Перспективное планирование логопедической работы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Перспективное планирование логопедической работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

I ПЕРИОД

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Развитие общих речевых навыков

  • С детьми второго года обучения продолжать работу по развитию речевого дыхания.
  • С вновь поступившими детьми начать работу по формированию правильного речевого дыхания.
  • Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
  • Учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская фиксирования голоса, крика.
  • Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шёпотом.

2. Артикуляционная гимнастика

  • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
  • Развивать мимическую мускулатуру

3. Звукопроизношение

  • Закреплять навыки чёткого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей.
  • Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию у вновь поступивших детей.
  • Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.

4. Работа над слоговой структурой слова

  • Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.).
  • Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).
  • Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

5. Развитие фонематических представлений

  • Учить различать речевые и неречевые звуки по силе, высоте и тембру.
  • Учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных.
  • Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки.
  • Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных звуков [а], [у], [и] в слогах и словах (Аня, ухо и т.п.).

6. Лексика

Л  е  к  с  и  ч  е  с  к  и  е     т  е  м  ы

Сентябрь        4-я неделя – «Грибы».

Октябрь        1-я неделя – «Овощи».

        2-я неделя – «Фрукты».

        3-я неделя – «Ягоды. Домашние заготовки».

        4-я неделя – «Осень. Деревья. Осенняя одежда».

Ноябрь        1-я неделя – «Дикие животные».

        2-я неделя – «Дикие животные готовятся к зиме».

        3-я неделя – «Перелётные птицы».

        4-я неделя – «Зимующие птицы».

  • Систематизировать знания детей о грибах, овощах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев.
  • Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представление о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.
  • Систематизировать представления детей о многообразии перелётных и зимующих птиц.
  • Закреплять и расширять знания детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.
  • Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.
  • Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.
  • Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда.
  • Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам.

Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.

  • Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

7. Развитие грамматического строя речи

  • Совершенствовать умение детей образовывать и оспользывать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды. Домашние заготовки», «Осень. Деревья. Осенняя одежда», «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»).
  • Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).
  • Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги из-за, из-под.
  • Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т.п.) и начать обучать образовывать приставочные глаголы, а также закреплять их в речи.
  • Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по указанным темам).
  • Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

8. Обучение связной речи

  • Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  • Продолжать обучать детей составлять предложения по картинке (по картинкам, по серии картинок), учить распространять предложения второстепенными членами предложения.
  • Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
  • Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух.
  • Совершенствовать навык составления рассказов по картине (по картинкам, по серии картинок).
  • Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

9. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

  • Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за и пр.
  • Упражнять в сравнении предлогов по длинне, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3-4 признакам.
  • Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа.
  • Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова месяц, неделя.
  • Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
  • Уточнить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (зашёл, вышел, перешёл, отошёл, ушёл).

Список используемых пособий

  1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2001.
  2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2011.
  3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2004.
  4. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи.– СПб.:Издательский дом «Литера», 2012.

В календарном планировании логопедической работы, ссылаясь на эти книги, я привожу только соответствующий номер.

По средам

  • Консультативная работа с сотрудниками.
  • Индивидуальные занятия с детьми.
  • Консультации для родителей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

I ПЕРИОД

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Развитие общих речевых навыков

  • С детьми второго года обучения продолжать работу по развитию речевого дыхания.
  • С вновь поступившими детьми начать работу по формированию правильного речевого дыхания.
  • Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
  • Учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская фиксирования голоса, крика.
  • Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шёпотом.

2. Артикуляционная гимнастика

  • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
  • Развивать мимическую мускулатуру

3. Звукопроизношение

  • Закреплять навыки чёткого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей.
  • Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию у вновь поступивших детей.
  • Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.

4. Работа над слоговой структурой слова

  • Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.).
  • Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).
  • Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

5. Развитие фонематических представлений

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, о подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Закрепить представления о твёрдости-мягкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации звуков по твёрдости-мягкости.
  • Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей в выделении звука из слова.
  • Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лес.
  • Учить производить анализ и синтез слов типа мама, слон, мост, лиса, лист.

6. Подготовка к обучению грамоте

  • Сформировать правильное представление о разнице между звуками и буквами.
  • Познакомить детей с новыми буквами.
  • Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании букв.
  • Учить детей печатать и читать слоги и слова с новыми буквами.
  • Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды.
  • Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.

7. Лексика

Л  е  к  с  и  ч  е  с  к  и  е     т  е  м  ы

Сентябрь        4-я неделя – «Грибы».

Октябрь        1-я неделя – «Овощи».

        2-я неделя – «Фрукты».

        3-я неделя – «Ягоды. Домашние заготовки».

        4-я неделя – «Осень. Деревья. Осенняя одежда».

Ноябрь        1-я неделя – «Дикие животные».

        2-я неделя – «Дикие животные готовятся к зиме».

        3-я неделя – «Перелётные птицы».

        4-я неделя – «Зимующие птицы».

