Использование народных игр в логопедической работе.
статья по логопедии (старшая группа)

Народные игры можно  и нужно применять в логопедической работе. На основе фольклёрного материалла  можно решать разные задачи по коррекции речи.Игры дают возможность сделать процессвоспитания интересным,дарят радость общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование народных игр в логопедической работе.

МБДОУ "Детский сад №119 "Поморочка"

учитель- логопед Нестеренко Н.В.

На современном этапе в логопедической практике используются разнообразные  средства и методы устранения и предупреждения отклонений в речевом развитии детей. Одним из таких средств является устное народное творчество. В фольклоре отражена многовековая народная мудрость. Фольклор не только украшает, иллюстрирует нашу речь, но и является средством развития дошкольников, а также средством профилактики и коррекции речевых нарушений.

Логопеды применяют в коррекционной работе разнообразные виды фольклора: скороговорки, считалки, пословицы, приговорки, заклички, прибаутки, потешки, загадки, сказки, докучные сказочки и другие произведения.

Применение фольклора позволяет решать разные задачи: гармонично развивать стороны речи: звукопроизношение, лексико-грамматический компонент, просодию, голосовые модуляции, речевое дыхание, темпо-ритмический компонент. Помимо этого у детей повышается мотивация, интерес и любовь к родному языку. Использование фольклора целесообразно на каждом этапе логопедического сопровождения. Произведения устного народного творчества уместно применять в разных видах деятельности: групповых и индивидуальных формах логопедической работы, в процессе игр, встреч, прощаний. Фольклор оказывает большое влияние на развитие ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.

Использование детского фольклора в играх с детьми чрезвычайно важно, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, дарят детям радость от общения со сверстниками, способствуют укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Логопеды широко применяют игры на развитие мелкой моторики. 20181025_155555.jpg20181008_093938.jpg

Игра «Вьюнок» Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, автоматизировать поставленные звуки  в слогах. 

Игра «Блошки» Цель:  работать над  слоговым составом слов, развивать ловкость рук .
Инструкция: «Будем с блошками играть и слоги в слове мы считать. Сколько в слове слогов – столько будет прыжков».

Большое место в работе логопеда занимает формирование фонематического слуха дошкольников. Для достижения этой цели прекрасно подходят любые ритмические фольклорные произведения, имеющие рифму. Детям предлагают закончить четверостишие словом, подходящим по рифме и ритму. Например, можно использовать такие строки: Ваня, Ваня-простота Купил лошадь без… (хвоста) Произведения устного народного творчества используют при   автоматизации и дифференциации фонем. Особенно хороши для этой цели скороговорки: Катает кот моток, паук паутину ткет. Водовоз воду вез. 20181015_122143.jpg

 Для обогащения словарного запаса детей, развития мыслительных процессов и устранения трудностей актуализации логопеды широко применяют разные виды загадок и пословиц. На материале фольклора с помощью игры можно обучать детей разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, скачет заяц, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. показ дети сопровождают выразительными движениями, яркой мимикой и жестами. 20181015_122535.jpg

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности. Например, при разыгрывании по ролям народных сказок. 

 Самые любимые игры для детей - это подвижные игры , в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии. Поэтому логопеды предлагают детям выполнить задания в которых надо  продолжить готовые строки. Дети любят играть в такие игры, так как в них они показывают себя. А для логопедов такие игры ценны тем, что позволяют развивать речь детей. 20181009_091439.jpg

 Использование фольклорного материала на логопедических занятиях нацелено на формирование системы знаний (о традициях русского народа, обычаях, хороводах, загадках  считалках, прибаутках и так далее.) и  системы умений (слушать, воспринимать, воспроизводить доступный фольклорный материал на этапе автоматизации и дифференциации звуков).

 Большое значение имеет специальная организация предметно - развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг - раскладушек и раскрасок, кассет, дисков, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образных игрушек -персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.20181025_154223.jpg

 С целью повышения мотивации на коррекционных занятиях часто используется прием присутствия игрового персонажа. Отбор коррекционно - развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом познания окружающего мира, уровня их речевого развития. 20181025_154905.jpg

Используя в работе народный фольклор; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов Многие малые фольклорные формы можно использовать в работе по развитию моторики, в виде пальчиковых гимнастик и физкультминуток.  

 Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развития речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных презентаций в логопедической работе

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций.  Это некая  наглядность, дающая возможность п...

Устное народное творчество в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В презентации представлен опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества. Использование малых фольклорных форм в коррекционно-ло...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества....

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....