Взаимодействие логопеда с воспитателями группы. Зима.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Материал поможет организовать понедельную работу воспитателя по закреплению знаний полученных детьми на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал по закреплению полученных знаний детьми на логопедических занятиях. | 39.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.
1-я неделя, декабрь. Быть здоровыми хотим. Продукты питания.
- Развитие общей моторики.
Я позвоночник берегу, сам себе я помогу. | Наклоны в сторону. |
Всё выполняю по порядку, сначала сделаю зарядку, нагнусь, прогнусь, и выпрямлюсь. | Поднимают и опускают плечи. Наклоняются вперёд. Прогибаются назад. Встают прямо. |
Вправо, влево наклонюсь | Наклоны. |
С друзьями поиграю в мяч, Он весело помчится вскачь. | Прыжки. |
Но буду помнить я всегда: Должна прямою быть спина. | Выпрямляют плечи, сводят лопатки. |
- Развитие мелкой моторики.
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. | Указательным пальцем правой руки дети мешают «кашу» в левой ладошке. |
Положила Маша кашу Кошке в чашку, Жучке – в плошку, А коту в большую ложку. В миску-курицам, цыплятам, И в корытце –поросятам. | Загибают по одному пальчику. |
Всю посуду заняла, | Разжимают кулачок. |
Всё до крошки раздала. | Сдувают крошки с ладошки. |
- Развитие Артикуляционной моторики.
Упражнения для губ | «хоботок» -«заборчик» чередование |
Упражнение для щёк | «воздушный футбол» |
Упражнение для языка | «часики», «качели», «лошадка», «чашечка» |
- Развитие мимических мышц.
Мы умеем улыбаться, мы умеем удивляться, мы умеем сердиться, мы умеем огорчаться. | Выполнение действий по тексту. |
- Развитие фонетико-фонематических процессов.
- Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
- Звуковой анализ слогов ДА, ДИ, ДУ, УД, ДО, ОД.
- Развитие лексико-грамматических процессов.
- Игра «Продуктовый магазин». Сосчитать предметы мебели так: один банан, два лимона, …пять морковок и т.д.
- «Один -много». Йогурт-йогурты, сырок-сырки и т.д.
- Развитие связной речи.
Рассмотреть на иллюстрациях разные продукты питания, выяснить что вредно, а что полезно для детей. Почему?
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.
2-я неделя, Декабрь. Здравствуй зимушка-зима.
- Развитие общей моторики.
Снежок порхает, кружится. На улице бело. | Дети взмахивают руками и кружатся. |
И превратились лужицы в прозрачное стекло. | Приседают- встают (2 раза) |
Где летом пели зяблики, сегодня- посмотри! | Руки поднимают вверх. |
Как розовые яблоки | Кольцо из рук над головой. |
На ветках снегири. | Руки вверх пальцы расставлены. |
- Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, | Загибают пальчики, начинают с большого. |
Мы, с тобой снежок слепили. | Лепят, меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, очень гладкий. | Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. |
И совсем-совсем не сладкий. | Грозят пальчиком. |
- Развитие Артикуляционной моторики.
Упражнения для губ | Медленное открывание рта и закрывание под счёт до пяти. |
Упражнение для щёк | «рыбка»-втягивать и надувать щёки |
Упражнение для языка | «маляр», «часики», «качели», «лошадка» |
- Развитие мимических мышц.
Злится старуха зима, | Сердитое лицо |
Хочет заморозить маленького снегиря. | Злость |
Но снегирю всё нипочём! | Удивление |
Повесим для него и других птичек кормушки, | Улыбка |
И птички с радостью будут к ним прилетать. | Радость |
- Развитие фонетико-фонематических процессов.
- Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
- Звуковой анализ слогов ТА, ТИ.
- Развитие лексико-грамматических процессов.
Игра «Бывает-не бывает»
- Зимой снег тает? Сосулька расцветает? Ветер сугробы наметает? И т.д.
- Вспомнить, в какие игры можно играть на улице зимой.
-Составить краткий рассказ о характерных признаках зимы и зимних забавах.
- Развитие связной речи.
