Перспективное планирование логопедической работы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Перспективное планирование логопедической работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_logopedicheskoy_raboty_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
I ПЕРИОД
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Развитие общих речевых навыков
- С детьми второго года обучения продолжать работу по развитию речевого дыхания.
- С вновь поступившими детьми начать работу по формированию правильного речевого дыхания.
- Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
- Учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская фиксирования голоса, крика.
- Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шёпотом.
2. Артикуляционная гимнастика
- Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.
- Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
- Развивать мимическую мускулатуру
3. Звукопроизношение
- Закреплять навыки чёткого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей.
- Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию у вновь поступивших детей.
- Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.
4. Работа над слоговой структурой слова
- Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.).
- Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).
- Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.
5. Развитие фонематических представлений
- Учить различать речевые и неречевые звуки по силе, высоте и тембру.
- Учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных.
- Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки.
- Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных звуков [а], [у], [и] в слогах и словах (Аня, ухо и т.п.).
6. Лексика
Л е к с и ч е с к и е т е м ы
Сентябрь 4-я неделя – «Грибы».
Октябрь 1-я неделя – «Овощи».
2-я неделя – «Фрукты».
3-я неделя – «Ягоды. Домашние заготовки».
4-я неделя – «Осень. Деревья. Осенняя одежда».
Ноябрь 1-я неделя – «Дикие животные».
2-я неделя – «Дикие животные готовятся к зиме».
3-я неделя – «Перелётные птицы».
4-я неделя – «Зимующие птицы».
- Систематизировать знания детей о грибах, овощах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев.
- Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представление о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.
- Систематизировать представления детей о многообразии перелётных и зимующих птиц.
- Закреплять и расширять знания детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.
- Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.
- Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.
- Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда.
- Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам.
Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.
- Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.
7. Развитие грамматического строя речи
- Совершенствовать умение детей образовывать и оспользывать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды. Домашние заготовки», «Осень. Деревья. Осенняя одежда», «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»).
- Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).
- Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги из-за, из-под.
- Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т.п.) и начать обучать образовывать приставочные глаголы, а также закреплять их в речи.
- Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по указанным темам).
- Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
8. Обучение связной речи
- Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
- Продолжать обучать детей составлять предложения по картинке (по картинкам, по серии картинок), учить распространять предложения второстепенными членами предложения.
- Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
- Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух.
- Совершенствовать навык составления рассказов по картине (по картинкам, по серии картинок).
- Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.
9. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений
- Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за и пр.
- Упражнять в сравнении предлогов по длинне, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3-4 признакам.
- Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа.
- Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова месяц, неделя.
- Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
- Уточнить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (зашёл, вышел, перешёл, отошёл, ушёл).
Список используемых пособий
- Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2001.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2011.
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2004.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи.– СПб.:Издательский дом «Литера», 2012.
В календарном планировании логопедической работы, ссылаясь на эти книги, я привожу только соответствующий номер.
По средам
- Консультативная работа с сотрудниками.
- Индивидуальные занятия с детьми.
- Консультации для родителей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
I ПЕРИОД
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Развитие общих речевых навыков
- С детьми второго года обучения продолжать работу по развитию речевого дыхания.
- С вновь поступившими детьми начать работу по формированию правильного речевого дыхания.
- Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
- Учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская фиксирования голоса, крика.
- Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шёпотом.
2. Артикуляционная гимнастика
- Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.
- Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
- Развивать мимическую мускулатуру
3. Звукопроизношение
- Закреплять навыки чёткого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей.
- Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию у вновь поступивших детей.
- Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.
4. Работа над слоговой структурой слова
- Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.).
- Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).
- Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.
5. Развитие фонематических представлений
- Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, о подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Закрепить представления о твёрдости-мягкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации звуков по твёрдости-мягкости.
- Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей в выделении звука из слова.
- Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лес.
- Учить производить анализ и синтез слов типа мама, слон, мост, лиса, лист.
6. Подготовка к обучению грамоте
- Сформировать правильное представление о разнице между звуками и буквами.
- Познакомить детей с новыми буквами.
- Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании букв.
- Учить детей печатать и читать слоги и слова с новыми буквами.
- Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды.
- Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.
7. Лексика
Л е к с и ч е с к и е т е м ы
Сентябрь 4-я неделя – «Грибы».
Октябрь 1-я неделя – «Овощи».
2-я неделя – «Фрукты».
3-я неделя – «Ягоды. Домашние заготовки».
4-я неделя – «Осень. Деревья. Осенняя одежда».
Ноябрь 1-я неделя – «Дикие животные».
2-я неделя – «Дикие животные готовятся к зиме».
3-я неделя – «Перелётные птицы».
4-я неделя – «Зимующие птицы».
- Систематизировать знания детей о грибах, овощах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени (ранняя, золотая, поздняя) и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев.
- Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представление о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.
