друзей, которые живут около дома человека и приносят человеку пользу. Как мы назовём этих животных?(домашние животные)

Игровое упражнение «Найди слова с заданным звуком».

Хлопни, когда услышишь названия животных со звуком р:кошка,корова,козёл,овца,баран,свинья,кролик,боров,конь.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед. Вчера у щенка был день рождения. Он пригласил к себе кошку, пса, корову, коня. Хочешь узнать, как их звали?

Игровое упражнение «Собери слово».

Собери из букв клички домашних животных:

Р-у-к-а-М

х-а-у-ж-Р-ы

с-о-б-Б-а-р

к-о-н-В-о-о-р

Физкультминутка.

Логопед. А теперь Дружок приглашает тебя на полянку-отдохнуть и поиграть.

Исходное положение: на ковре, сидя на корточках, глаза закрыты.

Солнышко проснулось,                              Глаза открыть.

Лучами потянулось,                                   Встать, потянуться.

Раскрылись почки,                                     Развести руки в стороны.

Распустились листочки.                            Сжимать и разжимать пальцы рук.

Да и ты не зевай,                                        Повороты вправо,влево.

Солнышку щёчки подставляй.                 Наклоны головы.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Логопед. На праздник кошка Мурка, пёс Барбос, корова Рыжуха и конь Воронок подарили Дружку подарки-игрушки. А какие это были подарки, узнаешь, выполнив задание.

Игровое упражнение «Прочитай, запомни, назови».

Прочитай слова, запомни их, назови слова в порядке увеличения количества слогов: робот(2),шар(1),пирамидка(4),барабан(3).

Автоматизация звука р в предложении. Восстановление деформированного предложения.

Логопед. Дружок ходит в первый класс «лесной школы». Он умеет читать и писать. Щенок написал несколько предложений о себе, но некоторые слова в предложении пропали.

Игровое упражнение «Найди пропущенное слово».

Восстанови предложения, вставь пропущенные слова.

Дружок…кость.                                    

Щенок грозно…на врагов.

Песик…за рыбкой в пруд.

Дружок спросонок… по двору.

Слова для справок: бродит, прыгает, грызёт ,рычит.

Итог занятия.

Логопед. Щенок Дружок прощается с тобой.

Мы с тобой играли вместе,

Было очень интересно!

Гав-тебя благодарю,

А ещё-гав-гав-люблю!

Что больше всего понравилось на занятии? Какой звук закрепляли в произношении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"

Главной целью  этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".

1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р]  в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять  навык правильного  произнесения звука...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [Й]"

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Цель: автоматизация звука [Й] в слогах, словах, предложениях....

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".

В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...