Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx384.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для педагогов ДОУ

 «Использование методов  арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) — это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность — и прежде всего собственное творчество. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.. Арт-терапия снимает у любого ребенка самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.https://ourmind.ru/wp-content/uploads/2017/03/Art-terapiya-dlya-detey-i-vzroslyih.jpg

Противопоказаний для проведения данной методики нет, однако большую пользу занятия принесут детям с искаженной самооценкой, с трудностями эмоционального развития (импульсивным, агрессивным, с высоким уровнем тревожности), детям, у которых наблюдаются конфликтные ситуации в семье, неадекватность реагирования на внешние раздражители.

Основные принципы занятий арт-терапией:

1.  Желание ребенка — основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть  готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога  в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с  которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает  о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное — получать  удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Задачи занятий:

1.Развитие творческих и коммуникативных способностей

2.Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»

3.Расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.

4.Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

5.Сплочение детского коллектива.

6.Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

В своей работе можно использовать следующие элементы арт-терапии:

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием (но к нему относятся и лепка из глины, фотографирование, декорирование). Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой. Изотерапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться. https://i.ytimg.com/vi/ao0mqxgQxxg/maxresdefault.jpg

Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Песочная терапия. Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.https://spb.repetitors.info/pfiles/VosinskayaEN/9d7ddd44ab973b8020aab05fb10196d7-ppage1000.jpg

Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие. http://www.mammemarchigiane.it/wordpress/wp-content/uploads/2016/04/13047648_506241822892336_8173094142173951778_o-1024x406.jpg

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

План проведения занятий лучше строить по следующей схеме:

Каждое занятие делится на четыре этапа:

1) психологическое вхождение в занятие (прослушивание музыки, песен, пение);

2) познавательно-игровой этап, или знакомство с неизвестным, новым (игры, релаксация, сказкотерапия, фитотерапия, работа с наглядными пособиями);

3) практический этап, или работа с материалом (собственно рисование);

4) этап психологической разгрузки (игры, чтение стихов, обсуждение работ, выставки).

 

Применение арт-терапевтической работы в ДОУ позволяет решить такие проблемы как улучшение психического здоровья дошкольников; удовлетворить потребность ДОУ в инновационных технологиях.

Занятия по арт-терапии  дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т.д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОО на тему " Использование символических знаков в работе с детьми дошкольного возраста"

В методических рекомендациях  описаны  формы использования символических знаков в работе с детьми дошкольного возраста» с использованием авторского пособия "Знаки и символы».Методическо...

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Коучинг-сессия для педагогов "Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста»Цель Коучинг–сессии: опробовать новые формы работы с педагогами, позволяющие повысить эффективно...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Использование возможностей мульттерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

В этом материале описаны рекомендации для педагогов, возможности использования мульттерапии в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Использование квест - технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Квест - игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности, стре...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологическихупражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционн...