Методическая разработка "Логопедия и пение"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Использование пения в логопедической коррекции положительно влияет на детей, страдающих нарушением речи.
Обучение пению и вокалу развивает голос и слух ребенка, раскрывает его творческий потенциал, способствует хорошему настроению и избавляет от замкнутости и чувства неуверенности. Кроме того, дети учатся правильно дышать и четко произносить слова.
Известно, что музыка и пение являются важнейшим средством формирования здорового человека, что образование начинается с музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopediya_i_penie.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЛОГОПЕДИЯ И ПЕНИЕ»
Музыкальный руководитель Шулаева С. Г.
МБДОУ «Детский сад №365 г. Челябинска»
Логопедия тесно связана с вокалом, так как речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Поэтому, элементы вокала в логопедии, как вспомогательное средство, применяется достаточно часто в коррекции речевых нарушений.
Занимаясь вокальными упражнениями можно решить множество речевых проблем у детей с ТНР и добиться следующих задач непосредственно в игре, так как на занятиях всегда применяется игровой метод, а игра - это ведущая деятельность детей.
1.Формирование у детей правильного речевого дыхания
2. Формирование навыка выразительной речи
3. Формирование навыка интонационной речи
4. Формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукоизлечения, певческого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции.
Все психические процессы – память, внимание, воображение, мышление развиваются с прямым участием речи. Поэтому устранение речевых дефектов очень важно для нормального развития человека
Вокальные упражнения хорошо сопровождать музыкой, прекрасно, если логопед и музыкальный руководитель работают в тандеме.
Вокал благотворно влияет на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония, и др., если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата.
Логопедическая работа часто направлена на снятие напряжения, зажатости, активизацию работы речевого аппарата (губ, языка). В этих случаях вокал приносит большую пользу. Очень полезно использовать в работе вокальное дыхание- короткий вдох, долгий выдох и умение правильно направить выдыхаемый воздух.
Приемы, используемые на занятиях вокальными упражнениями, помогают корректировать моторный механизм нарушенного произношения путем артикуляционной гимнастики-активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка. Известный логопед С.Л. Таптапова рекомендовала вокальные занятия, как составную часть комплексной логопедической терапии.
Также вокальные упражнения применяются при коррекции нарушений темпа речи (некоторые виды тахилалии – ускоренная речь). Замечено, что заикающиеся при разговоре люди, при пении не заикаются. В комплексном подходе к преодолению легкой и средней степени заикания, отмечается благотворное влияние занятием вокалом.
Вокал по своей физиологической сути тесно смыкается с фонопедией и фониатрией. Специальный комплекс занятий пением может иметь лечебно-терапевтическое воздействие на некоторые виды дисфонии и фонастении. А позитивный, эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полезно при коррекции речевых расстройств.
Пение способствует развитию речевых процессов, оказывает влияние на артикуляторную и общую моторику, память.
Роль пения при совершенствовании речевых функций трудно переоценить. Особенно это относится к детям: чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этими проблемами. При пении слова как бы плавно перетекают друг в друга и сливаются с музыкой. Когда человек слушает, как поют другие, то старается попасть в такт. При этом ненужные акценты речи сглаживаются.
Терапевтический эффект музыки может в значительной мере усилен, если применять голосовое озвучивание, то есть словесный комментарий определенной музыкальной композиции. В содержание этого метода входит – хоровое (звуковое) пение, способствующее развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата.
Пропевание отдельных фраз – прекрасное упражнение, которое не только способствует исправлению речевых дефектов, но и тренирует дыхательный аппарат. Ребенок учится так регулировать дыхание, чтобы распределить выдох на всю фразу, не делать дополнительного вдоха до ее окончания. То есть он учится соизмерять глубину и частоту вдохов с фразами музыкальной речи.
Актуальность темы не вызывает сомнений, так как использование пения в логопедической коррекции положительно влияет на детей, страдающих нарушением речи.
