Речь, движения и музыка.
статья по логопедии (средняя группа) на тему

Шипарева Зинаида Ивановна

Что такое логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением речевого материала (фразы, слоги, слова, звуки).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_dvizheniya_i_muzyka_3.1.odt11.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья.

Речь, движения и музыка.

На рубеже 19-20 веков в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, исследования, которые были направлены на изучение вопросов взаимодействия речи, ритма и ритмического воспитания.

В 1912 году Жак-Далькроз, профессор Женевской консерватории приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. Его идеи воспитания ритма при помощи музыки и движения были подхвачены его учениками -- Александровой и Гринер.

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, стало формироваться направление -- логопедическая ритмика.

Ритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности --единство слова, музыки и движения.

Что такое логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением речевого материала (фразы, слоги, слова, звуки).

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Есть дети, которые развиваются иначе. чем их сверстники. Для этих детей характерно:

 - позднее развитие фразовой речи;

 - затруднение в восприятии логико- грамматических конструкций;

 - нарушение пространственной ориентировки;

 - скудный словарный запас;

 - низкая познавательная активность;

 - полиморфное нарушение звукопроизношения.

Причиной задержки психомоторного и речевого развития может быть нарушение слуха, а также может быть ранний детский аутизм.В этом случае у ребенка нарушаются все стороны  речи: фонетическая, лексическая, грамматическая, смысловая. Эти дети находятся на более низком, чем их сверстники уровне психомоторного и речевого уровня. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Музыкально- двигательные упражнения способствуют развитию у детей речи, тонкой и общей моторики, её координации с движением, позволяют добиваться её выразительности, будят в ребятах творческое воображение. При этом дети учатся интонировать, петь хором, правильно дышать, подчиняться определённому темпу и ритму. У детей формируются и навыки самоконтроля.

       «Логопедические распевки, пальчиковая гимнастика и подвижные игры» – авторы Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева –   признаны помочь в коррекционной работе дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. Основной её принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением.

Коротенькие тексты песенок вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.

В занимательных распевках, старшие дошкольники способны пропеть весь текст, их внимание необходимо акцентировать на звукопроизношение и на четкости дикции. Малыши же, как правило, только пытаются допеть за педагогом отдельные слова и словосочетания.

Для развития слухового восприятия, внимания и памяти, на развитие дыхания и эмоционально-волевой сферы используются хороводные игры.

Речь с движением предполагает проведение подвижной игры. Цель -- закрепление полученных навыков.

Пальчиковые игры направлены на развитие координации движения пальцев, кисти руки и согласование движения руки и речи.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие движений артикуляционного аппарата (губу, язык, мягкое небо).

Закрепление правильного звукопроизношения проводится в игровой форме на материале звукоподражаний, простых слогов.

Музыкальные игровые упражнения направлены на выработку умения управлять мышечным напряжением и расслаблением рук, ног, шеи, спины.

Помимо логопедических распевок, пальчиковой гимнастики, подвижных музыкальных игр в развитии ритма у детей огромную роль играют занятия детей в детском оркестре. Занятия оркестром-- одна из совокупных частей коррекционной работы речевых и неречевых функций развития ребёнка.

Сюда входят:

1) упражнения на развитие артикуляции, дыхания, голоса

2) речевые упражнения без музыкального сопровождения

3) упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра

4) упражнения для развития музыкального темпа

5) ритмические упражнения

6) упражнения с игрой на музыкальных инструментах

7) упражнения на внимание

Нередко тяжёлым нарушениям речи сопутствует недоразвитие  ритмического слуха, дети не слышат элементарной пульсации в такте  в размере две четверти. Поэтому формирование чувства ритма у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач.

На начальных этапах работы преобладает моторная деятельность, затем происходит восприятие речевого и неречевого материала и после этого -- восприятие ритма в движении. Музыкальное сопровождение помогает пространственно- временной организации движений.

