"Основные этапы логопедической работы по преодолению заикания"
статья по логопедии на тему
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_zaikaniya.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные этапы логопедической работы по преодолению заикания
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Темп речи — это скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряжённости и слуховой отчётливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрым, скороговоркой, где слова выступают в редуцированной форме; медленным, когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистым, когда речь разделяется на короткие, рубленые или не обоснованные по смыслу отрезки. Темп речи оказывает влияние на метрическую организацию речи, т.е. ритм.
Ритм речи - это её упорядоченность, закономерное расчленение временной последовательности на группы акцентов. Благоприятная скорость для субъективного ритмизирования, по наблюдениям Н. И. Жинкина, составляет от 100 до 200 ударов метронома в минуту (1 слог - 200 мл/с или 0,2 с).
Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации.
Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребёнка с окружающими людьми, невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на всё поведение ребёнка, на всю его личность. Начало заикания падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет).
На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
К предрасполагающим причинам относят:
1.Определённый возраст ребёнка (от 2 до 6 лет), так формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования.
2. Состояние центральной нервной системы, нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития.
3. Наследственный фактор.
4.Функциональная ассиметрия мозга. Есть указания на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания.
5.Особенности протекания речевого онтогенеза.
6. Половой диморфизм. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.
7. Большое влияние на появление заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное.
К производящим причинам относятся психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми.
1. Хроническая психическая травма — длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешённых, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций.
2. Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или страха.
Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые подвержены бурным эмоциональным реакциям. Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до б лет), может вызывать появление заикания.
Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения логопедической работы по следующим направлениям:
1. Создание охранительного речевого режима.
2. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.
3. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.
4. Формирование фонационного (речевого) дыхания.
5. Работа над плавностью речи в различных её формах. Развитие интонационных характеристик речи.
6. Воспитание личности заикающегося ребёнка.
Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода.
- Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы ребёнка и создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной работы учителя-дефектолога.
- Психотерапевтическое воздействие, которое поводится на протяжении всей коррекционно-развивающей работы.
- Специальное воздействие, осуществляемое на протяжении длительного, регулярного, систематического курса занятий.
- Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей.
- Воздействие окружающих на личность заикающегося ребёнка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу, осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы.
Основная цель реабилитационной работы — выработка устойчивой, плавной речи, свободной от заикания.
Первая отечественная традиционная методика преодоления заикания у дошкольников предложена Н.А.Власовой, Е.Ф. Рау. Эта методика используется и в наше время. Данная методика включает следующие разделы:
- система постепенно усложняющихся упражнений и речевых ситуаций;
- система развития и коррекция речи в целом;
- система развития речи и общей моторики;
- психотерапевтическое и воспитательное воздействие.
Г.А.Волкова предложила систему преодоления заикания в процессе игры. Игровая деятельность может быть использована и как средство воспитания заикающихся детей, для коррекции их речи и одновременно личностных отклонений. При использовании в работе с заикающимися детьми системы игр воспитателю необходимо иметь в виду: психофизические особенности детей; проявления заикания (форма и вид судорог, степень их выраженности); воспитываемый вид речи (сопряжённая, отражённая вопросно-ответная, самостоятельная); микросоциальное окружение; особенности игровой деятельности хорошо говорящих детей; дидактические принципы; возраст детей. Для развития всех видов речи заикающихся детей 3-5 лет первостепенное значение имеют игры с пением (хороводы с плясовыми движениями). Они проводятся почти на каждом занятии.
Дальнейшее закрепление активного поведения и речи заикающихся детей проходит в процессе подвижных игр, которые по своей значимости стоят на втором месте. В подвижных играх дети с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям. Однако надо помнить, что игры с мячом с трудом удаются детям 3—5 лет, поэтому лучше использовать ленты и флажки. Подвижные игры нормализуют моторику заикающихся детей: в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.
В работе с заикающимися детьми 5-6 лет ведущее место занимают игры-драматизации стихотворного текста. Игры-драматизации готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, развивают речь заикающихся детей, учат их интонационной выразительности, развивают движения, воспитывают нравственные качества, творческую самодеятельность, общительность, организаторские способности, воспитывают в детях умение находиться в коллективе сверстников. Выученный детьми словесный материал способствует свободе общения. Не менее важны для данной возрастной группы игры с пением. В период обучения детей сопряжённой речи дети поют и играют вместе с учителем-дефектологом (воспитателем), при отражённой — песню начинает взрослый, а дети повторяют припев и выполняют действия; при вопросно-ответной речи поёт ребёнок-водящий, а остальные отвечают ему хором или по одному.
Наиболее полные и устойчивые результаты в преодолении заикания достигаются у детей дошкольного возраста.
Необходимо иметь в виду, что даже прочно устраненное заикание при особо неблагоприятных условиях может давать рецидивы. По этой причине важно сознательно предпринимать необходимые меры для их профилактики, которые сводятся в основном к следующему:
- Поддержание возможно более спокойных условий жизни, как в семье, так и в школе (на работе).
- Исключение переутомления, особенно длительного. Оно истощающим образом действует на нервную систему ребенка со всеми вытекающими отсюда нежелательными последствиями (вспомните о причинах заикания). У некоторых же детей день расписан буквально по минутам, поскольку родители не хотят «ничего упустить».
- Предельное ограничение речевого общения и особо строгое соблюдение щадящего режима при любых неблагоприятных жизненных ситуациях (болезни, операции, несчастные случаи, непредвиденные конфликты и пр.). Здесь важно понимать, что при подобных обстоятельствах чаще всего в первую очередь страдает самое слабое звено, в отношении которого поэтому и нужно заранее проявить необходимую заботу.
Библиографический список
- Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959.
- Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.
- Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. — М., 1968.
- Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М., 1984.
- Зайцева Л.А. Заикающийся ребенок и его домашняя среда. – В сб.: Расстройства речи и методы их устранения./Под ред. С.С.Ляпидевского, С.Н.Шаховской.М.: 1975.
- Заикание. / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. — М.,1983.
- Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. Селиверстова В.И. – М.:1979.
- Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976. — С. 4—25.
- Логопедия: заикание. Хрестоматия. М.: 2001.
- Логопедия. Методическое наследие. Нарушения темпа и ритма речи. – М.:2007.
- Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программы для специальных дошкольных учреждений. — М.:2000.
- Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
- Селиверстов В. И. Заикания у детей. — М., 1979.
- Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.
- Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1969.
- Хрестоматия по логопедии./ Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997.
- Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. – М.: 1965.
- Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: 2003.
- Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. – М.:2005.
заикание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания
Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....
« Начальные этапы коррекционной работы по преодолению заикания в условиях логопедической группы с ФФНР»
В логопедической практике нередко встречается такая ситуация, когда ребенок, имеющий легкую или среднюю степень тяжести заикания, оста...
Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению заикания. Этап отраженной речи. "Мебель"
Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению заикания. Этап отраженной речи. "Мебель"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению заикания на этапе шепотной речи "Ягоды"
Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению заикания на этапе шепотной речи "Ягоды"...
Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей
Принципы и основные направления логопедической работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слов у детей...
Основные направления логопедической работы по преодолению дизартрии у пациентов с болезнью Вильсона-Коновалова
В статье описаны особенности логопедической работы с дизартрией при болезни Вильсона-Коновалова. Раскрыт потенциал логопедической коррекции для поддержания и укрепления существующих способностей...
Основные этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольк...