"Использование наглядно-игрового пособия -" Коврограф Занимательная полянка" на логопедических занятиях".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Методическая разработка по использованию игоровых технолоий для решения коррекционно-развивающего развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_polyanka.docx | 945.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Использование наглядно-игрового пособия - коврограф
«Занимательная полянка» на логопедических занятиях.
Материал подготовили:
учителя-логопеды
Синько Алла Анатольевна ЧДОУ «Детский сад №93 ОАО РЖД»
В своей практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, мы обратили внимание на авторскую методику В.В. Воскобовича,
в которой представлена совершенно особенная, творческая и добрая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей.
Принципы, заложенные в систему этих игр - интерес, познание, творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Взяв эту методику за основу мы разработали и изготовили свое методическое игровое пособие коврограф «Занимательная полянка».
Развивающие игры, разработанные нами к пособию «Занимательная полянка» - это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.
Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.
Прежде всего использование нашего пособия нацелено на то, чтобы сделать занятие с детьми не только интересным, но и эффективным., обучать, играя, а не просто играть.
Занимательная полянка -это развивающая сенсорная зона, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания.
Цель: это формирование интереса к процессу обучения, максимальная коррекция речевых расстройств, успешная подготовка детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе.
Основные принципы технологии: Первым принципом технологии «Занимательная полянка» является игровое обучение детей дошкольного возраста.
Второй принцип - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Третий принцип- раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.
Занимательная полянка состоит из нескольких сказочных областей:
1. Ковровая полянка - Ее хозяйка гусеница Фифа знакомит детей с лексическими темами занятий и предлагает поиграть в игры, которые она принесла в своих кармашках.
2. Поляна с «Чудо деревом» - В этой развивающей области дети играют с жителями «Чудо дерева» и наблюдают, как оно меняется по временам года.
Формы работы на «Полянке знаний» могут быть самые разнообразные:
- специально организованная деятельность:
- решение проблемных заданий,
- придумывание историй с участием «жителей» полянки и детей группы,
- сочинение загадок, сказок, стихотворений,
- свободная деятельность детей, связанная с использованием дидактического материала к пособию.
Развивающая среда «Занимательной полянки».
Описание - Развивающая среда "Полянка знаний" .
Подойдет для любого возраста, а так же для детей с ограниченными возможностями.
Состоит из элементов : коврографа, переносных модулей ( ствол дерева, крона дерева по временам года (осень, зима, весна, лето), солнышко, облака, гнездо, птицы большие перелетные-3, птицы зимующие – 8, ежик - 3, змейка, белка, гусеница
Фифа), которые крепятся липучками, и могут размещаться на коврографе в произвольном порядке, приспособления для фиксации дидактического и игрового материала (зажимы, кармашки, кружки и веревочки).
Сам коврограф представляет собой игровое поле из фетра размером 1,5 м. на 2,5 м . Именно на нем фиксируются развивающие материалы. Часть игрового поля разлинована на сто клеток. Сетка также облегчит детям построение различных геометрических фигур, познакомит с пространственными и количественными отношениями. На коврографе имеются отверстия с люверсами, с помощью которых он крепится к стене в горизонтальном положении.
Занимательная полянка – многовариантный коврограф, он легко трансформируется, решает любые образовательные задачи, идеальна для групповых занятий.
Способствует ознакомлению детей с окружающим миром, и с тем, что в нем происходит, развивает познавательные процессы, развивает способности к анализу, сравнению, развитию аргументированной речи.
Преимущества развивающей среды:
- Доступная;- Безопасная;- Насыщенная;- Трансформируемая.
Примеры заданий:
1. Ознакомление с окружающим миром. Посели животных в домики (для детей от 3 лет);
2. Развитие психических процессов. «Башмачки Фифы». Подбери башмачок по
цвету к кармашку. (для детей 3 - 5 лет);
3. Играем в математику. Помоги сосчитать предметы в кармашках Фифы. (для детей 4 - 6 лет);
4. Играем в слова. Где спрятались животные и птицы. (для детей 5 - 7 лет);
5. Чтение через игру. Выложи слово в кармашках Фифы. (для детей 4 - 6 лет);
6. Художественно - эстетическое развитие. Создай узор на коврогграфе. (для детей 5 - 7 лет);
7. Физическое развитие. Прыгаем по кочкам, называя слова на определенный звук (для детей 3 - 7 лет) и многое другое.
