"Современные формы взаимодействия логопеда с родителями"
статья
Предварительный просмотр:
МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок»
Выступление на педагогическом совете.
«Современные формы взаимодействия логопеда с родителями »
Выступила: учитель-логопед Бобылева И.Г.
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.
К сожалению, число детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные, лечебно-педагогические услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.
Из этого можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребёнка.
Это может быть связано со следующими причинами:
неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;
мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи ДО.
низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей;
Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребёнком.
Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-образовательной работы.
Формы работы логопеда с семьей многогранны.
Все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.
А по количеству участников взаимодействия можно выделить коллективную и индивидуальную формы работы с родителями
Коллективную работу можно представить в нескольких видах:
Групповые родительские собрания в логопедической группе проводятся 2- 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность. Создание мотивации ребенка к занятиям дома, проведение занятий с ребенком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер и наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.)
Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
Лучше всего проводить нетрадиционные родительские собрания, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», переведенному современными ученными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, написанное – на 40%, проделанное – на 70%.
Для проведения родительских собраний можно выбрать разные формы работы:
Деловые игры.
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Нет конкретной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
Вечера вопросов и ответов.
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Встречи за “круглым столом”.
Встречи за “круглым столом” расширяют кругозор в области логопедии не только родителей, но и самих педагогов. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
«Читательская конференция»
За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, и логопед просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещать суть темы и задает вопросы при обсуждении. Тему собрания можно выбрать, исходя из возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или выбрать тему, интересующую всех.
Душевный разговор.
Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.
Мастер – класс.
Это собрание, на котором логопед демонстрирует свои достижения в области коррекции речи детей. Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. Например: логопед, рассказав о роли декоративного творчества в развитии мелкой моторики рук, может показать несколько вариантов этого творчества при автоматизации звуков. Например: дети лепят из соленого теста шарики и произносят слова на заданный звук. Из этих шариков можно слепить снеговика.
Педагогический капустник.
Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее логопеда, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.
Педагогический консилиум.
Это собрание, на котором обсуждаются проблемы при коррекции речи, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие коррекции речи детей.
Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Например:
- “Артикуляционная гимнастика”;
- “Развитие мелкой моторики” ;
- “Выполнение домашнего задания” ;
- “Развитие внимания и мышления” ;
- “Речевые игры дома”;
- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
- “Как научить ребёнка читать” ;
- “Как учить звуко-буквенному анализуслов .
Фронтальные открытые занятия – как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).
Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники, КВН, викторины, конкурсы. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители).
Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям, далёким от педагогической науки, и создадут барьер в общении.
Индивидуальные консультации должны помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по использованию несложных практических приемов в домашних условиях. Консультации носят коррекционную направленность и учат родителей различным видам продуктивной деятельности: артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения.
Телефонные звонки. В любое время родители могут получить индивидуальные консультации логопеда.
Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является индивидуальная логопедическая тетрадь. Она служит для педагога “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка.
К наглядным формам работы относятся:
Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый несколько раз в год материал с практическими советами и рекомендациями.
Получение полезной информации может осуществляться и через буклеты, в которых даются практические рекомендации по значимым вопросам речевого развития.
Прайс-листы – сориентируют родителей в большом разнообразии методических пособий и развивающих игр, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
Сейчас очень часто используется в практике ИКТ:
-общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;
-использование сайта детского сада;
-детско-родительские занятия интегрированного характера.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:
- обеспечение диалога учителя-логопеда и родителей;
- индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития;
- возможность показа презентаций, фотоматериалов, логопедических заданий и другой необходимой информации родителям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.
Список литературы:
- Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, Издательство Сфера, 2007
- Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т. Н Доронова и др. М., 2001.
- Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
- Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / Сост. Н. П. Митрошина, Т. А. Овечкина. СПб., 2001.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
- Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ "Шаг навстречу" Детство-Пресс, 2012
- Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями
В этой презентации предоставлена информация для родителей, законы, и много интересной информации. Для родителей, которые только что привели детей в детский сад, данная информация может стать очень про...
Родительский совет - эффективная и современная форма взаимодействия ДОО с родителями
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций для подготовки плана работы с родителями. В нем представлена классификация родительских советов по задачам, которые они м...
Социальный проект "Социальная сеть "Одноклассники", как одна из современных форм взаимодействия педагога и родителей"
Материал расскажет об использовании социальных сетей, для более эффективного взаимодействия педагога и родителей....
Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями "Семейный клуб "Умелые ручки"
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Рабо...
Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями.
Вопросы сотрудничества педагогов и родителей не являются чем-то новым в современной системе дошкольного образования. Педагоги всегда учитывали интересы родителей, взаимодействовали с ними....
«Современные формы взаимодействия педагогов с родителями. Как организовать виртуальное общение с родителями»
Подготовила: Александрова Татьяна Юрьевна,воспитатель МАДОУ Д/С 11 В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Однако в...