Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Зимушка, зима!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое
Конспект занятия
по развитию речи в подготовительной группе
по теме: «Зимушка, зима!»
Разработала и провела
Воспитатель: Божко Елена Ивановна
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить знания детей о праздниках зимы; учить подбирать однокоренные (родственные) слова к слову зима, мороз, лёд. Учить составлять рассказ по опорным картинкам; закрепление звукопроизношения звуков «Д», «Т», произношение чистоговорок со звуками «Д», «Т».
Программные задачи:
Образовательные: формировать понятие «времена года», уточнить знания о признаках зимы, учить составлять небольшой рассказ.
Развивающие: развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память. Развивать навыки устной связной монологической речи.
Воспитательные: воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие: развивать у детей свободное общение, память, внимание, мышление.
Речевое развитие: активизировать словарь детей; развивать связную речь, умение детей давать полный ответ, развивать умение составлять рассказы.
Физическое развитие: продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе.
Труд: развивать умение не терять детали раздаточного материала, приучать аккуратно складывать материал после выполненной работы.
Познавательное развитие: формировать у детей познавательный интерес, развивать логическое мышление, наблюдательность, умение выделять и называть признаки зимы.
Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Предварительная работа: чтение рассказов и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме, беседы о временах года.
Оборудование: сюжетные картинки о зиме, картинный план рассказа, магнитная доска, разрезные картинки с признаками зимы по количеству детей.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Незнайка. Он желает посмотреть и послушать, как вы занимаетесь, и поучиться самому, вы согласны ребята? И так мы начинаем! А поговорим мы с вами об одном времени года, а о каком – отгадайте сами: Снег выпадает,
Вьюги завывают,
Новый год встречают,
Когда это бывает?
Дети: Это бывает зимой.
Воспитатель: Правильно, это бывает зимой. И я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Зима».
Игра «Зима»
Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять слово «зима», но при этом правильно изменять окончание в слове, возвращая мне снежок.
И вот и наступила….. (зима)
Много снега выпало этой….(зимой)
Мы очень долго ждали эту…..(зиму)
Все дети рады приходу….(зимы)
Мы учим стихи о .…(зиме)
Нам весело играть….(зимой)
Ход занятия:
Воспитатель: Хорошо, ребята, а какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: Мы знаем декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Назовите первый месяц.
Дети: Первый зимний месяц – это декабрь.
Воспитатель: Какой праздник в декабре?
Дети: Новый год!
Воспитатель: Правильно, а теперь назовите второй месяц зимы.
Дети: Второй месяц зимы – это январь.
Воспитатель: Какой же праздник мы празднуем в январе?
Дети: В январе мы празднуем Рождество.
Воспитатель: Хорошо, ну и кто назовёт последний, третий месяц зимы?
Дети: Третий месяц зимы – это февраль.
Воспитатель: Какой праздник мы отмечаем в этом месяце?
Дети: 23 февраля мы отмечаем праздник День защитника отечества.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, правильно назвали и зимние месяцы, и праздники, которые в этих месяцах.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки – льдинки. Вам нужно сложить свою картинку и сказать, что же на ней изображено. Назовите по цепочке приметы зимы
(снег покрыл землю, деревья сбросили листья, снегопад, перелетные птицы улетели в теплые края, реки сковал лед, люди оделись в теплую одежду, можно кататься на санках, лыжах, коньках).
(ответы детей)
Воспитатель: Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом. Я вам прочту стихотворение а вы добавляйте слово связанное со словом снег.
Тихо, тихо как во сне, падает на землю … снег.
С неба все скользят пушинки – серебристые… снежинки.
На поселки на лужок все снижается … снежок.
Вот веселье для ребят, все сильнее…снегопад.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … снежки.
Словно в белый пуховик, нарядился …снеговик.
Рядом снежная фигурка – это девочка … Снегурка.
На снегу то, посмотри, - с красной грудкой … снегири.
Какие слова у нас получились?
(Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, Снегурочка, снегири.)
Это слова- родственники. Подберите слова – родственники к следующим словам: Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие.
Мороз – морозный, морозить, замораживать, мороженое.
Лёд – Льдинка, ледовый, ледник, гололед.
Дыхательная гимнастика: * держи снежинку перед губами
* сделай из языка лопаточку
* выдыхай плавно на снежинку с «лопаточки»
* смотри, как летит твоя снежинка.
Физминутка: «Зимние забавы»
- Мы катались на коньках, даже жарко стало
(дети отводят руки за спину, имитируя движения
конькобежца).
- В снежки играли во дворах – все нам было мало!
(имитируют броски).
- Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех!
(поднять руки вверх и медленно опускать вниз, шевеля пальцами).
- Дружно мы на лыжи встали и по снегу побежали
(имитируют движения лыжника).
- А потом на санки сели, смело с горки полетели!
(приседают, затем встают и хлопают в ладоши).
Воспитатель: Молодцы! А теперь представьте, что мы с вами пошли играть на улицу (повторяйте все за мной).
Пальчиковая гимнастика « Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. (идут по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошат хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катились, (ведут указат. пальцем правой руки по ладони левой)
А ещё в снегу резвились (кладут ладошки на стол то одно, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли. (движения воображаемой ложкой: руки под щёку.)
Воспитатель: Ребята, Незнайка написал своим друзьям письмо, в котором рассказывает о своих зимних развлечениях. Но в этом письме он все перепутал, послушайте внимательно и исправьте его ошибки: «Наступила жаркая зима. Выпал зеленый снег. Я с горки катаюсь на велосипеде. Мы ходили в лес и видели там медведя. Потом мы взяли клюшки, и пошли играть в футбол. Как мне нравится зима!».
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, а кто попробует составить рассказ о зиме?
Дети: (рассказывают о зиме, опираясь на картинный план)
Пример:
Пришла зима. Солнце не греет. На улице мороз. На дорогах становится скользко. Реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, без листьев. Люди надели тёплую одежду и обувь. Зайцы и белки поменяли свои шубки. Ежи и медведи легли спать на всю зиму.
Воспитатель: посмотрите внимательно на доску, какие буквы вы видите?
Дети: «Д», «Т».
Воспитатель: скажите, при произношении этих букв какие мы слышим звуки.
Индивидуальная работа: Софья Сотникова, при произношении буквы «Д», какой звук слышим? Звонкий или глухой? (ответ ребенка)
Настя Макеева, при произношении буквы «Т», какой звук мы слышим? Звонкий или глухой? (ответ ребенка)
Воспитатель: повторите чистоговорки.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два – долбил
Дырку в дубе он пробил.
* * *
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
Заключительная часть:
Воспитатель задаёт обобщающие вопросы:
- С каким временем года мы сегодня познакомились? Что вам понравилось?
В чем вы затруднялись?
Незнайке понравилось занятие, он благодарен вам за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима".
Комплекс игр, направлен на развитие речи у детей дошкольников....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
Мною представлен конспект занятия по развитию речи "Зимушка-зиа"....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимушка - зима"
Конспект по развитию речи включает в себя разнообразные методы и приемы работы с детьми по теме "Зима": рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы воспитателя, отгадывание загадок, подвиж...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»...
Конспект занятия по развитию речи для старшего возраста "Зимушка - зима"
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме " Зима" . Проводя с детьми данное занятие, я знакомлю детей с окружающим миром, учю детей видеть основные приз...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима"
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.Задачи:Образовательные: - Расширять словарный запас по теме; - Учить подбирать прилагательные к сущест...