Взаимодействие логопеда с воспитателями группы. Зима.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

Материал поможет организовать понедельную работу воспитателя по закреплению знаний полученных детьми на логопедических занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.

1-я неделя, декабрь. Быть здоровыми хотим. Продукты питания.

  1. Развитие общей моторики.

Я позвоночник берегу, сам себе я помогу.

Наклоны в сторону.

Всё выполняю по порядку,

сначала сделаю зарядку, нагнусь,

прогнусь, и выпрямлюсь.

Поднимают и опускают плечи.

Наклоняются вперёд.

Прогибаются назад. Встают прямо.

Вправо, влево наклонюсь

Наклоны.

С друзьями поиграю в мяч,

Он весело помчится вскачь.

Прыжки.

Но буду помнить я всегда:

Должна прямою быть спина.

Выпрямляют плечи, сводят лопатки.

  1. Развитие мелкой моторики.

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Указательным пальцем правой руки дети мешают «кашу» в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке в чашку, Жучке – в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску-курицам, цыплятам,

И в корытце –поросятам.

Загибают по одному пальчику.

Всю посуду заняла,

Разжимают кулачок.

Всё до крошки раздала.

Сдувают крошки с ладошки.

  1. Развитие Артикуляционной моторики.

Упражнения для губ

«хоботок» -«заборчик» чередование

Упражнение для щёк

«воздушный футбол»

Упражнение для языка

 «часики», «качели», «лошадка», «чашечка»

  1. Развитие мимических мышц.

Мы умеем улыбаться,

мы умеем удивляться,

мы умеем сердиться,

мы умеем огорчаться.

Выполнение действий по тексту.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов.
  • Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
  • Звуковой анализ слогов ДА, ДИ, ДУ, УД, ДО, ОД.
  1. Развитие лексико-грамматических процессов.
  • Игра «Продуктовый магазин». Сосчитать предметы мебели так: один банан, два лимона, …пять морковок и т.д.
  • «Один -много». Йогурт-йогурты, сырок-сырки и т.д.
  1. Развитие связной речи.

Рассмотреть на иллюстрациях разные продукты питания, выяснить что вредно, а что полезно для детей. Почему?

Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.

2-я неделя, Декабрь.  Здравствуй зимушка-зима.

  1. Развитие общей моторики.

Снежок порхает, кружится.

На улице бело.

Дети взмахивают руками и кружатся.

И превратились лужицы в прозрачное стекло.

Приседают- встают (2 раза)

Где летом пели зяблики, сегодня- посмотри!

Руки поднимают вверх.

Как розовые яблоки

Кольцо из рук над головой.

На ветках снегири.

Руки вверх пальцы расставлены.

  1. Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начинают с большого.

Мы, с тобой снежок слепили.

Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

  1. Развитие Артикуляционной моторики.

Упражнения для губ

Медленное открывание рта и закрывание под счёт до пяти.

Упражнение для щёк

«рыбка»-втягивать и надувать щёки

Упражнение для языка

«маляр», «часики», «качели», «лошадка»

  1. Развитие мимических мышц.

Злится старуха зима,

Сердитое лицо

Хочет заморозить маленького снегиря.

Злость

Но снегирю всё нипочём!

Удивление

Повесим для него и других птичек кормушки,

Улыбка

И птички с радостью будут к ним прилетать.

Радость

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов.
  • Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
  • Звуковой анализ слогов ТА, ТИ.
  1. Развитие лексико-грамматических процессов.

         Игра «Бывает-не бывает»  

         - Зимой снег тает? Сосулька расцветает? Ветер сугробы наметает? И т.д.

         - Вспомнить, в какие игры можно играть на улице зимой.

         -Составить краткий рассказ о характерных признаках зимы и зимних забавах.

  1. Развитие связной речи.

Рассмотреть иллюстрации «Зима» .Чтение с обсуждением И.С. Никитин «Встреча зимы», Е. Трутнева «Первый снег», Г. Скребицкий «Зима».

Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.

3-я неделя, Декабрь. Зимние игры и забавы. Зимние виды спорта.

  1. Развитие общей моторики.

Давай дружок, смелей дружок, кати по снегу свой снежок.

Дети идут на месте, изображают, что катят перед собой снежок.

Он превратится в снежный ком,

Руками рисуют двумя руками ком.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трёх кругов разного размера.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают руками на лице улыбку.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

  1. Развитие мелкой моторики.

Падал снег на порог.

Дети два раза медленно опускают ладони на стол.

Кот слепил себе пирог.

Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.

А пока лепил и пёк, Ручейком пирог утёк.

Пирожки себе пеки, Но не из снега- из муки.

«бегут» пальчиками обеих рук по столу.

Показывают как пекут пирог.

  1. Развитие Артикуляционной моторики.

Упражнения для челюстей

Лёгкое постукивание зубами (губы разомкнуты)

Упражнение для губ

Отставление нижней губы от зубов и дёсен. Попеременное надувание правой, а затем левой щёк.

Упражнение для языка

Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней. «Болтушка»

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов.
  • Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
  • Звуковой анализ слогов КА, КИ, АК.
  1. Развитие лексико-грамматических процессов.
  • Игра «Магазин спортивного инвентаря». Сосчитать предметы так: один мяч, два мяча, …пять мячей и т.д.
  • «Один -много». Снеговик-снеговики, горка -… и т.д.
  • Игра «Кому что нужно?» Хоккеисту-клюшка, фигуристу, саночнику, лыжнику.
  • Образование родственных слов : зима-зимушка, зимний, зимующие;

Снег-снежинка, снежный, снеговик, снегурочка.

  1.  Развитие связной речи.

Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Снегурочка». Рисование «Снег идёт на голубом фоне». Аппликация «Зима».

Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.

4-я неделя, Декабрь. Новогодний калейдоскоп.

  1. Развитие общей моторики.

Вся земля в снегу

Показывают рукой на пол

Я на лыжах бегу

Попеременно движения вперёд-назад

Ты бежишь за мной

Бег на месте

Хорошо в лесу зимой

Пальцы в кулак, большой палец вверх

  1. Развитие мелкой моторики.

Маша варежку надела, ой куда я пальчик дела?

«надевают» пальцы сжаты в кулак, кроме большого.

Нету пальчика пропал, в свой домишко не попал!

Загибают и большой пальчик

Показывают домик

Маша варежку сняла, поглядите ка, нашла!

«Снимают» пальцы сжаты в кулак, кроме большого.

  1. Развитие Артикуляционной моторики.

Упражнения для губ

«оскал»-«трубочка» чередование

Упражнение для щёк

«рыбка»-втягивать и надувать щёки

Упражнение для языка

«маляр», «часики», «качели», «лошадка»

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов.
  • Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
  • Звуковой анализ слогов ГА, ГИ, АГ.
  1. Развитие лексико-грамматических процессов.

          -Игра «Часики» (повтори слово столько раз, сколько покажет стрелка)

          -«Кто, где спрятался?». (картинка сюжетная для отработки предлогов)

          -Повтори скороговорку. Га-га-га, дайте Гене пирога. Дайте Гене пирога, пирога из творога.

          - игра «Хлопай не зевай» хлопнуть на звук Г.

  1. «Продолжи предложения»

- Зимой люди ходят в шапках, …

- Зима приносит морозы, …

- Вода замёрзла на реках, …

- Я люблю кататься зимой на …

  1. «Что за чем и перед чем?»

Декабрь за ноябрём и перед январём;

Январь за  …            и  перед  …

Февраль за  …         и  перед  …

  1. «Скажи наоборот»

Зимой ночь длинная, а день …

Снег белый, а асфальт …

Зимой ветер холодный, а летом …

  1. Развитие связной речи.

Рассмотреть на иллюстрациях различные игры зимой, составлять предложение по картине. Отгадать загадки, с отгадкой составить предложение.

Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.

2-я неделя, Январь. Народная культура и традиции.

  1. Развитие общей моторики.

Валенки, валенки

Невелички маленьки.

Стоят в кругу показывая ноги поочерёдно.

На резвые ноженьки, нашему Серёженьке.

Бегут по кругу.

Ноженьки пляшут, рученьки машут.

Пляшут, машут.

Валенки новеньки, Серёжа чернобровенький.

Стоят, показывая поочерёдно ноги.

  1. Развитие мелкой моторики.

Мы едем на лыжах.

Мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной поры!

Указательный и средний пальцы скользят по столу, повторяя движения ног лыжника.

  1. Развитие Артикуляционной моторики.

Упражнения для челюсти

Удерживать рот открытым под счёт до 10

Упражнение для щёк

Произнести артикуляцией: а-э-о-у-ы-и

Упражнение для языка

«барабанщики» (языком за верхними зубами д-д-д-д-д-),  «качели», «грибок», «лошадка»

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов.
  • Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение. К, Г. Придумать слова на заданные звуки. Придумать предложения с придуманными словами.
  • Дифференциация звуков [к], [г]. Звуковой анализ слова. КОТ, КИТ, ГОД, ГИД.
  1. Развитие лексико-грамматических процессов.

Игра «Дополни предложение»

          - игра «Хлопай не зевай» хлопнуть на звук Г, К.

«Продолжи предложения»

- чай пьют (из чего?) …

- Гостей встречают (где?), …

- В игры играют (с кем?), …

- Я люблю ходить в гости, потому что …

«Что зачем и перед чем?»

Декабрь за ноябрём и перед январём;

Январь за  …            и  перед  …

Февраль за  …         и  перед  …

  1. Развитие связной речи. 

Выявление смысла пословиц. Подбираем  пословицу к сказке.

Рассмотреть иллюстрации к сказкам, составлять предложение по картине. Вспомнить пословицу подходящую к сказке.

Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.

3-я-4я неделя, января. В гостях у сказки.

  1. Развитие общей моторики.

Мы разминку начинаем, руки шире раздвигаем

А потом их тянем вверх, отдохнёт спина у всех.

Потягивания- руки в стороны и вверх

Начинаем приседанья-раз, два, три, четыре, пять. А теперь три раза нужно как лягушка проскакать.

Приседания: 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в присяде.

Мы разминку завершаем, руки шире раздвигаем, а потом их тянем вверх, отдохнёт спина у всех.

Потягивания- руки в стороны и вверх

  1. Развитие мелкой моторики.

В тёмном лесу есть избушка,

Дети шагают, показывают угол из ладошек.

Стоит задом наперед.

В этой избушке есть старушка, бабушка яга здесь живёт.

Грозят пальцем.

Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят.

Показывают крючок пальцем.

Ух, сердитая какая!

Хмурят брови.

Дыбом волосы стоят.

Руки вверх.

  1. Развитие Артикуляционной моторики.

Упражнения для челюсти

Спокойное открывание и закрывание рта. Жевательные движения в медленном темпе.

Упражнение для губ

Отставление нижней губы от дёсен.

Упражнение для языка

«болтушка» -движение языком вперёд- наазад.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов.
  • Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение. Определение позиции звука [х], [х']  в слове (начало, середина, конец).
  • Найди картинку в которой есть заданный звук. Составь со словом предложение.
  1. Развитие лексико-грамматических процессов.

Игра «Узнай героя по описанию»

Игра «Добрый-злой герой сказки), (волк, заяц, баба Яга, царевна, золушка, золотая рыбка и т.д.)

-Назови последовательность пребывания героев в сказке «Теремок», «Рукавичка»

-Вспомнить названия волшебных предметов используемых в сказках.

-Вспомнить сказки , где встречается цифра 3.

  1. Развитие связной речи.

Рассмотреть иллюстрации к сказкам, составлять предложение по картинке. Отгадать загадки (сказочные герои) с отгадкой составить предложение.

Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.

