Методическая разработка логопеда ДОУ.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Материал, который необходим учителям - логопедам для отчётности, содержание которого зависит от наполненности работы и задач в течение года с воспитанниками по коррекции их речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_otchet_uchitelya_17_-18g.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовой отчет учителя-логопеда Утемишевой Г.К о проделанной работе в ДОУ № 207 за 2017 -2018 уч.год.
Логопедическая работа в течение года строилась в соответствии с «Положением об организации работы учителя – логопеда в детском саду».
За учебный год были проведены следующие виды работ:
- обследование речи детей;
- участие в проведении родительских собраний;
- индивидуальные консультации родителей и воспитателей;
- исправление звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматической стороны родного языка, связной речи, формирование слоговой структуры слова.
- осуществление проектной деятельности по разделам:
1. Наш город. Проект включал в себя экскурсии родителей вместе с детьми по городу и фотоотчёты, рисунки детей о любимых местах в городе, выставку поделок «Город будущего»
2. Разноцветная осень. Была организована выставка совместного творчества детей и их родителей из природного материала «Дары осени»
3. Книга в детский сад. В рамках партнёрского взаимодействия была проведена экскурсия в детскую библиотеку им. Зои Космодемьянской. Дети старшей и подготовительных групп изготовили книжки – малышки в подарок библиотеке, подготовили концерт. Совместное творчество логопеда, воспитателей и родителей наших воспитанников послужило созданию «Книжного дерева» и фотоколлажей « Древо семьи» В 2017-2018 учебном году в группу зачислены воспитанники старшей и подготовительной группы детского сада. У 2 детей ФФНр, 2 детей с ОНР 1 ур.речи,алалия и 1 ребёнок с ОНР 2 ур.р.речи; 8 детей ОНР 3ур.р.речи. Чернов Роман и Симаков Дима выбыли из детского сада. В декабре 2015г в группу на основании заключения ПМПК № 2183 от 2.12.15г был зачислен Подкалюк Ярослав с диагнозом ОНР 3 ур., дизартрия. С родителями детей проводились беседы и консультации с целью разъяснения характера работы логопеда и требований. Были разработаны индивидуальные планы по работе с детьми. Вся логопедическая работа строилась по программе Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., с использованием методик Ткаченко Г.А., Коноваленко В.В., Жуковой Н.С., Нищевой Н.В.
По разделу «Познание»:
Низкий уровень усвоения программного материала выявлен в начале учебного года у 4% детей.
Средний уровень усвоения программного материала выявлен в начале учебного года у 80% детей.
Высокий уровень усвоения программного материала выявлен в начале учебного года у 16% детей.
Дети овладели умением различать, называть и обобщать предметы по свойствам, знают названия различных животных, птиц, у них появился интерес ухаживать за растениями.
В ходе диагностики выявлены некоторые затруднения при заданиях по ориентировке в пространстве.
По разделу «Коммуникация»:
Низкий уровень усвоения программного материала выявлен в начале учебного года у 4% детей.
Средний уровень усвоения программного материала выявлен в начале учебного года у 83% детей.
Высокий уровень усвоения программного материала выявлен в начале учебного года у 13% детей.
Дети владеют умением разговорной речи, учатся аргументировать свои мысли и суждения, проявляют интерес к речевому общению, но не очень активны в нем, речь правильная, грамматические ошибки редки. Затруднения испытывают воспитанники младших групп в силу своих возрастных особенностей.
По разделу «Чтение художественной литературы»:
Низкий уровень усвоения программного материала выявлен в начале учебного года у 10% детей.
Средний уровень усвоения программного материала выявлен в начале учебного года у 60% детей.
Высокий уровень усвоения программного материала выявлен в начале учебного года у 30% детей.
Многие дети знают название любимых сказок, рассказывают стихи, называют авторов некоторых произведений, они внимательно слушают произведения, отвечают на вопросы, могут выразить свое отношение к прочитанному. Затруднения испытывают воспитанники младших групп в силу своих возрастных особенностей.
Работа с родителями
I период обучения ( сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Выступление на родительском собрании на тему «Результаты логопедического обследования детей».
2. Оформление папки-передвижки на тему: «Причины речевых нарушений»
3. Оформление папки-передвижки на тему: «Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком»
Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений
4. Консультации в уголок для родителей на темы:
«Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
«Пальчиковая гимнастика»
«Взаимосвязь работы логопеда и семьи»
«Развиваем мелкую моторику»
Советы логопеда "Если ребенок не говорит"
«Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушениями речи»
Памятка для родителей «С чего начать коррекцию звукопроизношения»
«Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии»
Памятка для родителей:
- Консультации «Зачем логопед задает домашние задания?»