- Систематизировать представления детей о многообразии перелётных и зимующих птиц.
- Закреплять и расширять знания детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.
- Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.
- Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.
- Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда.
- Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам.
Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.
- Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.
7. Развитие грамматического строя речи
- Совершенствовать умение детей образовывать и оспользывать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды. Домашние заготовки», «Осень. Деревья. Осенняя одежда», «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»).
- Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).
- Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги из-за, из-под.
- Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т.п.) и начать обучать образовывать приставочные глаголы, а также закреплять их в речи.
- Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по указанным темам).
- Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
8. Обучение связной речи
- Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
- Продолжать обучать детей составлять предложения по картинке (по картинкам, по серии картинок), учить распространять предложения второстепенными членами предложения.
- Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
- Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух.
- Совершенствовать навык составления рассказов по картине (по картинкам, по серии картинок).
- Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.
9. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений
- Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за и пр.
- Упражнять в сравнении предлогов по длинне, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3-4 признакам.
- Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа.
- Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова месяц, неделя.
- Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
- Уточнить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (зашёл, вышел, перешёл, отошёл, ушёл).
Список используемых пособий
- Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2001.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2011.
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2004.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи.– СПб.:Издательский дом «Литера», 2012.
В календарном планировании логопедической работы, ссылаясь на эти книги, я привожу только соответствующий номер.
По средам
- Консультативная работа с сотрудниками.
- Индивидуальные занятия с детьми.
- Консультации для родителей.
Сентябрь, 4-я неделя
Тема: ГРИБЫ
Раздел | Понедельник | Вторник | Четверг | Пятница |
Развитие общих речевых навыков | Д. и. с игрушками типа «Флюгер», «Мельница», надувание шариков и т.п. (1, с. 6, 8, 10) | |||
Артикуляционная гимнастика | Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики (2, с. 8, 9, 18, 19, 31, 33, 39, 48, 51, 52) | |||
Развитие мелкой моторики | Показ и разучивание упражнений (2, с. 4) Показ движений самомассажа подушечек пальцев (1, с. 6) | |||
Развитие фонематических представлений | Д. и. «Подними руку, когда услышишь голос» Д. и. (1, с. 6) «Подними руку, когда ус- лышишь заданный звук» (1, с 6) | Д.и. «Подними руку, когда услышишь громкий звук» (1, с. 8) Д.и. «Подними руку, когда услышишь за- данный звук» (1, с. 8) | Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный Д.и. звук» (1, с. 8) «Подними руку, когда услышишь заданный звук» (1, с.9) | Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный Д.и. звук» «Хлопни (1, с. 10) в ладоши, когда услышишь заданный звук» (1, с. 10) |
Развитие психических процессов | Д.и. «Где стучали?» (1, с. 6) | Д.и. «Покажи на картинке сначала съедобные грибы, потом – несъедобные» (1, с. 7) | Д.и. «Что звучало?» (1, с. 9) | Д.и. «Какие грибы спрятались на картинке?» (1, с. 10) |
Развитие лексики и грамматического строя речи | Словарь по теме «Грибы» (1, с. 6-7; Словарь А/Словарь А и Б) | Д.и. «Один – много» по теме «Грибы» (1, с. 7) | Д.и. «Назови грибы ласково» (1, с. 10) | Д.и. «Продолжи предложение» Д.и. (1, с. 9) «Вопросы на засыпку!» (1, с. 11) |
Развитие связной речи | Д.и. «продолжи предложение» Д.и. (1, с. 8) «Объясни словечко» - тол- кование слов типа боровик, сыроежка (1, с. 7) | Объяснение выражений по теме «Грибы» (1, с. 8) Сравнение слов мухомор – опёнок (1, с. 8) | Составление предложений по картинке (1, с. 9) Объясне- ние пословиц и отгадывание загадок по теме «Грибы» (1, с. 8 – 9) | Ответы на вопросы по личным воспоминаниям (1, с. 11) |
Подготовка к обучению грамоте | Конспект «Звук и буква А» | Звук и буква «А» (3, с. 2) | Буква «А» (3, с. 3) | Печатание буквы «А» (3, с. 3) |
Октябрь, 1-я неделя