1-я неделя, февраль. Миром правит доброта.

  1. Развитие общей моторики.

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Пощипывание щеки.

Это красные фонарики

фонарики

Засветили снегири.

Взмахи руками как крыльями.

Чистят пёрышки пунцовые

Воду пьют из родника.

«чистят пёрышки»

«пьют»

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.

Ритмичные хлопки в ладоши.

  1. Развитие мелкой моторики.

Летела, летела сорока

Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.

Через бабушкины ворота

Скрещенные ладони помахивают, как крылья.

Вот она крыльями забила,

Хлопают в ладоши.

Бабушкин кисель разлила.

Руки перед собой, пальцы растопырены.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения для губ

«хоботок» -«заборчик» чередование

Упражнение для щёк

«воздушный футбол»

Упражнение для языка

 «часики», «качели», «лошадка», «чашечка»

  1. Развитие мимических мышц.

Мы умеем улыбаться,

мы умеем удивляться,

мы умеем сердиться,

мы умеем огорчаться.

Выполнение действий по тексту.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов.
  • Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
  • Звуковой анализ слогов СА, СИ, СУ, УС, СО, ОС.
  1. Развитие лексико-грамматических процессов.

           Игра «Зимующие птицы» посчитай птиц (воробей, синица, сорока, дятел,   ворона, голубь)

Упражнение «Скажи одним словом» закончи предложения.

У сороки белые бока, поэтому её называют (белобокая)

У сороки длинный хвост, поэтому её называют (длиннохвостая).

У синицы грудка желтая, поэтому её называют (желтогрудая).

У вороны чёрные крылья, поэтому её называют (чернокрылая)

У дятла длинный клюв, поэтому его называют (длинноклювый)

  1. Развитие связной речи.

Рассмотреть на иллюстрациях разных птиц и закрепить обобщающее понятие «зимующие птицы».

Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.

2-я неделя, февраль. «Наша планета земля»

  1. Развитие общей моторики.

Вот летят, кружась, снежинки,

Взмахи руками, разведёнными в стороны.

Кружевной плетут узор,

Вращательные движения перед собой.

На поляны, на тропинки

Показывают в лево, а затем вправо.

Ляжет сказочный ковёр.

Широко разводят руки в стороны.

Кто теперь заметит зайку

В белой шубке на снегу?

Ну-ка где он? Угадайка,

В поле или на лугу?

Поворачиваются друг к другу лицом и показывают друг на друга.

Приседают, прячут лицо, поворачиваются влево, вправо.

  1. Развитие мелкой моторики.

Скачет белка- шалунишка,

Бегает пальчиками по столу.

Рвёт с сосновых веток шишки,

Сжимают поочерёдно пальцы.

Лапками сжимает ловко

Разжимают кулачок.

И несет в свою кладовку.

Бегают пальчиками по столу.

  1. Развитие Артикуляционной моторики.

Упражнения для губ

«хоботок» -«заборчик» чередование

Упражнение для щёк

«воздушный футбол»

Упражнение для языка

 «часики», «качели», «лошадка», «чашечка»

  1. Развитие мимических мышц.

Мы умеем улыбаться,

мы умеем удивляться,

мы умеем сердиться,

мы умеем огорчаться.

Выполнение действий по тексту.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов.
  • Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
  • Звуковой анализ слогов ЗА, ЗИ, ЗУ, УЗ, ЗО, ОЗ.

Определять где мягкий, а где твёрдый звук в слогах и словах.

  1. Развитие лексико-грамматических процессов.

Упражнение «Назови ласково»

Игра «Кто как голос подаёт?» (ворона, воробей, сорока, сова)

Игра «Кому, что дадим?» (мясо, малина, мед, морковка, яблоко, орехи, грибы)

  1. Развитие связной речи.

Чтение с последующим обсуждением. В. Бианки «Синичкин календарь», М Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке».

Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.

3-я неделя, февраль. «Животные холодных и жарких стран»

  1. Развитие общей моторики.