Музыкальное строение слова для ребёнка имеет большее значение, чем фонетическое строение.

К наиболее эффективным приёмам работы следует отнести ритмический рисунок. В репертуар оркестра необходимо включать произведения, отличающиеся четким и доступным ритмом, выразительной мелодией и яркой эмоциональной окраской.

Работу в детском оркестре можно разделить на несколько этапов.

1. Обыгрывание стихов, попевок в движении, с помощью звучащих жестов и жестов -символов, игры с ладошками, палочками. ("Золотые ворота"," Танцевала репа с маком")

2. Знакомство с музыкальными инструментами. Самостоятельный поиск приемов игры на них.

3. Игры на внимание ("Шарики", "Ой ты, заяц косой")

4. Музыкальное сопровождение стихов и попевок ("Мышка Марфушка", "Наши уточки с утра")

5. Музыкальные игры ("Тихо-громко", "Эхо"-педагог отхлопывает определенный ритмический рисунок, дети повторяют 3 раза и каждый раз все тише и тише)

6. Игры на развитие тембрового слуха. (подумай--какие инструменты подойдут для исполнения той или иной песенки или музыкального произведения.

7. Игра в оркестре.

Все занятия должны носить импровизационно-игровой характер. Ритмодекламацию хорошо украсить звучанием различных инструментов (ритмическая партия и свободный тембровый аккомпанемент, поем и придумываем аккомпанемент, фантазируем и импровизируем.

Основным принципом построения занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала, музыкальный ритм используется как организующий момент, что очень важно для детей, имеющих проблемы речевого развития. Содержание музыки (темп, ритм, высотное восприятие) используются для упорядочения характера и темпа движения ребенка. Это очень важно для детей, имеющих проблемы речевого развития, они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают моторное беспокойство. Ребенок самостоятельно выбирает нужное движение, характерное для данной музыки.

Одной из особенностей логоритмических занятий также является стремление нормализовать мышечный тонус ребёнка. Нарушение мышечного тонуса может быть одной из причин позднего проявления речи.

Музыкально-двигательные игры помогают ребенку корригировать общую моторику. Это благотворно влияет на появление экспрессивной речи.

Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:

1.тесный контакт логопеда, дефектолога и музыкального руководителя

2. знание особенностей развития детей с различной речевой патологией

3. знание особенностей психомоторного и речевого развития ребенка

4. знание характерных особенностей, типа нервной деятельности и поведения каждого ребенка.

Биологическая природа человека мудра: ощущения радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Педагог всегда в музицировании вместе с детьми. Творческое музицирование -- это возможность приобретения опыта движения и речи; опыта слушателя и исполнителя, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Чем больших результатов сегодня мы можем достичь в интеллектуальном развитии детей, используя для этого самые современные методики, тем серьезней взрослые должны задумываться об эмоционально-душевном благополучии детей. Дети, которые каждый день нажимают кнопку компьютера, нуждаются также в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по проекту: "Музыка.Речь.Движение."

Отчет по проекту: "Музыка.Речь.Движение."...

Мастер-класс: «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

Цель: Овладение эффективными методамии приёмами по эстетическому развитию, эмоциональному благополучию и творческому самовыражению детей дошкольного возраста для практического использования воспитател...

Т.Э.Тютюнникова "Учусь творить.Элементарное музыцирование: музыка, речь, движение"

Маленькие песенки-бусинки предназначены для пения с детьми без аккомпанемента фортепиано — с голоса педагога и с аккомпанементом детских инструментов — ксилофонов, металлофонов и разн...

Речь, движение, музыка

Логоритмика это форма активной терапии, которая включает в себя интегрированный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счёт развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нар...

Т.Э.Тютюнникова "Учусь творить.Элементарное музыцирование: музыка, речь, движение"

Маленькие песенки-бусинки предназначены для пения с детьми без аккомпанемента фортепиано — с голоса педагога и с аккомпанементом детских инструментов — ксилофонов, металлофонов и разн...