Рассмотреть иллюстрации «Зима» .Чтение с обсуждением И.С. Никитин «Встреча зимы», Е. Трутнева «Первый снег», Г. Скребицкий «Зима».
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.
3-я неделя, Декабрь. Зимние игры и забавы. Зимние виды спорта.
- Развитие общей моторики.
Давай дружок, смелей дружок, кати по снегу свой снежок. | Дети идут на месте, изображают, что катят перед собой снежок. |
Он превратится в снежный ком, | Руками рисуют двумя руками ком. |
И станет ком снеговиком. | «Рисуют» снеговика из трёх кругов разного размера. |
Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. | Показывают руками на лице улыбку. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу. |
- Развитие мелкой моторики.
Падал снег на порог. | Дети два раза медленно опускают ладони на стол. |
Кот слепил себе пирог. | Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог. |
А пока лепил и пёк, Ручейком пирог утёк. Пирожки себе пеки, Но не из снега- из муки. | «бегут» пальчиками обеих рук по столу. Показывают как пекут пирог. |
- Развитие Артикуляционной моторики.
Упражнения для челюстей | Лёгкое постукивание зубами (губы разомкнуты) |
Упражнение для губ | Отставление нижней губы от зубов и дёсен. Попеременное надувание правой, а затем левой щёк. |
Упражнение для языка | Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней. «Болтушка» |
- Развитие фонетико-фонематических процессов.
- Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
- Звуковой анализ слогов КА, КИ, АК.
- Развитие лексико-грамматических процессов.
- Игра «Магазин спортивного инвентаря». Сосчитать предметы так: один мяч, два мяча, …пять мячей и т.д.
- «Один -много». Снеговик-снеговики, горка -… и т.д.
- Игра «Кому что нужно?» Хоккеисту-клюшка, фигуристу, саночнику, лыжнику.
- Образование родственных слов : зима-зимушка, зимний, зимующие;
Снег-снежинка, снежный, снеговик, снегурочка.
- Развитие связной речи.
Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Снегурочка». Рисование «Снег идёт на голубом фоне». Аппликация «Зима».
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.
4-я неделя, Декабрь. Новогодний калейдоскоп.
- Развитие общей моторики.
Вся земля в снегу | Показывают рукой на пол |
Я на лыжах бегу | Попеременно движения вперёд-назад |
Ты бежишь за мной | Бег на месте |
Хорошо в лесу зимой | Пальцы в кулак, большой палец вверх |
- Развитие мелкой моторики.
Маша варежку надела, ой куда я пальчик дела? | «надевают» пальцы сжаты в кулак, кроме большого. |
Нету пальчика пропал, в свой домишко не попал! | Загибают и большой пальчик Показывают домик |
Маша варежку сняла, поглядите ка, нашла! | «Снимают» пальцы сжаты в кулак, кроме большого. |
- Развитие Артикуляционной моторики.
Упражнения для губ | «оскал»-«трубочка» чередование |
Упражнение для щёк | «рыбка»-втягивать и надувать щёки |
Упражнение для языка | «маляр», «часики», «качели», «лошадка» |
- Развитие фонетико-фонематических процессов.
- Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
- Звуковой анализ слогов ГА, ГИ, АГ.
- Развитие лексико-грамматических процессов.
-Игра «Часики» (повтори слово столько раз, сколько покажет стрелка)
-«Кто, где спрятался?». (картинка сюжетная для отработки предлогов)
-Повтори скороговорку. Га-га-га, дайте Гене пирога. Дайте Гене пирога, пирога из творога.
- игра «Хлопай не зевай» хлопнуть на звук Г.
- «Продолжи предложения»
- Зимой люди ходят в шапках, …
- Зима приносит морозы, …
- Вода замёрзла на реках, …
- Я люблю кататься зимой на …
- «Что за чем и перед чем?»
Декабрь за ноябрём и перед январём;
Январь за … и перед …
Февраль за … и перед …
- «Скажи наоборот»
Зимой ночь длинная, а день …
Снег белый, а асфальт …
Зимой ветер холодный, а летом …
- Развитие связной речи.
Рассмотреть на иллюстрациях различные игры зимой, составлять предложение по картине. Отгадать загадки, с отгадкой составить предложение.
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.