8. Ориентировка в пространстве. Приведи божью коровку к цветку (по клеткам на коврографе).
Данное пособие дает возможность разнообразить образовательный процесс.
Взаимодействуя с коврографом, дети смогут решать примеры, составлять свои первые слоги и слова, выучить алфавит и цифры, развить восприятие цвета и формы. И все это будет проходить в непринужденной и игровой форме, ведь в основе обучающей методики Воскобовича, на которую мы опирались, лежит принцип, согласно которому мотивация к познанию исходит от ребенка.
Игра: «Помоги Фифе разложить вещи по местам». Ход: Гусеница Фифа переехала на новую квартиру. Сначала она радовалась переезду, но потом от чего-то загрустила. Оказалось, что у неё очень много разных вещей. Фифа испугалась, что не справится одна с уборкой. Логопед предлагает детям последовательно разместить предметы и вещи в разные кармашки Фифы (Н-р: зимние вещи,-летние; женские-мужские-детские; обувь-головные уборы и т.д.) По ходу игры дети проговаривают, какие вещи и куда и как они разместили.
«Башмачки для Фифы», помогает закрепить знание основных цветов, развивать зрительное восприятие, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, закреплять обобщающее понятие «одежда», активизировать словарь по данной теме.
Ход: Однажды Фифа пошла поиграть на цветную полянку. На этой поляне было много разноцветных квадратов. Подошла гусеница к зелёному квадрату и на её ножках появились зелёныё башмачки. Посмотрела Фифа вокруг и увидела, что все предметы на поляне позеленели. Какие предметы увидела гусеница? (зелёную кофту, зелёный носок, зелёный шарф и т.д.) Подошла Фифа к жёлтому квадрату и её башмачки тут же пожелтели, и всё вокруг стало жёлтым. (жёлтое платье, жёлтые брюки, жёлтая юбка). Закрыла гусеница глаза и случилось чудо, предметов стало
много. Каких предметов стало много? (много жёлтых платьев, много зелёных носков, много жёлтых юбок, и т.д.)
«Вкусный сок для Фифы» дети усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесённости к продуктам питания. Ход: К Фифе скоро придут гости, нужно помочь ей приготовить вкусный сок и блюда из разных фруктов и овощей. Н-р: дети кладут в кармашек Фифы картинку с виноградом и говорят : «Из винограда приготовим виноградный сок».
«Фифа на полянке насекомых» помогает закрепить умение ребёнка ориентироваться в пространстве и на плоскости. Даёт возможность активизировать пространственный словарь (право, лево, верх, низ, правая сторона, левая сторона). В игре закрепляется обобщающее понятие «насекомые», активизируется предметный словарь по теме, развивается умение употреблять существительные в единственном числе, родительном падеже. Развивается мелкая моторика пальцев рук, кинестетические ощущения. Ход: Ребенок выполняя на коврографе по клеточкам графический диктант по заданию логопеда,, ведет божью коровку к цветочку.
«Волшебные круги Фифы». Круги с кармашками разбросаны на полу в логопедическом кабинете. К кармашки вставлены картинки-задания . Для того, чтобы добраться до своего места необходимо правильно выполнить задание.
(Н-р: назвать картинку на заданный звук- автоматизация звука «С»: санки, сад, собака, сова, салют, салат и т. д.; повторить слово по слогам, затем быстрее –
перепорхнуть, гнездо, гусеница, ящерица, подберезовик, подосиновик, колокольчик;
прочитать слоги (слова), перепрыгиваем через кружок и т.д.).
«Какой длины Фифа». Дети усваивают навыки словообразования . Ход: Нужно посчитать предметы в кармашках Фифы: один ландыш, два ландыша и т.д. , н-р: длина Фифы шесть ландышей.
«Кармашки Фифы». В этой игре могут решаться любые задачи. Н-р: выделение гласного звука «У» в начале слова. Нужно выбрать и положить в кармашки Фифы картинки на звук «У» в начале слова (утка, утюг, ушанка, и т.д).
«Измени Фифу». Самостоятельная деятельность в развивающей среде. Дети играют с «мимикой» Фифы, меняя выражение ее лица. А так же можно построить совершенно новое существо н-р. зеленого снеговика или какой-нибудь узор.
«Чудо дерево». Способствует ознакомлению детей с окружающим миром, и с тем, что в нем происходит, развивает познавательные процессы, развивает способности к анализу, сравнению, развитию аргументированной речи. Закрепляется практическое употребление предлогов, образование приставочных глаголов.
