Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Данный конспект поможет учителю-логопеду у ребенка закрепить навык правильного произношения звука р в слогах, словах, предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikul_gimn_s_bioenergopl.doc | 552 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»
Подготовила учитель-логопед
Даниелян Марина Яковлевна
Цель: закрепить навык правильного произношения звука р в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- развивать артикуляционную моторику
- развивать фонематический слух
- учить произносить звук р в слогах, словах, предложениях.
- развивать слуховое, зрительное внимание
- закреплять навыки языкового анализа и синтеза
- активизировать словарь по теме «Домашние животные»
- развивать зрительно-пространственные функции
- формировать навыки самоконтроля
Оборудование и материалы :индивидуальное зеркало ,предметные и сюжетные картинки по теме «Домашние животные» ,буквы ,слоги ,перфокарта, карточка для выполнения графического диктанта, ручка, карандаш.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед. Сегодня у нас на занятии будет необычный гость. Какой? Угадай, выполнив задание.
Графический диктант «Щенок»
Следуя инструкции, нарисуй по клеткам контурное изображение, назови получившийся рисунок:
2 клетки вправо;1-вверх;1-вправо;4-вниз;2-вправо;2-вверх;2-вправо;1-вниз;1-влево;5-вниз;2-влево;1-вверх;1-вправо;1-вверх,2-влево;2-вниз;2-влево;1-вверх;1-вправо;4-вверх;2-влево;2-вверх.
Мокрый носик, милый взгляд,
Ушки домиком стоят.
Вас приветствует щенок,
А зовут его дружок.
Л. Разумова
Определение темы занятия
Логопед. Как рычит щенок?(р-р-р.)Какой звук он произносит?9звук р).Сегодня на занятии мы будем закреплять звук р.
Характеристика звука р.(Согласный твёрдый звонкий.)
Артикуляция звука р.(При произнесении звука р губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.)
Выполнение гимнастики с биоэнергопластикой
- Качели
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,поочерёдно касаться бугорков за верхними и за нижними передними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 5-6 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
На качелях мы качались,
высоко вверх поднимались,
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Очень крепко ты держись.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счёт «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счёт «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5.Повторить 5-6 раз.
2.Лошадка
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу. Под счёт от 1 до 10 ритмично и сильно щёлкать языком. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения,4 пальца сомкнуты с большим пальцем.
Под счёт от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз.
3.Гармошка
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, широко открыть рот, щёлкнуть языком и присосать к нёбу. На счёт «два», «три», «четыре», «пять», «шесть» опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от нёба .При этом рот открыт ,язык не опускается. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 6.Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 4-5 раз.
Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Раз, два, три, четыре-
Ротик мы открыли шире.
Три, четыре, пять, шесть-
У нас гармошка есть.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз. Под счёт от 1 до 6 по очереди выпрямлять и сгибать пальцы в такт артикуляционным движениям. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 4-5 раз.
4.Расчёска
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения. На счёт «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счёт «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить 5-6 раз.
5.Чистим зубы
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. На счёт «один» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5.На счёт «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону под счёт от 1 до 5.Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 6-7 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Мы, конечно ,очень любим
Аккуратно чистить зубы.
Раз, два, три, четыре ,пять-
Будем ротик полоскать.
Описание движений кисти и пальцев рук.
Исходное положение-кисть находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счёт «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5.На счёт «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону ,считая от 1 до 5.Пальцы поднятой вверх или опущенной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в исходное положение, удерживать под счёт от 1 до 5.Выполнять упражнение 6-7 раз.
6.Грибок
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к нёбу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить 4-5 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Вверх подняли язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счёт «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счёт от 1 до 10,затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5.Повторить 4-5 раз.
7.Маляр
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение-сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» широко открыть рот, кончиком языка упереться в альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» немного продвинуть язык по нёбу в направлении от зубов к горлу. Проводить языком по нёбу под счёт от 1 до 4.На счёт «пять»-вернуть язык в исходное положение. Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5.Повторить упражнение 4-5 раз. Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Наведём порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмём мы в руки,
Всё покрасим сами.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение-кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счёт «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счёт «пять» пальцы кисти возвращаются в исходное положение, удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.
Произнесение изолированного звука р.
Логопед. Дружок приглашает порычать вместе с ним.
Игровое упражнение «Произнеси звук».
Произнеси р тихо ,а затем громко, длительно, а затем коротко.
Произнесение в слогах.
Логопед. А теперь пропой за Дружком песенки- « рычалки».
Игровое упражнение «Цепочки слогов».
Запомни и повтори слоги: ра-ро-ру-ры,ро-ру-ры-ра,ру-ры-ра-ро,ры-ра-ро-ру.
Развитие фонематического слуха.
Логопед. У Дружка много друзей, которые живут около дома человека и приносят человеку пользу. Как мы назовём этих животных?(домашние животные)
Игровое упражнение «Найди слова с заданным звуком».
Хлопни, когда услышишь названия животных со звуком р:кошка,корова,козёл,овца,баран,свинья,кролик,боров,конь.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопед. Вчера у щенка был день рождения. Он пригласил к себе кошку, пса, корову, коня. Хочешь узнать, как их звали?
Игровое упражнение «Собери слово».
Собери из букв клички домашних животных:
Р-у-к-а-М
х-а-у-ж-Р-ы
с-о-б-Б-а-р
к-о-н-В-о-о-р
Физкультминутка.
Логопед. А теперь Дружок приглашает тебя на полянку-отдохнуть и поиграть.
Исходное положение: на ковре, сидя на корточках, глаза закрыты.
Солнышко проснулось, Глаза открыть.
Лучами потянулось, Встать, потянуться.
Раскрылись почки, Развести руки в стороны.
Распустились листочки. Сжимать и разжимать пальцы рук.
Да и ты не зевай, Повороты вправо,влево.
Солнышку щёчки подставляй. Наклоны головы.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Логопед. На праздник кошка Мурка, пёс Барбос, корова Рыжуха и конь Воронок подарили Дружку подарки-игрушки. А какие это были подарки, узнаешь, выполнив задание.
Игровое упражнение «Прочитай, запомни, назови».
Прочитай слова, запомни их, назови слова в порядке увеличения количества слогов: робот(2),шар(1),пирамидка(4),барабан(3).
Автоматизация звука р в предложении. Восстановление деформированного предложения.
Логопед. Дружок ходит в первый класс «лесной школы». Он умеет читать и писать. Щенок написал несколько предложений о себе, но некоторые слова в предложении пропали.
Игровое упражнение «Найди пропущенное слово».
Восстанови предложения, вставь пропущенные слова.
Дружок…кость.
Щенок грозно…на врагов.
Песик…за рыбкой в пруд.
Дружок спросонок… по двору.
Слова для справок: бродит, прыгает, грызёт ,рычит.
Итог занятия.
Логопед. Щенок Дружок прощается с тобой.
Мы с тобой играли вместе,
Было очень интересно!
Гав-тебя благодарю,
А ещё-гав-гав-люблю!
Что больше всего понравилось на занятии? Какой звук закрепляли в произношении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему:"Автоматизация звука ( Ш )"
Главной целью этого занятия является формирование звуковой стороны речи. Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".
1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять навык правильного произнесения звука...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »
Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [Й]"
Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Цель: автоматизация звука [Й] в слогах, словах, предложениях....
Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).
Аннотация:Методическая разработка конспекта логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах с использованием элементов метода песочной тер...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Автоматизация звука "С" в слогах и словах".
В конспекте представлены задания на автоматизацию звука"С" в слогах и словах в игровой форме, использованы задания на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, би...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».
В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...