Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Зимушка, зима!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Божко Елена Ивановна

Речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimushka_zima.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое

                                       

Конспект занятия

по развитию речи  в подготовительной  группе

по теме:   «Зимушка, зима!»

 

                                                                               

Разработала и провела

Воспитатель: Божко Елена Ивановна

                                                   

Приоритетная образовательная область:   «Речевое развитие»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить знания детей о праздниках зимы; учить подбирать однокоренные (родственные) слова к слову зима, мороз, лёд. Учить составлять рассказ по опорным картинкам; закрепление звукопроизношения звуков «Д», «Т», произношение чистоговорок со звуками «Д», «Т».

Программные задачи:

   Образовательные: формировать понятие «времена года», уточнить знания о признаках зимы, учить составлять небольшой  рассказ.

   Развивающие: развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память. Развивать навыки устной связной монологической речи.
   Воспитательные: воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

   Социально - коммуникативное развитие: развивать у детей свободное общение, память, внимание, мышление.

   Речевое развитие: активизировать словарь детей; развивать связную речь, умение детей давать полный ответ, развивать умение составлять рассказы.

   Физическое развитие: продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе.

   Труд: развивать умение не терять детали раздаточного материала, приучать аккуратно складывать материал после выполненной работы.

   Познавательное развитие: формировать у детей познавательный интерес, развивать логическое мышление, наблюдательность, умение выделять и называть признаки зимы.

Методические приёмы:  игровой, наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: чтение рассказов и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме, беседы о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки о зиме, картинный план рассказа, магнитная доска, разрезные картинки с признаками зимы по количеству детей.

Организационный момент:

Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Незнайка. Он желает посмотреть и послушать, как вы занимаетесь, и поучиться самому, вы согласны  ребята? И так мы начинаем! А поговорим мы с вами об одном времени года, а о каком – отгадайте сами:    Снег выпадает,

                                                             Вьюги завывают,

                                                             Новый год встречают,

                                                             Когда это бывает?

Дети:  Это бывает зимой.

Воспитатель:  Правильно, это бывает зимой. И я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Зима».

Игра «Зима»

 Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять слово  «зима», но при этом правильно изменять окончание в слове, возвращая мне снежок.

И вот и наступила….. (зима)
Много снега выпало этой….(зимой)

Мы очень долго ждали эту…..(зиму)
Все дети рады приходу….(зимы)
Мы учим стихи о .…(зиме) 
Нам  весело играть….(зимой)

Ход занятия:

Воспитатель:  Хорошо, ребята, а какие зимние месяцы вы знаете?

Дети:  Мы знаем декабрь, январь и февраль.

Воспитатель:  Назовите первый месяц.

Дети:  Первый зимний месяц – это декабрь.

Воспитатель:  Какой праздник в декабре?

Дети:  Новый год!

Воспитатель:  Правильно, а теперь назовите второй месяц зимы.

Дети:  Второй  месяц  зимы – это январь.

Воспитатель:  Какой же праздник мы празднуем  в январе?

Дети:  В январе мы празднуем Рождество.

Воспитатель:  Хорошо, ну и кто назовёт последний, третий месяц зимы?

Дети:  Третий месяц зимы – это февраль.

Воспитатель:  Какой праздник мы отмечаем в этом месяце?

Дети:  23 февраля мы отмечаем праздник День защитника отечества.

Воспитатель:  Ребята, вы такие молодцы, правильно назвали и зимние месяцы, и праздники, которые в этих месяцах.

Воспитатель:  Ребята, у вас на столах лежат картинки – льдинки. Вам нужно сложить свою картинку и сказать, что же на ней изображено. Назовите по цепочке приметы зимы

 (снег покрыл землю, деревья сбросили листья, снегопад, перелетные птицы улетели в теплые края, реки сковал лед, люди оделись в теплую одежду, можно кататься на санках, лыжах, коньках).

(ответы детей)

Воспитатель: Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом. Я вам прочту стихотворение а вы добавляйте слово связанное со словом снег.

Тихо, тихо как во сне, падает на землю … снег.

С неба все скользят пушинки – серебристые… снежинки.

На поселки на лужок все снижается … снежок.