Примеры игр с «Чудо деревом»:
«Мой – Моя»
Подбери ко всем птицам (животным) короткое слово МОЙ или МОЯ
Мой дятел, снегирь, ежик
Моя ворона, сова, белка и т.д.
«Помоги Фифе, добавь маленькое слово»
Сова села… ветку. Почки распустились …. деревьях. Синица летит … деревом. Деревья шумят … ветра. Листочки падают … дуба. и т.д.
«Закончи предложение»
Дятел сидел около… — Ежик спрятался под … — Сова сидела на … — Божья коровка ползла к … — Птица села в … и т.д.
«Кто как передвигается?»
Из изображений, прикрепленных к «панно», найти тех, кто летает, ползает, прыгает.
«Кто живет в нашем крае».
Педагог предлагает поместить на пано картинки только тех животных или птиц, которые встречаются в Краснодарском крае.
«Кто где живет?»
Рассказать, где живут звери, и птицы, изображения которых прикреплены к «панно». Например: ежик – в норе, белка – в дупле и т. д.
«Опиши, мы отгадаем».
Ребенок описывает то, что сам выбрал на «панно». Например:
Дуб – высокое дерево, резная кора, широкая крона, прямой толстый ствол, резные листья.
белка – животное, с пушистым хвостом, ловкая, шустрая, живет в дупле.
«Найди того, о ком расскажу».
Взрослый рассказывает о том, где обитает зверь или птица, чем он питается, а дети угадывают.
«Кто зимует с нами?»
Показать птиц и животных, которые зимуют в наших краях.
«Подбери цветы лета (осени, весны, зимы)».
Прикрепить крону к дереву определенного цвета, с отличительными особенностями определенного времени года.
«Так бывает или нет?»
Ребенку предлагается объяснить правильность или неправильность изображенного на панно. Например: грибы и ягоды на сосне не растут, но их туда могла принести белка, поэтому так бывает.
«Кто когда «работает»?»
Ребенку предлагается объяснить, кто из животных на «панно», в какое время суток бодрствует.
«Что было бы если бы…?»
На «панно» размещаются картинки с закрытыми частями. Детям предлагается объяснить, что было бы, если бы не было насекомых; у совы не было крыльев, когтей; у дерева – листьев, корней; у ежа иголок и т. д. Тут же можно поиграть в игру «Чей хвост?» (н-р: беличий, вороний и т.д).
«Скажи наоборот».
Взрослый показывает на «панно» и называет объект, а ребенок должен подобрать антоним. Например: толстая ветка – тонкая ветка, мягкий мех – колючие иголки.
«Скажи по — другому».
Ребенок подбирает сходные по значению слова к изображениям на «панно». (Птица – птичка, птаха, пичужка.)
«Один – много».
Логопед прикрепляет картинки к «панно», а дети называют изображение во множественном числе. (Дерево – деревья, белка – белки и т. д.)
«О чем можно так сказать?»
Логопед говорит слова, а дети отыскивают на «панно» то, к чему они могут относиться. Например: о чем можно сказать растет, ползает, шелестит, распускается.
«Что это может делать?»
Здесь, наоборот, логопед называет объект, а дети действие.
Игра с разноцветными шнурочками.
Ребятам интересно писать графические диктанты при помощи шнурочков, прокладывать дорожки для сказочных персонажей, выкладывать буквы , цифры, геометрические фигуры.
При помощи этой игры дети учатся ориентироваться на плоскости, развивает мышление, внимание и мелкую моторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядно-игровых средств в коррекционном процессе. Презентация наглядных пособий по развитию речи.
В статье представлен материал учителя-логопеда МБДОУ Д/с № 43 Божевой Т.М. "Презентация наглядных пособий по развитию речи" с городского методического мероприятия "Панорама педаго...
Использование наглядно-игровых средств при формировании восприятия у дошкольников с нарушениями речи.
В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения...
Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников.
Дошкольный возраст - это период активного усвоению ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Немногие дети стихийно достигают дост...
Использование наглядно-игровых средств в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
выступление на педсовете...
Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»
Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»...
Использование наглядно-игрового пособия «Составь слово» в коррекционной работе
Использование в коррекционной работе дидактического пособия «Составь слово» сделает процесс чтения более доступным и интересным для дошкольников....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...