конспект занятия "Звук и буква Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия "Звук и буква Р" предназначен для детей дошкольного возраста по изучению звука и буквы Р. Данное занятие закрепляет понятие "согласный звук". Включенные игры и упражнения способстуют развитию фонематического восприятия и мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект логопедического занятия | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по теме: «Звук и буква «Р»»
Тема: Звук и буква «Р»
Цель занятия: Знакомство с буквой и звуком «Р»
Задачи:
1.Вырабатывать навык четкого произношения звуков [р] [р’].
2. Закреплять понятие «согласный звук».
3. Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
4. Познакомить с буквой «Р».
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память.
Оборудование:
- картинки со звуком [Р] [Р’]
- предметы со звуком [Р] [Р’]
- схема построения артикуляционного аппарата при произношении звука [Р] [Р’].
Ход занятия
I.Орг. момент
- Ребята, сегодня мы с вами полетим в путешествие на воздушном шаре. Вы согласны отправиться в путешествие? /Дети отвечают/. А для этого нам надо надуть наш большой воздушный шар. Надуть его будет нелегко, для этого нужна нам воздушная струя. И мы сейчас с вами потренируемся ее выработать. Дети выполняют упражнения:
1.Дуем долго тихо на ладошки.
2.Дуем долго сильнее на ладошки.
3.Дуем долго очень сильно на ладошки.
- Итак, мы с вами научились вырабатывать воздушную струю и сейчас запускаем наш воздушный шар. Дуем все вместе! /Дети дуют./
II.Пальчиковая гимнастика
- В любом путешествии, ребята, нужна сила и ловкость рук для того, чтобы управлять и удержать воздушный шар. И сейчас будем тренировать руки. /Проводится игра «Робот». Под музыку ритмично сжимаем и разжимаем кулачки, складываем руки в замок и поочередно поднимаем пальчики. Пальчики здороваются друг с другом и убираются опять в замок./
III.Основная часть:
1.Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня вместе с нами на воздушном шаре летят различные предметы, которые понадобятся нам в путешествии. Посмотрите что это за предметы. Назовите их. /Дети называют: рюкзак, ремень, расческа, ребусы, ручка, репа/. А какой звук слышится в начале слов при произношении? Вот об этом звуке мы и будем сегодня говорить, и познакомимся с буквой, которая их обозначает, буквой Р.
2.Артикуляция звуков.
- Давайте вместе произнесем звук [Р]. /Объясняем правильную артикуляцию данного звука, Рассматриваем схему построения артикуляционного аппарата при произношении звука/.
3.Характеристика звука
- Это согласный звук. Объясните, почему мы считаем его согласным? /Ответы детей/. Правильно, его нельзя петь, нам во рту мешает преграда из язычка и зубок. Попробуйте намотать ниточку на клубок, ниточка рвется то же самое со звуком [Р и Р’]. /Работа со схемой, нахождение схемы - синий и зеленый прямоугольники с колокольчиком.
-Давайте попробуем изобразить наш звук с помощью карточек.
/Дети характеризуют звук с помощью цветных треугольников/.
/Согласный, звонкий, твердый, дрожащий – синяя карточка с колокольчиком./
/Согласный, звонкий, мягкий, дрожащий – зеленая карточка с колокольчиком./
4.Речевая зарядка
-А сейчас мы с вами спустимся с нашего воздушного шара на зеленую травку и поиграем в игру «Камень-вата». Будем говорить слоги, на твердый звук в слоге наши кулачки будут твердыми как камень, на мягкий звук руки будут расслабляться и становиться мягкими как вата:
/ра – ря ру –рю ар – арь ур – урь
ро – ре ры – ри ор – орь ир – ирь/
5.Определение наличия и места звуков в словах
-А для дальнейшего полета нам с вами нужно зайти в магазин и купить продукты питания. Давайте зайдем в магазин и купим продукты, в названии которых есть звуки [р] и [р’]. (предлагаются картинки: молоко, рыба, колбаса, мороженое, морковь, хлеб, мясо, мед, рис, рулет, помидор…).
- Давайте определим, в каком месте находятся звуки в этих словах: вначале, в середине или в конце (дети берут полоски, разделенные на 3 части и фишки, логопед называет слово, дети ставят фишку в нужный квадрат).
6.Определение твердости и мягкости звуков
- И так мы с вами закупили продукты и опять отправляемся в путешествие на воздушном шаре. А для того чтобы нам не было скучно я прочитаю вам стихотворение, в конце каждой строки будет слово со звуком [р] или [р’], я читаю строчку, а вы поднимаете карточку, если слово с твердым звуком – синюю, с мягким – зеленую:
Июль. Жара.
Притих лесок.
Над лесом кружит ястребок.
Кричит тетеревиха:
Сидите, детки, тихо!
Смотрите пристальней вокруг:
Свирепый ястреб нам не друг.
Остался ястреб не у дел:
Кружил, кружил и улетел.
7.Знакомство с буквой
- Ребята, а как вы считаете, что такое звук, а что буква? Чем они отличаются? /Дети отвечают/. /Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями:
1. Найди букву [Р] среди других букв.
2.Найти картинку , которая начинается с данной буквы.
3. Собери букву [Р] из различной крупы.
III. Итог занятия
- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
- Какие это звуки?
- С какой буквой познакомились?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...