Игры со льдом и с водой
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения с водой и льдом:
«Разноцветные камушки». Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета.
«Зашифруй слово». Цель: Формирование фонематического анализа. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных камней.
«Рыбка». Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и звуковая дорожка ( ). Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума
«Достань игрушку». Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
«Сколько слогов?». Цель: Развивать умение определять количество слогов в заданном слове. Ход игры: На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»).
«Вылови букву». Цель: закрепление зрительного образа буквы. Ход игры: В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.
> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.
>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.
>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.
«Угадай букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)
«Составь букву, слово, слог». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово).
«Буря». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Ребёнок дует через соломинку на воду, создавая пузыри.
«Морская прогулка». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
Собери бусы». Цель: развитие мелкой моторики. Ход игры: собери в воде бусы.
«Выложи букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.
«Выложи слово». Цель: Закрепить умение складывать слоги в слова. Профилактика оптической дисграфии. Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые. Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.
«Достань игрушку, скажи какая она» Цель: формирование словаря прилагательных. Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
«Угадай предмет». Цель: составление описательного рассказа о предмете. Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
«Рыбка» (ориентировка в пространстве). Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие «Солнышко», непромокаемые фартуки.. Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх; 1 клетку влево; 3 вниз и 4 вправо и т.д.
«Жемчужины». Цель: упражнять в умении делить слова на слоги. Оборудование: ёмкость с водой или со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс), непромокаемые фартуки. Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
«Камешки Марблс». Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы. Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.
«Рыбацкие сети» Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия, величины,согласование числительного с существительным. Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки. Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
«Пальчиковые игры». Цель: развитие мелкой моторики. Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки. Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.
«Губка». Цель: развитие тактильных ощущений. Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань и выжми губку
«Непроливайки». Цель: упражнять в умении переливать жидкость из одного сосуда в другой, не разлив ее по столу и не облив ею себя, формирование жизненного навыка. Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки. Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.
«Самомассаж рук массажными шариками». Цель: развитие мелкой моторики, закрепление звукопроизношения в словах, предложениях. Оборудование: ёмкость с водой, массажные мячики, непромокаемые фартуки. Ход игры: ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на закрепляемый звук и массирует ладошки массажными мячиками.
Игровое пособие «Солнышко». Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в делении слов на слоги. Оборудование: ёмкость с водой, или с кубиками льда; цветные камешки. Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть заданный звук; закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога.
«Два озера». Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки. Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки. Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другой – со звуком [Ш].
«Водолаз». Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки. Оборудование ёмкость с водой или со льдом. Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
«Придумай слово». Цель: формирование слоговой структуры слова. Оборудование ёмкость с водой или со льдом. Ход игры: Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.
«Исправь ошибку». Цель: формировать простые формы слогового анализа. Оборудование: ёмкость с водой, камешки Марблс. Ход игры: Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.
«Путешествие кораблика». Цель: упражнять в употреблении предлогов; приставочных глаголов наречий; Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, предметы для путешествия (каменный домик, ракушка, улитка и т.д.). Ход игры: педагог предлагает отправиться в путешествие вместе с корабликом. Ребёнок перемещает кораблик от предмета к предмету и проговаривает где находится кораблик, если ребёнок затрудняется то педагог задаёт наводящие вопросы. От чего оплыл кораблик? Мимо чего проплывает кораблик?
И т.д.- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
«Что случилось?». Цель: развивать связную речь, уметь устанавливать причинно – следственную связь. Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки. Ход игры: в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
«Расскажи сказку». Цель: развивать связную речь. Оборудование: ёмкость с водой, игрушки персонажей знакомых сказок. Ход игры: используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.
«Придумай историю». Цель: развивать связную речь. Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки. Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.
«Весёлый язычок». Цель: развитие артикуляционной моторики. Оборудование: ёмкость с водой, или со льдом. Ход игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом.
Артикуляционные упражнения:
*«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде.
*«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде.
*«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.
*«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну бассейна в такт движениям языка в том же направлении по воде.
*«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.
«Прошагай по ракушкам». Цель: автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги. Оборудование: ёмкость с водой, ракушки. Ход игры: предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук.
«Кокофония». Цель: развитие голосоподачи. Оборудование: ёмкость с водой. Ход игры: пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.
«Найди на ощупь», «Найди и пересчитай». Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов. Оборудование: ёмкость с водой или со льдом. Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку.
«Графический диктант». Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: аквариум с водой, заламинированный разлинованный лист на клеточки. Ход игры: Педагог дает устные задания типа:Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.
В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у наших воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной динамики в коррекционной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры со льдом и водой
Картотека предназначена для организации игр-экпериментов с детьми средней группы в целях ознакомления со свойствами воды и льда...
Картотека игр-экспериментов в средней группе (часть 2) Игры со льдом и водой
Игры со льдом и водойЖивотворное свойство водыЦель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Н...
«Опыты и игры со льдом»
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования, расширять представления детей о свойствах снега и льда; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: ...
Конспект открытого мероприятия «Игры со льдом» с детьми первой младшей группы. (криотерапия).
Конспект открытого мероприятия «Игры со льдом»с детьми первой младшей группы.(криотерапия).Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познават...
Игры со льдом для детей дошкольного возраста
Игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод ...
Мастер-класс «Увлекательные игры со льдом»
Цель: ознакомление родителей с нетрадиционной методикой развития моторики ребенка.Задачи:отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию ...
Мастер-класс для родителей «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»
Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики. Эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе, используются на пра...