- Консультация «Учите детей правильно произносить и различать звуки»
- «Фонетический слух-основа правильной речи у дошкольников»
- Памятка родителям о выполнении домашних логопедических заданий
- Папки - передвижки по лексическим темам, соответствующим логопедическому плану
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
- Оформление папки-передвижки на темы:
- «Говорите с ребенком правильно»
- «Последовательность появления звуков»
- "Логопед рекомендует"
- «Послушные Буквы» Организация выставки совместного творчества детей и их родителей на тему: «Новогодний калейдоскоп»
- Рекомендации родителям по организации игр для развития речи в домашних условиях.
- Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков
III период обучения (март, апрель, май)
- Оформление папки-передвижки на темы: «Обогащение словаря дошкольников с недоразвитием речи»
«Советы логопеда»
«Скоро в школу! Развиваем речь»
«10 простых советов от логопеда»
«Правила для родителей»
«Советы родителям по заучиванию стихов»
- Сообщение: "Что должен знать ребенок о времени"
- Подведение итогов логопедической работы с детьми за год – сообщение на родительском собрании
- Организация выставки «Моя мама глазами ребёнка»
- Выставка к 9 мая «Я помню, я горжусь»
Работа с воспитателями
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Привлечение воспитателей к работе по автоматизации поставленных звуков (выдача рабочих тетрадей) – в течение года
- Беседа о результатах логопедического обследования детей
- Участие в реализации совместной проектной деятельности.
- Пополнение логопедической папки консультативным материалом для родителей:
- Говорите с ребенком правильно»
- Сообщение на тему: «Этапы речевого развития»
- «Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии»
- Сообщение: "Что должен знать ребенок о времени"
- Играем пальчиками и развиваем речь»
- "Учите детей правильно произносить и различать звуки"
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
- Сообщение на тему: «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей».
- Сообщение на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями
III период обучения (март, апрель, май)
Беседа о соблюдении режима речи и правильном распределении речевой нагрузки на занятиях.
Итоговая диагностика. Задачи на лето.
Мероприятия, проводимые в течение года:
1.Участие в педсоветах ДОУ.
2.Комплектование методической и дидактической библиотек. Пополнение игротеки логопедических игр.
3.Выступления на родительских собраниях по вопросам развития речи детей.
4.Регулярное ознакомление с новинками литературы по логопедии, психологии, материалами журналов «Логопед», «Логопед в детском саду».
5.Посещение городских методических объединений с целью обмена опытом.
6.Курсы повышения квалификации в ИПК и ПРО г Ростова-на-Дону. 7. Организация экскурсии с детьми старшей группы в районную библиотеку им. Зои Космодемьянской.
8. Принятия активного участия в международных конкурсах и вебинарах на интернет портале «Мерсибо», «Портал педагога», « Маам.ру», « Сайт работников образования» и районных проектах ДОУ.
Согласно Акта и протокола ПМПк от 11. 04.17г о результатах скрининга речевого развития воспитанников средней группы был определён состав детей, имеющих речевые нарушения. Список детей, рекомендованных для представления на ПМПК - 2: 1.Азарова Софья Денисовна 14.02.12 2.Бородулин Максим 15.06.12 3.Елисеева Милена 27.04.12 4.Кривов Роман 21.06.12 5.Майская Лидия 04.09.12 6.Михайлова Ева 20.08.12 7.Панасова Надя 20.06.12 8.Пантюх Саша 12.07.10 9.Чунчаев Артём 07.12.11
Продолжат дальнейшее обучение следующие воспитанники: 1.Абдуллатифов Руслан 15.03.11(пр.№2277 от 29.04.16) 2.Белоконь Илья (пр №1007 от 20.04.16) 3.Гусев Алексей (пр №2265 от 15.09.16) 4.Сушинкин Саша (пр№ 1152 от 06.06.16) 5.Оприш Иван(пр№ 1935 от 22.07.16) 6.Буравлёва Ксения(пр№926 от 26.04.16)
В настоящее время остаётся необходимость в помощи детям с проблемами в развитии (в том числе с ОНР и ЗПР) Всем детям был определён индивидуальный образовательный маршрут обучения в ДОУ. Согласно годовому плану работы учителя-логопеда на 2016 - 2017 уч. год выполнены все намеченные мероприятия. Продолжение реализации проектной деятельности позволило повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры, в формировании познавательных интересов детей и взрослых. Вся проектная деятельность была объединена общей темой: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» Работа проводилась в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями подгруппы. Каждый блок образовательного процесса представлял содержание итоговой деятельности в виде готовых работ (рисунков, поделок, фотоотчётов) Значимым событием в проекте « Книга в детский сад» была экскурсия в районную библиотеку им. Зои Космодемьянской и изготовление книжек-малышек в дар библиотеке. В проекте «Что мы знаем о своём городе?» я обогатила и систематизировала знания детей об истории города и его культурных ценностях. Был заключён договор