2-я неделя, Январь. Народная культура и традиции.
- Развитие общей моторики.
Валенки, валенки Невелички маленьки. | Стоят в кругу показывая ноги поочерёдно. |
На резвые ноженьки, нашему Серёженьке. | Бегут по кругу. |
Ноженьки пляшут, рученьки машут. | Пляшут, машут. |
Валенки новеньки, Серёжа чернобровенький. | Стоят, показывая поочерёдно ноги. |
- Развитие мелкой моторики.
Мы едем на лыжах. Мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной поры! | Указательный и средний пальцы скользят по столу, повторяя движения ног лыжника. |
- Развитие Артикуляционной моторики.
Упражнения для челюсти | Удерживать рот открытым под счёт до 10 |
Упражнение для щёк | Произнести артикуляцией: а-э-о-у-ы-и |
Упражнение для языка | «барабанщики» (языком за верхними зубами д-д-д-д-д-), «качели», «грибок», «лошадка» |
- Развитие фонетико-фонематических процессов.
- Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение. К, Г. Придумать слова на заданные звуки. Придумать предложения с придуманными словами.
- Дифференциация звуков [к], [г]. Звуковой анализ слова. КОТ, КИТ, ГОД, ГИД.
- Развитие лексико-грамматических процессов.
Игра «Дополни предложение»
- игра «Хлопай не зевай» хлопнуть на звук Г, К.
«Продолжи предложения»
- чай пьют (из чего?) …
- Гостей встречают (где?), …
- В игры играют (с кем?), …
- Я люблю ходить в гости, потому что …
«Что зачем и перед чем?»
Декабрь за ноябрём и перед январём;
Январь за … и перед …
Февраль за … и перед …
- Развитие связной речи.
Выявление смысла пословиц. Подбираем пословицу к сказке.
Рассмотреть иллюстрации к сказкам, составлять предложение по картине. Вспомнить пословицу подходящую к сказке.
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.
3-я-4я неделя, января. В гостях у сказки.
- Развитие общей моторики.
Мы разминку начинаем, руки шире раздвигаем А потом их тянем вверх, отдохнёт спина у всех. | Потягивания- руки в стороны и вверх |
Начинаем приседанья-раз, два, три, четыре, пять. А теперь три раза нужно как лягушка проскакать. | Приседания: 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в присяде. |
Мы разминку завершаем, руки шире раздвигаем, а потом их тянем вверх, отдохнёт спина у всех. | Потягивания- руки в стороны и вверх |
- Развитие мелкой моторики.
В тёмном лесу есть избушка, | Дети шагают, показывают угол из ладошек. |
Стоит задом наперед. | |
В этой избушке есть старушка, бабушка яга здесь живёт. | Грозят пальцем. |
Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят. | Показывают крючок пальцем. |
Ух, сердитая какая! | Хмурят брови. |
Дыбом волосы стоят. | Руки вверх. |
- Развитие Артикуляционной моторики.
Упражнения для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. Жевательные движения в медленном темпе. |
Упражнение для губ | Отставление нижней губы от дёсен. |
Упражнение для языка | «болтушка» -движение языком вперёд- наазад. |
- Развитие фонетико-фонематических процессов.
- Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение. Определение позиции звука [х], [х'] в слове (начало, середина, конец).
- Найди картинку в которой есть заданный звук. Составь со словом предложение.
- Развитие лексико-грамматических процессов.
Игра «Узнай героя по описанию»
Игра «Добрый-злой герой сказки), (волк, заяц, баба Яга, царевна, золушка, золотая рыбка и т.д.)
-Назови последовательность пребывания героев в сказке «Теремок», «Рукавичка»
-Вспомнить названия волшебных предметов используемых в сказках.
-Вспомнить сказки , где встречается цифра 3.
- Развитие связной речи.
Рассмотреть иллюстрации к сказкам, составлять предложение по картинке. Отгадать загадки (сказочные герои) с отгадкой составить предложение.
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.
1-я неделя, февраль. Миром правит доброта.
- Развитие общей моторики.
