Тематические консультации в форме круглого стола для воспитателей старшей группы. « Взаимодействие логопеда и воспитателя»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шурховецкая Ирина Александровна

Тематические консультации

 в форме круглого стола для воспитателей старшей группы.

« Взаимодействие  логопеда и воспитателя»

Составил учитель-логопед Шурховецкая И.А.

Цель: Решение коррекционных задач в совместной деятельности логопеда и воспитателей. Достижение успеха в коррекционной  логопедической работе с детьми дошкольного возраста имеющими ОНР.

Задачи:

    Научить воспитателей преодолевать речевые дефекты у детей совместно с учителем-логопедом. Развивать коммуникативные функции речи, обучение грамматически правильной речи, обогащение и активизацию словарного запаса детей без дублирования с логопедом.

   Познакомить с   перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

   Исполнять должностные обязанности воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_uchitelya_logopeda.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тематические консультации

 в форме круглого стола для воспитателей старшей группы.

« Взаимодействие  логопеда и воспитателя»

Составил учитель-логопед Шурховецкая И.А.

Цель: Решение коррекционных задач в совместной деятельности логопеда и воспитателей. Достижение успеха в коррекционной  логопедической работе с детьми дошкольного возраста имеющими ОНР.

Задачи:

    Научить воспитателей преодолевать речевые дефекты у детей совместно с учителем-логопедом. Развивать коммуникативные функции речи, обучение грамматически правильной речи, обогащение и активизацию словарного запаса детей без дублирования с логопедом.

   Познакомить с   перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

   Исполнять должностные обязанности воспитателей.

Для того, чтобы достигнуть успеха в  коррекционной логопедической работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада или группы для детей компенсирующей направленности  необходима совместная  работа педагогического коллектива, а именно  взаимосвязь между логопедом и воспитателем группы. Для преодоления речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя.

         Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).  Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

         Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

         Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед, как специалист, лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, и также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевыми отклонениями.

         В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или  иного периода обучения.

         Если в результате обследования детей выявляются пробелы в усвоении программы, воспитатели получают рекомендацию о необходимости изучения, повторения или закрепления базового учебного материала.

         При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

         Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

         Очень важно чтобы  речь воспитателей  была предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.

         Воспитатели обязаны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения.

         Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора (например, слова с определенными морфемами).

         Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях.

         Должностными обязанностями воспитателя логопедической группы, таким образом, являются:

- обследование познавательной, изобразительной и других видов деятельности и установление их соответствия данной возрастной группе;

- проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми по программе и заданию логопеда в вечернее время;

         - создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;

- систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;

- объяснение (при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие неречевых процессов, игры, поездки, экскурсии для общего развития детей.

Ответственна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в массовой группе воспитателю не рекомендуется называть предметы при их пересчете («одно яблоко», «два яблока», «три яблока» и т.д.).  И соответственно требовать этого от детей. Называется только итоговое число  («Одна, две, три. Всего три яблока»).

         Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы.

         В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют воспитателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков).

         Логопед знакомит воспитателей с определенными речевыми моделями, воспитатели в свою очередь упражняют детей в применении, употреблении этих речевых моделей во время занятий и вне их.

         Формирование навыка согласования числительных с существительными необходимо осуществлять в такой последовательности (соответствует появлению этого навыка в онтогенезе):

- употреблений наречий мало, много в сочетании с родительным падежом существительных (много домов, мало книг);

- сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шести елочек);

- сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, пять-десять бабочек, белочек);

Частота употребления числительных с существительными в творительном падеже у детей дошкольного возраста достаточно низка, поэтому специально заниматься формированием этой трудной речевой модели в дошкольном возрасте не имеет смысла.

         Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия (30 минут после полдника) по заданию логопеда. На вечерние занятия логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен материал детьми. Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторами и т.п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя.

         Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, это логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация в форме круглого стола для родителей «Будь здоров малыш»

Наибольшие положительные результаты эта важная многоплановая работа может принести только при условии тесного взаимодействия с семьёй....

Нетрадиционное родительское собрание № 3 в форме «Круглый стол» во второй младшей группе.

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель»....

Нетрадиционное родительское собрание №1 в форме «Круглый стол» во второй младшей группе

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».Повестка дня:1. «Взаимодействие детского сада и семьи. Решение педагогических ситуаций.2. Я – родитель. Разгово...

Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

В конспект педсовета включены теоретическое обоснование основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников и практическая часть в форме представленных педагогами мастер-...

Тематический педсовет в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».

Конспект тематического педсовета в форме круглого стола «Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»....

родительское собрание в форме "круглого стола" во второй младшей группе "Развитие речи детей в условиях семьи".

Цель: привлечение родителей к активному взаимодействию по вопросам воситания и развития детей.Задачи:  раскрыть значимость речевого развития в жизни ребенка.    Познакомить с понят...

Тематическое собрание в форме круглого стола «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблеме патриотического воспитания дошкольников"

Привлечь родителей к обмену мнениями о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи по проблеме патриотического воспитания дошкольников....