Театрально-игровая деятельность
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Театрально – игровая деятельность
в системе логопедической работы.
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, можно проводить логопедическую работу, привлекая театральные средства, атрибуты и их элементы.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.
Театральная деятельность является средством всестороннего развития личности ребёнка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребёнок создаёт образ действием, словом, что даёт ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Основные направления логопедической работы
в театрально-игровой деятельности.
- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие мелкой и общей моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирования правильной осанки.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Театрально-игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребёнка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряжённая гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.
Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Текст (произносит логопед) | Движения или статичная поза | ||
1 | 2 | ||
Осень | |||
Раз, два, три, четыре, пять – мы идём грибы искать. | Поочерёдно показать пальцы, имитация ходьбы ими. | Языком двигать вверх-вниз. | |
Собираем грибы в корзинку. | Переплести пальцы «корзинкой». | Язык «чашечкой». | |
Нам весело в осеннем лесу. | Потянуть руки вверх. | Улыбнуться (губы сомкнуты, язык за зубами). | |
Посмотрите, как здесь много брусники. Попробуйте ягоды на вкус. | Положить левую ладонь на стол, а правой собирать ягоды. | Улыбнуться и кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, затем нижнюю губу. Движения плавные. | |
Ветер северный подул и все листья с деревьев сдул. | Распрямить кисти рук и пошевелить пальцами. | Язычок положить на нижнюю губу, легко подуть на него (язык широкий). | |
Полетели, закружились и на землю опустились. | Двигать плавно руками, опустив на стол ладошками вверх. | Языком делать круговые движения (вверх, вниз, в стороны). | |
Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап». | Постучать пальцами по столу. | Язычком постучать по зубам. | |
На полянке толстячок – это гриб боровичок. | Сжать правую руку в кулак, накрыть ладонью левой руки правую. | Язык присосать к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Язык прогнуть «чашечкой». | |
А под ним, собрав пожитки, в домик прячутся улитки. | Оставить левую руку сверху, а правая рука «Улитка». | Рот открыть (язык спокойно лежит за зубами). | |
Шли-шли – к мишкиной берлоге подошли. | Соединить кончики пальцев в виде круга. | Рот широко открыть и показать, как зевает мишка (3-4 раза). | |
Зима | |||
Мы во двор пошли гулять – раз, два, три, четыре, пять. | Загибать пальчики по одному. | Языком двигать вверх-вниз. | |
Бабу снежную лепили. | Имитировать лепку снежных комков. | Скруглённые края языка загнуть вверх «чашечкой». | |
Птичек крошками кормили. | Крошить хлеб всеми пальцами. | Язык сложить «чашечкой – кормушкой». | |
С горки мы потом катались. | Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой. | Рот открыть, язык опустить за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горкой». | |
И на саночках катались. | Положить на стол ладонь правой руки и вести по ней указательным пальцем левой руки. | Упражнение «Саночки» - рот открыть, улыбнуться. Языком двигать вперёд-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам, нижняя челюсть не должна выдвигаться. | |
А ещё в снегу валялись. | Положить ладони на стол, повернуть другой стороной. | Плавно двигать широким языком вперёд-назад. | |
Все в снегу пришли. | Отряхнуть ладони от снега. | Упражнение «Цоканье». | |
Съели суп и спать легли. | Проводить движения воображаемой ложкой. | Упражнение «Лодочки». | |
Весна | |||
Каплями забулькала, плакала сосулька: «Кап-кап-кап!». | Стучат указательными и безымянными пальцами по столу. | Упражнение «Сосулька тает» - открыть рот, вытянуть острый язык. | |
А вот и долгожданное тепло к нам пришло. На земле лужи. | Положить руки на колени ладонями вниз. | Рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и чуть-чуть двигать его сначала в левую, затем в правую сторону. | |
На реке трескается лёд, плывут льдины. | Ударять 3 раза кулачками друг о друга. | Двигать нижней челюстью вправо-влево. | |
На опушке берёза. Вот её ствол. | Соединить локти, поднять вверх пальцы. | Язык высунуть и напряжённо тянуть к носу. | |
Лопаются почки на деревьях. | Вытянуть напряжённо пальцы, широко расставить и коснуться по очереди друг друга. | Широкий язык подвести под верхнюю губу и пощёлкать. | |
За зиму звери похудели. | Обнять руками лицо и плавно повернуть голову влево-вправо. | Щёки втянуть, затем вернуться в исходное положение. | |
Наши алые цветки раскрывают лепестки. | Раскрывать цветок (руки «чашечкой»). | Улыбнуться. | |
Наши алые цветки закрывают лепестки. | Закрывать цветок. | Язык «чашечкой». | |
И тихо спать легли. | Положить руки под щёчку. | Рот закрыть, язык спокойно лежит за нижними зубами. | |
Тихо засыпают, головками качают. | Качать кулачками вперёд-назад. | Язык двигать вверх-вниз, затем убирать за нижние зубы. |
Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей
Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи...
«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».
Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...
" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...
Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»
Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»...
Опыт работы по театрально - игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Театральное пособие "От потешек к Пушкинскому балу".
Разработанное мною методическое пособие "От потешек к Пушкинскому балу" посвящено актуальной проблеме дошкольного образования - развитию творческого потенциала дошкольников средствами ...
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...
Журнал для родителей "Театральная копилка" развитие речи детей третьего года средствами театрально - игровой деятельности.
Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Журнал «Театральная копилка» становится постоянным проводником в сотрудничестве педагога...