  • Систематизировать знания детей о грибах, овощах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени (ранняя, золотая, поздняя) и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев.
  • Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представление о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.
  • Систематизировать представления детей о многообразии перелётных и зимующих птиц.
  • Закреплять и расширять знания детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.
  • Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.
  • Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.
  • Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда.
  • Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам.

Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.

  • Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

7. Развитие грамматического строя речи

  • Совершенствовать умение детей образовывать и оспользывать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды. Домашние заготовки», «Осень. Деревья. Осенняя одежда», «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»).
  • Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).
  • Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги из-за, из-под.
  • Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т.п.) и начать обучать образовывать приставочные глаголы, а также закреплять их в речи.
  • Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по указанным темам).
  • Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

8. Обучение связной речи

  • Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  • Продолжать обучать детей составлять предложения по картинке (по картинкам, по серии картинок), учить распространять предложения второстепенными членами предложения.
  • Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
  • Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух.
  • Совершенствовать навык составления рассказов по картине (по картинкам, по серии картинок).
  • Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

9. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

  • Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за и пр.
  • Упражнять в сравнении предлогов по длинне, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3-4 признакам.
  • Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа.
  • Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова месяц, неделя.
  • Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
  • Уточнить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (зашёл, вышел, перешёл, отошёл, ушёл).

Список используемых пособий

  1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2001.
  2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2011.
  3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.:Издательский дом «Литера», 2004.
  4. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи.– СПб.:Издательский дом «Литера», 2012.

В календарном планировании логопедической работы, ссылаясь на эти книги, я привожу только соответствующий номер.

По средам

  • Консультативная работа с сотрудниками.
  • Индивидуальные занятия с детьми.
  • Консультации для родителей.


Сентябрь, 4-я неделя

Тема: ГРИБЫ

Раздел

Понедельник

Вторник

Четверг

Пятница

Развитие общих речевых навыков

Д. и. с игрушками типа «Флюгер», «Мельница», надувание шариков и т.п. (1, с. 6, 8, 10)

Артикуляционная гимнастика

Показ статических упражнений артикуляционной гимнастики (2, с. 8, 9, 18, 19, 31, 33, 39, 48, 51, 52)

Развитие мелкой моторики

Показ и разучивание упражнений (2, с. 4)        

                                                                                                                     Показ движений самомассажа подушечек пальцев (1, с. 6)

Развитие фонематических представлений

Д. и. «Подними руку, когда услышишь голос»                Д. и.

(1, с. 6)                    «Подними

                         руку, когда ус-

                лышишь заданный  

         звук» (1, с 6)                                

Д.и. «Подними руку, когда услышишь громкий звук»

(1, с. 8)                                Д.и.

«Подними руку,

когда услышишь за-

данный звук» (1, с. 8)

Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный            Д.и.

звук» (1, с. 8)         «Подними руку, когда

услышишь заданный

звук» (1, с.9)

Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный            Д.и.

звук»                          «Хлопни     (1, с. 10)        в ладоши, когда

услышишь заданный

звук» (1, с. 10)

Развитие психических процессов

Д.и. «Где стучали?» (1, с. 6)

Д.и. «Покажи на картинке сначала съедобные грибы, потом – несъедобные»

 (1, с. 7)

Д.и. «Что звучало?» (1, с. 9)

Д.и. «Какие грибы спрятались на картинке?»

 (1, с. 10)

Развитие лексики и грамматического строя речи

Словарь по теме «Грибы» (1, с. 6-7; Словарь А/Словарь А и Б)

Д.и. «Один – много» по теме «Грибы» (1, с. 7)

Д.и. «Назови грибы ласково» (1, с. 10)

Д.и. «Продолжи предложение»                    Д.и.

(1, с. 9)                         «Вопросы

на засыпку!»

(1, с. 11)

Развитие связной речи

Д.и. «продолжи предложение»                    Д.и.

(1, с. 8)                      «Объясни

словечко» - тол-

кование слов типа

боровик, сыроежка (1, с. 7)

Объяснение выражений по теме «Грибы»                    

(1, с. 8)                    

Сравнение

 слов мухомор –

опёнок (1, с. 8)  

Составление предложений по картинке

(1, с. 9)                           Объясне-

ние пословиц и

отгадывание загадок

по теме «Грибы» (1, с. 8 – 9)

Ответы на вопросы по личным воспоминаниям (1, с. 11)

Подготовка к обучению грамоте

Конспект «Звук и буква А»

Звук и буква «А» (3, с. 2)

Буква «А» (3, с. 3)

Печатание буквы «А» (3, с. 3)

Октябрь, 1-я неделя

Тема: ОВОЩИ

Раздел

Понедельник

Вторник

Четверг

Пятница

Развитие общих речевых навыков

Дыхательные упражнения (1, с. 12, 14, 15, 16)

Артикуляционная гимнастика

Выполнение статических упражнений артикуляционной гимнастики (3/2, с. 8, 9, 18, 19, 31, 33, 39, 48, 51, 52)

Развитие мелкой моторики

Показ и разучивание упражнений (2, с. 6)        

Показ движений самомассажа фаланг пальцев (1, с. 12)

Развитие фонематических представлений

Д.и. «Подними руку, когда услышишь слово с                Д.и.