Обучение пению и вокалу развивает голос и слух ребенка, раскрывает его творческий потенциал, способствует хорошему настроению и избавляет от замкнутости и чувства неуверенности. Кроме того, дети учатся правильно дышать и четко произносить слова.
Известно, что музыка и пение являются важнейшим средством формирования здорового человека, что образование начинается с музыки.
Исполнение песен улучшает произношение и практику разговорной речи. Тренируя дикцию, можно справиться с таким дефектом, как заикание. Поэтому роль пения и вокала при совершенствовании речевых функций трудно переоценить.
Помимо этого, дети, которые поют, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, дает человеку расслабиться. Пение развивает владение речью, устраняет речевые проблемы у детей с ТНР.
Для достижения эффективности при работе с детьми с логопедическими расстройствами учитываются следующие принципы:
●Принцип систематичности;
●Принцип наглядности;
●Принцип доступности;
●Принцип постепенного повышения требований;
●Принцип развития;
●Принцип всестороннего развития;
●Принцип комплексности.
С учетом всех особенностей построения коррекционных занятий, их организацией и планированием, анализ логопедических исследований, показывает результативность, межпредметной связи коррекционных занятий – музыки и логопедии.
Приведём основные вокальные упражнения и игры, которые используются в работе над преодолением ТНР у детей.
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
(быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом)
- «Ароматный цветок»
Дети на полянке срывают цветочек. Коротко, но глубоко вдыхают его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
- «Игра со свечкой» (с бумажным пособием по дыханию)
Дуем на «пламя» свечки тихо и медленно, чтобы она не погасла. Дома, индивидуально, под контролем взрослых, дуем на настоящую свечу. Дуем медленно и тихо, чтобы она не погасла. Стараемся дуть и не потушить свечу.
- «Надуваем шарик»
Упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох носом и медленно ртом вдыхаем его в «шарик». Дуть надо осторожно, не торопясь, чтобы шарик не лопнул.
У кого получится дуть дольше всех и надуть большой шарик, тот и выиграл.
- «Шарик лопнул»
Встать ровно, в руках (между ладошек) держать воображаемый шарик. Но шарик оказался с дыркой. И он начинает сдуваться. На звук «С-С-С-С» шарик медленно сдувается. Задача детей – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).
- «Ныряльщики»
Ныряем под воду.
Вдох носом, и сразу же зажимаем его пальцами, приседаем на корточки, и потихоньку выдыхаем. У кого дыхание закончилось – «всплывает» на поверхность воды (поднимается на ноги).
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОТЯЖНОГО, НАПЕВНОГО ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА
- «Нарисуй мелодию!»
Рисуем кисточкой мелодию песни (рисуем голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисти от бумаги».
- Песенка – это ниточка, которая тянется ровно без узелков. Тянем и пропеваем гласные звуки.
- «Игра с мячом»
Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь также ровно и протяжно, как катится мячик.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ И АРТИКУЛЯЦИИ
В этом очень помогают скороговорки.
- Проговариваем скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.
- Проговариваем скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка творческих способностей детей в пении
музыкальное занятие для детей подготовительной группы...
Мои методические разработки. Правильное звукообразование в пении
Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления певческого голоса. Певческие навыки, которые ребенок приобретает легко и быстро, взрослому даются с трудом. Об этом свидетельствуют научные ...
Перспективный план к учебно-методическому пособию Т.Овчинниковой "Пение и логопедия"
Перспективный план предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Методическое сообщение "Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе пения"
Данное сообщение было подготовлено в рамках педагогического совета, посвященного теме развития социально-коммуникативных навыков. В сообщении рассматривается значение пения как вида деятельности в фор...
Методическая разработка «Использование современных образовательных технологий в обучении детей пению».
В данной методической разработке отображены современные педагогические технологии и их использование в работе музыкального руководителя при обучении детей пению. В тексте материала дана формулировка к...
Особенности методических приемов обучения пению детей младшего дошкольного возраста
Музыкальное занятие "В гостях у феи музыки" для детей младшего возраста вокального кружка "Росинка".Цель: создать комфортные условия для развития вокально-хоровых навыков детей.Зад...