В джунглях звон везде летит,

Если слон вовсю трубит.

Имитируют игру на трубе «ту-ру-ру»

А у жирафа шея длинная, и всё видать ему вокруг.

Делают повороты головы вправо, влево)

У зебры грива лошадиная, она для всех хороший друг.

Наклоны головой вверх и вниз.

В речке тихо плыл, очень злобный крокодил.

Плывут

А по пустыне поутру, легко скакала кенгуру.

Прыгают вперед.

  1. Развитие мелкой моторики.

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, Заиньке усатому.

Дети сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.

Сжимают все пальцы в кулак и поочерёдно разгибают их, начиная с большого.

  1. Развитие Артикуляционной моторики.

Упражнения для губ

«трубочка-поцелуй»

Упражнение для щёк

«воздушный футбол»

Упражнение для языка

 Движение языком вперед-назад. Удерживать «лопаточку» под счет до пяти.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов.
  • Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
  • Звуковой анализ слогов СА, ЗИ, СУ, УЗ, ЗО, ОЗ.

Определить место звука в слове зима, сон, козёл, осёл, мороз, нос, слон.

  1. Развитие лексико-грамматических процессов.

Игра «Назови семью»(словообразование) папа-медведь, мама- медведица, детеныш- медвежонок. (лиса, волк, тигр, лев)

Игра «Кто где живет?» (употребление именительного падежа существительных) в норе живет (кто?)- лиса; в берлоге, в дупле.

  1. Развитие связной речи.

Чтение художественных текстов: Л.Толстой «Белка и волк», И. Соколов- Микитов «В берлоге», «Белки», русская народная сказка «Хвосты».

Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.

4-я неделя, февраль. «Наши защитники»

  1. Развитие общей моторики.

В пограничники играем, землю нашу охраняем.

Идут друг за другом, маршируя.

Мы гурьбой садимся в санки,

 мчимся вихрем в жаркий бой.

Бегут друг за другом, размахивая над головой воображаемым оружием.

Мы- танкисты, санки-танки, враг сугробы под горой.

Идут друг за другом.

  1. Развитие мелкой моторики.

Вышли танки на парад,

Стали строем ровно в ряд.

Шагают пальчиками по столу.

Ладони прижаты друг к другу.

Раз, два, три, четыре, пять-очень просто их считать.

Соединяют попарно пальцы правой и левой рук.

  1. Развитие Артикуляционной моторики.

Упражнения для губ

Поднимание верхней губы, опускание нижней губы.

Упражнение для челюстей

Спокойное открывание и закрывание рта.

Упражнение для языка

«лошадка», «грибок»

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов.

Определить место звука Ц в словах: цапля, цыплёнок, конец, колодец, молодцы.

Составить предложение со словами.

  1. Развитие лексико-грамматических процессов.

Рассказать детям кто такие защитники Отечества. Рассмотреть картинки с изображением различных военных профессий.

Игра «Сосчитай» Один, два и т.д. (пулемет, танк, пушка, автомат, самолёт, вертолёт, парашют, сабля, кинжал)

  1. Развитие связной речи.

Чтение с последующим обсуждением: С. Алексеев «Первая колонна», А. Метяев «Мешок овсянки», Е. Благинина «Шинель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и воспитателя по программе Н.В.Нищевой. Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал.

Еженедельные задания логопеда воспитателям старшей логопедической группы по программе Н.В. Нищева 1 квартал....

Взаимодействие логопеда с воспитателями группы. ОСЕНЬ.

Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя в соответствии с тематическим планированием....

Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...

Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группа № 23 (средний и старший возраст)

Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группа № 23 (средний и старший возраст)...

Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группы №22

Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группы № 22 (средний и страший возраст)...

Тематические консультации в форме круглого стола для воспитателей старшей группы. « Взаимодействие логопеда и воспитателя»

Тематические консультации в форме круглого стола для воспитателей старшей группы.« Взаимодействие  логопеда и воспитателя»Составил учитель-логопед Шурховецкая И.А.Цель: Решение к...