с сотрудниками Ростовского краеведческого музея. Многие интересные выставочные экспонаты были представлены для рассматривания детям в детском саду. Прекрасным поводом для размышления роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях стал проект «Семейные традиции» Творческие работы родителей, рисунки детей, фотоколлажи, видеопрезентации – всё это имело большое значение для укрепления детско – родительских отношений. Я приняла активное участие в районном проекте «Дарим добро». Регулярное участие в вебинарах на интернет-порталах отмечено дипломами организаторов. В процессе моей коррекционной работы речь детей исправлена на 90%. Дети готовы к школьному обучению. К концу года речь Пантюх С, Подкалюк Я, Воробцова А, Скобелева А заметно улучшилась – дети стали чётче проговаривать короткие слова, словарь пополнился прилагательными. Занятия на развитие мелкой моторики рук способствовали улучшению письма и развитию графических навыков. Саша стал более усидчив, появился интерес к учебной деятельности. Согласно решению ПМПк ДОУ от 11.05.17г Саша П. продолжит обучение в логопедической группе. Каждому воспитаннику будет составлен индивидуальный маршрут обучения. Работа со всеми детьми будет продолжаться по следующим разделам программы:
Продолжать формировать правильное физиологическое дыхание; учить употреблять глаголы в разных временных формах; развитие интонационной выразительности речи; дальнейшее освоение способов словообразования и словоизменения; автоматизация поставленных звуков и исправление нарушенных; учить коротким пересказам сказок, рассказов из опыта; продолжать развивать общую и мелкую моторику у детей; побуждать детей принимать участие в драматизации сказок, небольших сценках. дальнейшее развитие всех психических процессов во время игр.
Условиями положительных результатов являются:
- Использование воспитателями, инструктором по физическому воспитанию здоровьесберегающих технологий - дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, тропа здоровья, гимнастика после сна. Ведется систематическая оздоровительная работа. Проводятся дни здоровья, спортивные праздники, соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья», с участием родителей. Создание развивающей среды в группах для развития любознательности, активности: островки экспериментирования, детского речевого и художественного творчества, игровой, трудовой деятельности, здоровья.
- Организация в группах уголков «мое настроение», «книга мой друг», проведение кукольных спектаклей, что способствовало формированию эмоциональной отзывчивости, партнёрских отношений в коллективе и созданию доброжелательной обстановки в группе.
- Создание доброжелательного, эмоционально приветливого, вежливого отношения к детям. Взрослые учитывали интересы детей, в группах поддерживалась благоприятная психологическая и эмоциональная атмосфера – это способствовало формированию навыков речевого общения.
- Использование педагогами современных педагогических технологий.
- Профессиональный рост педагогов, которые постоянно обучаются на курсах повышения квалификации, занимаются самообразованием и обладают высоким уровнем профессионализма.
- Сотрудничество родителей в вопросе коррекции речи их детей, активная помощь и тзывчивость.
- Создание руководителем ДОУ обширного информационнго поля, своевременная помощь в выстраивании образовательного процесса и условий для его реализации.
- Вывод: Результаты мониторинга за 2017 - 2018 учебный год отражают стабильную положительную динамику усвоения основной общеобразовательной программы и развития интегративных качеств обучающихся. Это обеспечит детям равные стартовые возможности при обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в методических разработках учителя - логопеда
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....
Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".
Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...
Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.
Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....
Методическая разработка логопеда-дефектолога. Тема: "Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования.
Методическая разработка логопеда-дефектолога. Тема: "Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования"....
Методическая разработка: Деловая игра для учителей-логопедов ДОУ "Супер логопед"
Деловая игра для учителей-логопедов позволит, в творческой обстановке, систематизировать знания педагогов о области образовательных технологий, вспомнить эффективные способы и методы корре...
Методическая разработка "Логопедия и пение"
Использование пения в логопедической коррекции положительно влияет на детей, страдающих нарушением речи.Обучение пению и вокалу развивает голос и слух ребенка, раскрывает его творческий потенциал, спо...
Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания. методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Игры и их описание для правильного речевого дыхания....