Вот веселье для ребят, все сильнее…снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … снежки.

Словно в белый пуховик, нарядился …снеговик.

Рядом снежная фигурка – это девочка … Снегурка.

На снегу то, посмотри, - с красной грудкой … снегири.

Какие слова у нас получились?

(Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, Снегурочка, снегири.)

Это слова- родственники. Подберите слова – родственники к следующим словам: Зима зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие.

              Мороз – морозный, морозить, замораживать, мороженое.

              Лёд – Льдинка, ледовый, ледник, гололед.

Дыхательная гимнастика: * держи снежинку перед губами

                                             * сделай из языка лопаточку

                                             * выдыхай плавно на снежинку с «лопаточки»

                                             * смотри, как летит твоя снежинка.

Физминутка:  «Зимние забавы»

- Мы катались на коньках, даже жарко стало

(дети отводят руки за спину, имитируя движения

конькобежца).

- В снежки играли во дворах – все нам было мало!

(имитируют броски).

- Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех!

(поднять руки вверх и медленно опускать вниз, шевеля пальцами).

- Дружно мы на лыжи  встали и по снегу побежали

(имитируют движения лыжника).

- А потом на санки сели, смело с горки полетели!

(приседают, затем встают и хлопают в ладоши).

Воспитатель:  Молодцы! А теперь представьте, что мы с вами пошли играть на улицу (повторяйте все за мной).

Пальчиковая гимнастика  « Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,           (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.     (идут по столу указательным и средним  пальчиками)

Бабу снежную лепили,            (лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,    (крошат хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катились,    (ведут указат. пальцем правой руки по ладони левой)

 А ещё в снегу резвились          (кладут ладошки на стол то одно, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.       (отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.           (движения воображаемой ложкой: руки под щёку.)

Воспитатель: Ребята, Незнайка написал своим друзьям письмо, в котором рассказывает о своих зимних развлечениях. Но в этом письме он все перепутал, послушайте внимательно и  исправьте его  ошибки: «Наступила жаркая зима. Выпал зеленый снег. Я с горки катаюсь на велосипеде. Мы ходили в лес и видели там медведя. Потом мы взяли клюшки, и пошли играть в футбол. Как мне нравится зима!».

(Ответы детей)

 Воспитатель: Молодцы, а кто попробует составить рассказ о зиме?

Дети: (рассказывают о зиме, опираясь на картинный план)

Пример:

Пришла зима. Солнце не греет. На улице мороз. На дорогах становится скользко. Реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, без листьев. Люди надели тёплую одежду и обувь. Зайцы и белки поменяли свои шубки. Ежи и медведи легли спать на  всю зиму.

Воспитатель: посмотрите внимательно на доску, какие буквы вы видите?

Дети: «Д», «Т».

Воспитатель: скажите, при произношении этих букв какие мы слышим звуки.

Индивидуальная работа: Софья Сотникова, при произношении буквы «Д», какой звук слышим? Звонкий или глухой?  (ответ ребенка)

Настя Макеева, при произношении буквы «Т»,  какой звук мы слышим? Звонкий или глухой? (ответ ребенка)

Воспитатель: повторите чистоговорки.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

День долбил, два – долбил

Дырку в дубе он пробил.

* * *

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

Три – сегодня,

Три – вчера,

Три – ещё позавчера.

Заключительная часть:

Воспитатель задаёт обобщающие вопросы:

- С каким временем года мы сегодня познакомились? Что вам понравилось?

В чем вы затруднялись?

Незнайке понравилось занятие, он благодарен вам за помощь!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима".

Комплекс игр, направлен на развитие речи у детей дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Мною представлен конспект занятия по развитию речи "Зимушка-зиа"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимушка - зима"

Конспект по развитию речи включает в себя разнообразные методы и приемы работы с детьми по теме "Зима": рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы воспитателя, отгадывание загадок, подвиж...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»...

Конспект занятия по развитию речи для старшего возраста "Зимушка - зима"

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме " Зима" . Проводя с детьми данное занятие, я знакомлю детей с окружающим миром, учю детей видеть основные приз...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима"

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.Задачи:Образовательные: - Расширять словарный запас по теме; - Учить подбирать прилагательные к сущест...