Современные формы взаимодействия учителя- логопеда с родителями
статья по логопедии на тему

Чумичкина Галина Михайловна

Одной из главных задач ФГОС ДО- это обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. В данном материале рассказано о современных формах  взаимодействия  учителя-логопеда с родителями.Успеш-ность коррекционно - воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предпологает активное участие в нем родителей. В настоящее  время наблюдается острая потребность работы с  семьей. Многие родители из-за недопонимания своей роли в коррекционном процессе, дифицита педагогических знаний не знают, как и что делать. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими  союзниками, но и грамотными помощниками.Одной из задач , которую  ставит  учитель-логопед, работая с родителями в течение учебного года является повышение грамотности в области  развивающей и коррекционной педагогики, пробуждение в родителях интереса и желания участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_formy_vzaimodeystviya.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы взаимодействия

Учителя-логопеда с родителями.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи. Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу - до 80% от всех детей. Эти проблемы приносят детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми. Замыкаются. В логопедические группы ДОУ чаще приходят дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, а с дизартрией, общим недоразвитием речи, моторной алалией. Такие дети нуждаются в срочной логопедической помощи.

Одной из главных задач ФГОС  ДО - это обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Самым эффективным и современным направлением взаимодействия с родителями, считаю непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, чтобы родители вносили свой вклад в коррекционно-образовательную работу.

Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Они устраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей. Так же это бывает из-за недопонимания своей роли в коррекционном процессе, и наличия дефицита педагогических знаний и умений. Родители не знают, как и что делать.             Современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь логопеда, для решения речевых проблем у ребёнка. Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить. Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Это помогает оптимизировать коррекционный процесс.

Формы работы логопеда с родителями разнообразны. Есть традиционные формы, они всем известны и современные, или современно-инновационные. Они зависят от творческого потенциала педагога. Среди них выделяют несколько групп:

- информационно-аналитические

- досуговые

- наглядно-информационные

Основа взаимоотношений логопеда и родителей закладывается на первом родительском собрании. Целью этого собрания является: моделирование перспектив взаимодействия на образовательный период с использованием современных форм; повышение педагогической культуры родителей. Собрание провожу с использованием мультимедийной презентации.

В начале октября приглашаю родителей на индивидуальные консультации с целью: доведения до сведения родителей результатов обследования и индивидуального речевого маршрута.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она является связующим звеном в системе « логопед-ребёнок-родитель». Это оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель помогает своему ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок справляется хорошо.

Для оптимизации коррекционной работы, я не пишу в тетради лексический материал: только дату проведения занятия и номер заданий для ребёнка, а сами домашние задания распечатаны в виде карточек. Домой родители забирают тетрадь, в которую вложены лексико-грамматические карточки по автоматизации звуков.

Карточки сделаны двух видов.

Первый состоит из заданий на развитие фонематического слуха, пальчиковой гимнастики, заданий на развитие ВПФ и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий.

Содержание второго вида посвящено автоматизации поставленного звука и грамматического задания, насыщенного изучаемым звуком.

Даже при большой занятости родителей данный вид работы облегчает им выполнение домашних заданий. Родители понимают, что всё делается для того, чтобы облегчить им выполнение домашних заданий и достичь положительного эффекта в работе именно с их ребёнком. Провожу открытые занятия. Они дают родителям возможность следить за успехами своих детей, наблюдать, насколько их ребёнок самостоятельно справляется с заданием, видеть его трудности.

Одной из эффективных форм взаимодействия считаю тренинг. С помощью тренинга родители учатся, как в игровой форме можно решать имеющиеся проблемы речи. Таким образом решаем проблемы заучивания наизусть, развития внимания, памяти, автоматизации звуков в речи. В логопедической группе вместе с воспитателями организуем конкурсы детско-родительских поделок: « Моя любимая игрушка; Кто-кто в теремочке живёт?; Мы идём лесной тропинкой; Кормушка для зимующих птиц».

Ещё одна современная форма взаимодействия с родителями – это детский мастер-класс. Теперь ребёнок выступает в роли « мастера» и обучает родителей тому или иному упражнению или игре. Например дыхательным упражнениям: « Забей мяч в ворота; Фокус; Бабочка села на цветок» и другим. Или одному из видов массажа – самомассаж, который активизирует  движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела. Дети показывают для лицевой мускулатуры следующие упражнения: «Рисуем дорожки; Рисуем ёлочки; Пальцевый душ; Глазки спят; Нарисуем усы».  Для мышц языка – « Непослушный язычок; Покусывание».

Второй год практикую такую форму работы как видеотека. Снимаю занятия, консультации на видео. Больше всего родителей интересуют видеоматериалы по темам: « Подготовка ребёнка к школе; Обучение чтению; Домашние игры».

 Так же существует сайт детского сада с моей страничкой, где я даю рекомендации, советы, пересылаю родителям презентации, статьи, отвечаю на вопросы, выкладываю иллюстративный материал.

Одним из самых современных способов информирования родителей о видах коррекционно-логопедической работы с детьми являются буклеты. Родители могут взять его домой, чтобы ознакомиться с ним в свободное время дома и позаниматься с ребёнком вечером или в выходные дни. В буклете доходчиво, просто и кратко излагается проблема речевого развития и предлагается речевой материал в виде чистоговорок, потешек, стихов и загадок. Процесс взаимодействия с родителями не лёгкий. Требует чёткого планирования совместной деятельности, большой подготовки. Но в итоге это взаимодействие становиться неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.

Учитель-логопед Чумичкина Г.М.

МБДОУ № 28 г. Карабаново, Владимирская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы логопеда с родителями

Основные виды работ логопеда с родителями детей....

Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы

Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....

Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы

Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....

"Современные формы взаимодействия логопеда с родителями"

Формы работы логопеда с семьей многогранны....

Современные формы работы ДОУ с родителями - Родительский университет «Профессия быть родителем»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....

Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков воспитанников

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и сем...