Буклет "Внимательные ушки".
консультация (младшая, средняя группа)
В буклете даны рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_vnimatelnye_ushki.docx | 168.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух – это способность слышать и различать звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.
Развитый фонематический слух позволяет:
- правильно произносить звуки;
- четко произносить слова;
- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
- успешно освоить письмо и чтение.
Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д.
Этапы развития фонематического слуха:
- узнавание неречевых звуков;
- различение высоты, силы, тембра голоса;
- различение близких по звучанию слов;
- различение слогов;
- различение фонем (звуков).
Игры, помогающие весело и интересно научить ребенка прислушиваться к звукам речи
1. Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
«Шумящие мешочки»
Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
«Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.
«Похлопаем»
Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
- Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
«Три медведя»
Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
«Громко или тихо?»
Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и громком. Включайте песню громко-ребенок бегает по комнате, песня стихает-малыш прячется на кровать.
«Кто говорит?»
Запишите на диктофон голоса мамы, папы, бабушки, брата/сестры и голос самого малыша. Пусть угадывает, кому принадлежит голос.
3.Различение близких по звучанию слов.
«Верно – неверно»
Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
«Выбирай-ка»
Подберите картинки со словами, похожие по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Вы говорите слово, малыш выбирает верную картинку.
4. Различение слогов.
«Похлопаем»
Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
«Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.
- Различение звуков.
- Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит - з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.
- Узнаем звук среди других, заранее договоритесь, что это за звук. Услышав «свой» звук, хлопаем в ладоши.
Уважаемые родители, ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!
Дети охотно разговаривают с теми взрослыми, которые с ними играют. Стоит только начать, а потом Ваша фантазия подскажет Вам тот путь, который нужен именно Вашему ребенку в таком сложном процессе – развития речи.
Помните, что Вы – самый родной человек для Вашего ребенка и никакой компьютер не сможет заменить игру с Вами!
Желаем удачи!
МБДОУ ЦРР Детский сад №89 «Парус»
Рекомендации родителям
Составитель: Малардырова Лидия Николаевна, учитель-логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наши ушки
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВАЛИОЛОГИИ «Ниши ушки» (вторая младшая группа) ЦЕЛЬ:Расширить представления детей, о своем теле используя элементы простейшего экспериментирования....
Спортивный досуг "Зверушки, навострите ушки"
Весёлое спортивное развлечение для детей средней группы...
Реализация ФГТ. Конспект занятия "Мои помощники ушки"
Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...
"Ушки - неслушки"
Конспект комплексного занятия по развитию речи...
Средняя группа. Образовательная область "Здоровье".Совместная деятельность "Мои ушки.
«Мои уши»Дети заходят в группу.В.-Ребята, посмотрите у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.Д. -Здравствуйте!Воспитатель предлагает детям сесть. Рассаживаются на стульчиках.В.- Ребятки, мне кажетс...
Ушки на макушке.
Спортивно-развлекательная программа для старшего возраста в увлекательной форме даст детям интересные знания о таких важных органах, как уши....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Познание" (формирование целостной картины мира). Тема: "Ушки, ручки, нос - друзья, нам без них никак нельзя".
1 Использование здоровье зберегающих технологий2 Организация предметно-развивающей среды в групповом помещении, обеспечивающая физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников в групп...