заданным звуком»     «Хлопни в

(1, с. 12)                ладоши, когда

услышишь заданный

звук» (1, с. 12)

Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный звук»                            

(1, с. 14)

Д.и. «Подними руку, когда услышишь слово с                Д.и.

заданным звуком»     «Хлопни в

(1, с. 15)                ладоши, когда услышишь заданный

звук» (1, с. 15)

Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный звук»

(1, с. 16)

Развитие психических процессов

Подбор картинок с изображением одинаковых овощей (1, с. 13)

Д.и. «Что звучало?» (1, с. 14)

Д.и. «Какие овощи спрятались на картинке?» (1, с. 15)

Д.и. «Кто позвал?» (1, с. 17)

Развитие лексики и грамматического строя речи

Словарь по теме «Овощи» (1, с. 12, 14; Словарь А/ Словарь А и Б)

Д.и. Какие бывают овощи?» (1, с. 14)

Д.и. «Сосчитай до пяти:

овощи»

(1, с. 15)                                 Д.и.

«Продолжи

предложение»

(1, с. 15)

Д.и. «Что делают в огороде?» (1, с. 17)

Развитие связной речи

Отгадывание загадок по теме «Овощи»                              

(1, с. 14)                                При-

                                    думывание

загадок по теме

по образцу (1, с. 15

Сравнение слов огурец – кабачок, капуста – лук (1, с. 16)

Чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа «Кто как одет» (1, с. 16)

Рассказ о своём любимом овоще (1, с. 17)

Подготовка к обучению грамоте

Конспект «Звук и буква У»

Звук и буква «У» (3, с. 42)

Буква «У» (3, с. 43)

Печатание буквы «У» (3, с. 43)

Октябрь, 2-я неделя

Тема: ФРУКТЫ

Раздел

Понедельник

Вторник

Четверг

Пятница

Развитие общих речевых навыков

Дыхательные упражнения (1, с. 18, 19, 21, 22)

Артикуляционная гимнастика

Показ динамических упражнений артикуляционной гимнастики (3/2, с. 11, 20, 35, 37, 56)

Развитие мелкой моторики

Показ и разучивание упражнений (2, с. 8)

Показ соединений подушечек пальцев (1, с. 18)

Развитие фонематических представлений

Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный звук» (1, с. 18)

Д.и. «Подними руку, когда услышишь слово с                Д.и.

заданным звуком»     «Подними

(1, с. 19)                     руку, когда

услышишь заданный

звук» (1, с. 20)

Д.и. «Подними руку, когда услышишь заданный звук»

(1, с. 21)

Д.и. «Подними руку, когда услышишь слово с заданным звуком» (1, с. 22)

Развитие психических процессов

Д.и. «Подбери пару» (1, с. 19)

Д.и. «Где звучало?» (1, с. 20)

Д.и. «Какие фрукты спрятались на картинке?» (1, с. 21)

Д.и. «Слушай и делай» (1, с. 22)

Развитие лексики и грамматического строя речи

Словарь по теме «Фрукты» (1, с. 18; Словарь А/Словарь А и Б)

Д.и. «Назови фрукты ласково» (1, с. 19)

Д.и. «Продолжи

предложение»

(1, с. 20)

Д.и.

«Подбери пару»

(1, с. 22)

Рассказ о фрукте (1, с. 23)

Развитие связной речи

Отгадывание загадок с объяснением отгадок по теме «Фрукты» (1, с. 19)

Д.и. «Опиши фрукт

по картинке, не

называя его»                         Д.и.

(1, с. 20)                      «Объясни

словечко»

(1, с.20)

Д.и. «Подбери пару»

(1, с. 22)

Д.и.

«Рааскажи о

фрукте»

(1, с. 23)

Составление предложений

по картинке

(1, с. 23)            

      Составление

рассказа по картинке

(1, с. 23)

Подготовка к обучению грамоте

Конспект «Звук и буква О»

Звук и буква «О» (3, с. 32)

Буква «О» (3, с. 33)

Печатание буквы «О» (3, с. 33)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедической работы по развитию фонематического восприятия (старшая группа компенсирующего вида для детей с ЗПР)

Представлено перспективное (годовое) планирование работы учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия (подготовка к обучению грамоте) для старшего возраста группы ЗПР....

Перспективное планирование логопедической работы в средней группе

Перспективное планирование логопедической работыв средней группе...

Перспективное планирование логопедической работы

Перспективное планирование логопедической работы...

Перспективное планирование логопедической работы с ОНР 2-го уровня

Перспективное планирование логопедической работы с детьми с ОНР 2 уровня (по Нищевой)...

Перспективное планирование логопедической работы на логопункте

Перспективное планирование логопедической работы на логопункте из расчета 0,5 ставки...

Методическая разработка: перспективное планирование логопедической работы

Представлено полное перспективное планирование в младшей и средней возрастной группе для дошкольников с тяжелым нарушением речи...

Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование  логопедической работы в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на 2018-2019 учебный год....