Зарумянились кустарники Не от утренней зари. | Пощипывание щеки. |
Это красные фонарики | фонарики |
Засветили снегири. | Взмахи руками как крыльями. |
Чистят пёрышки пунцовые Воду пьют из родника. | «чистят пёрышки» «пьют» |
Переливы бубенцовые Мне слышны издалека. | Ритмичные хлопки в ладоши. |
- Развитие мелкой моторики.
Летела, летела сорока | Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга. |
Через бабушкины ворота | Скрещенные ладони помахивают, как крылья. |
Вот она крыльями забила, | Хлопают в ладоши. |
Бабушкин кисель разлила. | Руки перед собой, пальцы растопырены. |
- Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения для губ | «хоботок» -«заборчик» чередование |
Упражнение для щёк | «воздушный футбол» |
Упражнение для языка | «часики», «качели», «лошадка», «чашечка» |
- Развитие мимических мышц.
Мы умеем улыбаться, мы умеем удивляться, мы умеем сердиться, мы умеем огорчаться. | Выполнение действий по тексту. |
- Развитие фонетико-фонематических процессов.
- Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
- Звуковой анализ слогов СА, СИ, СУ, УС, СО, ОС.
- Развитие лексико-грамматических процессов.
Игра «Зимующие птицы» посчитай птиц (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, голубь)
Упражнение «Скажи одним словом» закончи предложения.
У сороки белые бока, поэтому её называют (белобокая)
У сороки длинный хвост, поэтому её называют (длиннохвостая).
У синицы грудка желтая, поэтому её называют (желтогрудая).
У вороны чёрные крылья, поэтому её называют (чернокрылая)
У дятла длинный клюв, поэтому его называют (длинноклювый)
- Развитие связной речи.
Рассмотреть на иллюстрациях разных птиц и закрепить обобщающее понятие «зимующие птицы».
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.
2-я неделя, февраль. «Наша планета земля»
- Развитие общей моторики.
Вот летят, кружась, снежинки, | Взмахи руками, разведёнными в стороны. |
Кружевной плетут узор, | Вращательные движения перед собой. |
На поляны, на тропинки | Показывают в лево, а затем вправо. |
Ляжет сказочный ковёр. | Широко разводят руки в стороны. |
Кто теперь заметит зайку В белой шубке на снегу? Ну-ка где он? Угадайка, В поле или на лугу? | Поворачиваются друг к другу лицом и показывают друг на друга. Приседают, прячут лицо, поворачиваются влево, вправо. |
- Развитие мелкой моторики.
Скачет белка- шалунишка, | Бегает пальчиками по столу. |
Рвёт с сосновых веток шишки, | Сжимают поочерёдно пальцы. |
Лапками сжимает ловко | Разжимают кулачок. |
И несет в свою кладовку. | Бегают пальчиками по столу. |
- Развитие Артикуляционной моторики.
Упражнения для губ | «хоботок» -«заборчик» чередование |
Упражнение для щёк | «воздушный футбол» |
Упражнение для языка | «часики», «качели», «лошадка», «чашечка» |
- Развитие мимических мышц.
Мы умеем улыбаться, мы умеем удивляться, мы умеем сердиться, мы умеем огорчаться. | Выполнение действий по тексту. |
- Развитие фонетико-фонематических процессов.
- Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
- Звуковой анализ слогов ЗА, ЗИ, ЗУ, УЗ, ЗО, ОЗ.
Определять где мягкий, а где твёрдый звук в слогах и словах.
- Развитие лексико-грамматических процессов.
Упражнение «Назови ласково»
Игра «Кто как голос подаёт?» (ворона, воробей, сорока, сова)
Игра «Кому, что дадим?» (мясо, малина, мед, морковка, яблоко, орехи, грибы)
- Развитие связной речи.
Чтение с последующим обсуждением. В. Бианки «Синичкин календарь», М Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке».
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.
3-я неделя, февраль. «Животные холодных и жарких стран»
- Развитие общей моторики.
В джунглях звон везде летит, Если слон вовсю трубит. | Имитируют игру на трубе «ту-ру-ру» |
А у жирафа шея длинная, и всё видать ему вокруг. | Делают повороты головы вправо, влево) |
У зебры грива лошадиная, она для всех хороший друг. | Наклоны головой вверх и вниз. |
В речке тихо плыл, очень злобный крокодил. | Плывут |
А по пустыне поутру, легко скакала кенгуру. | Прыгают вперед. |
- Развитие мелкой моторики.
Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, Заиньке усатому. | Дети сжимают пальцы в кулачки и разжимают их. Сжимают все пальцы в кулак и поочерёдно разгибают их, начиная с большого. |
- Развитие Артикуляционной моторики.
Упражнения для губ | «трубочка-поцелуй» |
Упражнение для щёк | «воздушный футбол» |
Упражнение для языка | Движение языком вперед-назад. Удерживать «лопаточку» под счет до пяти. |
- Развитие фонетико-фонематических процессов.
- Закреплять понятия «согласный твёрдый», «согласный мягкий», слог, слово, предложение.
- Звуковой анализ слогов СА, ЗИ, СУ, УЗ, ЗО, ОЗ.
Определить место звука в слове зима, сон, козёл, осёл, мороз, нос, слон.
- Развитие лексико-грамматических процессов.
Игра «Назови семью»(словообразование) папа-медведь, мама- медведица, детеныш- медвежонок. (лиса, волк, тигр, лев)
Игра «Кто где живет?» (употребление именительного падежа существительных) в норе живет (кто?)- лиса; в берлоге, в дупле.
- Развитие связной речи.
Чтение художественных текстов: Л.Толстой «Белка и волк», И. Соколов- Микитов «В берлоге», «Белки», русская народная сказка «Хвосты».
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя.
4-я неделя, февраль. «Наши защитники»
- Развитие общей моторики.
В пограничники играем, землю нашу охраняем. | Идут друг за другом, маршируя. |
Мы гурьбой садимся в санки, мчимся вихрем в жаркий бой. | Бегут друг за другом, размахивая над головой воображаемым оружием. |
Мы- танкисты, санки-танки, враг сугробы под горой. | Идут друг за другом. |
- Развитие мелкой моторики.
Вышли танки на парад, Стали строем ровно в ряд. | Шагают пальчиками по столу. Ладони прижаты друг к другу. |
Раз, два, три, четыре, пять-очень просто их считать. | Соединяют попарно пальцы правой и левой рук. |
- Развитие Артикуляционной моторики.
Упражнения для губ | Поднимание верхней губы, опускание нижней губы. |
Упражнение для челюстей | Спокойное открывание и закрывание рта. |
Упражнение для языка | «лошадка», «грибок» |
- Развитие фонетико-фонематических процессов.
Определить место звука Ц в словах: цапля, цыплёнок, конец, колодец, молодцы.
Составить предложение со словами.
- Развитие лексико-грамматических процессов.
Рассказать детям кто такие защитники Отечества. Рассмотреть картинки с изображением различных военных профессий.
Игра «Сосчитай» Один, два и т.д. (пулемет, танк, пушка, автомат, самолёт, вертолёт, парашют, сабля, кинжал)
- Развитие связной речи.
Чтение с последующим обсуждением: С. Алексеев «Первая колонна», А. Метяев «Мешок овсянки», Е. Благинина «Шинель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по логопедии "Взаимодействие логопеда и воспитателя при подготовке детей с ФФНР к обучению в школе"
Проблема готовности к школе актуальна всегда!!...
Взаимодействие логопеда и воспитателя по программе Н.В.Нищевой. Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал.
Еженедельные задания логопеда воспитателям старшей логопедической группы по программе Н.В. Нищева 1 квартал....
Взаимодействие логопеда с воспитателями группы. ОСЕНЬ.
Взаимодействие работы учителя-логопеда и воспитателя в соответствии с тематическим планированием....
Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.
Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...
Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группа № 23 (средний и старший возраст)
Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группа № 23 (средний и старший возраст)...
Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группы №22
Журнал взаимодействия логопеда и воспитателей группы № 22 (средний и страший возраст)...
Тематические консультации в форме круглого стола для воспитателей старшей группы. « Взаимодействие логопеда и воспитателя»
Тематические консультации в форме круглого стола для воспитателей старшей группы.« Взаимодействие логопеда и воспитателя»Составил учитель-логопед Шурховецкая И.А.Цель: Решение к...
- Мне нравится (2)