Тема: ОВОЩИ
Раздел | Понедельник | Вторник | Четверг | Пятница |
Развитие общих речевых навыков | Дыхательные упражнения (1, с. 12, 14, 15, 16) | |||
Артикуляционная гимнастика | Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики (3/2, с. 8, 9, 18, 19, 31, 33, 39, 48, 51, 52) | |||
Развитие мелкой моторики | Показ и разучивание упражнений (2, с. 6) Показ движений самомассажа фаланг пальцев (1, с. 12) | |||
Развитие фонематических представлений | Д.и. «Подними руку, когда услышишь слово с Д.и. заданным звуком» «Хлопни в (1, с. 12) ладоши, когда услышишь заданный звук» (1, с. 12) | Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный звук» (1, с. 14) | Д.и. «Подними руку, когда услышишь слово с Д.и. заданным звуком» «Хлопни в (1, с. 15) ладоши, когда услышишь заданный звук» (1, с. 15) | Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный звук» (1, с. 16) |
Развитие психических процессов | Подбор картинок с изображением одинаковых овощей (1, с. 13) | Д.и. «Что звучало?» (1, с. 14) | Д.и. «Какие овощи спрятались на картинке?» (1, с. 15) | Д.и. «Кто позвал?» (1, с. 17) |
Развитие лексики и грамматического строя речи | Словарь по теме «Овощи» (1, с. 12, 14; Словарь А/ Словарь А и Б) | Д.и. Какие бывают овощи?» (1, с. 14) | Д.и. «Сосчитай до пяти: овощи» (1, с. 15) Д.и. «Продолжи предложение» (1, с. 15) | Д.и. «Что делают в огороде?» (1, с. 17) |
Развитие связной речи | Отгадывание загадок по теме «Овощи» (1, с. 14) При- думывание загадок по теме по образцу (1, с. 15 | Сравнение слов огурец – кабачок, капуста – лук (1, с. 16) | Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа «Кто как одет» (1, с. 16) | Рассказ о своём любимом овоще (1, с. 17) |
Подготовка к обучению грамоте | Конспект «Звук и буква У» | Звук и буква «У» (3, с. 42) | Буква «У» (3, с. 43) | Печатание буквы «У» (3, с. 43) |
Октябрь, 2-я неделя
Тема: ФРУКТЫ
Раздел | Понедельник | Вторник | Четверг | Пятница |
Развитие общих речевых навыков | Дыхательные упражнения (1, с. 18, 19, 21, 22) | |||
Артикуляционная гимнастика | Показ динамических упражнений артикуляционной гимнастики (3/2, с. 11, 20, 35, 37, 56) | |||
Развитие мелкой моторики | Показ и разучивание упражнений (2, с. 8) Показ соединений подушечек пальцев (1, с. 18) | |||
Развитие фонематических представлений | Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный звук» (1, с. 18) | Д.и. «Подними руку, когда услышишь слово с Д.и. заданным звуком» «Подними (1, с. 19) руку, когда услышишь заданный звук» (1, с. 20) | Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный звук» (1, с. 21) | Д.и. «Подними руку, когда услышишь слово с заданным звуком» (1, с. 22) |
Развитие психических процессов | Д.и. «Подбери пару» (1, с. 19) | Д.и. «Где звучало?» (1, с. 20) | Д.и. «Какие фрукты спрятались на картинке?» (1, с. 21) | Д.и. «Слушай и делай» (1, с. 22) |
Развитие лексики и грамматического строя речи | Словарь по теме «Фрукты» (1, с. 18; Словарь А/Словарь А и Б) | Д.и. «Назови фрукты ласково» (1, с. 19) | Д.и. «Продолжи предложение» (1, с. 20) Д.и. «Подбери пару» (1, с. 22) | Рассказ о фрукте (1, с. 23) |
Развитие связной речи | Отгадывание загадок с объяснением отгадок по теме «Фрукты» (1, с. 19) | Д.и. «Опиши фрукт по картинке, не называя его» Д.и. (1, с. 20) «Объясни словечко» (1, с.20) | Д.и. «Подбери пару» (1, с. 22) Д.и. «Рааскажи о фрукте» (1, с. 23) | Составление предложений по картинке (1, с. 23) Составление рассказа по картинке (1, с. 23) |
Подготовка к обучению грамоте | Конспект «Звук и буква О» | Звук и буква «О» (3, с. 32) | Буква «О» (3, с. 33) | Печатание буквы «О» (3, с. 33) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование логопедической работы по развитию фонематического восприятия (старшая группа компенсирующего вида для детей с ЗПР)
Представлено перспективное (годовое) планирование работы учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия (подготовка к обучению грамоте) для старшего возраста группы ЗПР....
Перспективное планирование логопедической работы в средней группе
Перспективное планирование логопедической работыв средней группе...
Перспективное планирование логопедической работы
Перспективное планирование логопедической работы...
Перспективное планирование логопедической работы с ОНР 2-го уровня
Перспективное планирование логопедической работы с детьми с ОНР 2 уровня (по Нищевой)...
Перспективное планирование логопедической работы на логопункте
Перспективное планирование логопедической работы на логопункте из расчета 0,5 ставки...
Методическая разработка: перспективное планирование логопедической работы
Представлено полное перспективное планирование в младшей и средней возрастной группе для дошкольников с тяжелым нарушением речи...
Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на 2018-2019 учебный год
Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на 2018-2019 учебный год....