Речевое развитие детей с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Пшук Елена Николаевна

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_s_ovz.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей с ОВЗ

Согласно ФГОС (П.2.6) образовательная область Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; разитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

    Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников.

    Воспитание детей – это стратегический общенациональный приоритет, требующий объединенных усилий научных институтов и ведомств на федеральном, региональном и муниципальных уровнях; социальных заказ на развитие речи воспитанников с ОВЗ дошкольного возраста.

    В период дошкольного детства совершенствуется связная речь. Согласно ФГОС ДО психолого-педагогическая работа ведется по областям. Речевое развитие выделено в отдельную образовательную деятельность.

    Актуальность темы заключается в том, что у дошкольников с ОВЗ наблюдаются нарушения ориентации в окружающем пространстве, непонимание значений предлогов, несформированность пространственных понятий.

    Цель - формирование начальной речевой компетенции.

    Данная цель включает в себя следующие задачи:

  • Обогащать активный словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, служебными частями речи (предлогами);
  • Формировать умение пользоваться краткой и развернутой формой высказывания;
  • Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
  • Развивать связную речь, умение рассказывать литературные тексты;
  • Познакомить с разными способами словообразования;
  • Употребления предлогов;
  • Учить составлять простые и сложные рассказы;
  • Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.

Методы и принципы речевого развития

    Главным направлением речевого развития является постоянное разнообразное сочетание в сознании ребенка слова и образа. Дети учатся самостоятельно описывать предмет, активизируется словарь.

    Описание игрушки требует определения пространственного положения ее частей, материала, формы. Предварительно ребенку дается образец и план рассказа.

    В соответствии с возможностями детей ВОЗ определяются методы обучения:

1. Наглядные

  • Опосредованные (игрушки, картины)
  • Словесные (чтение)
  • Непосредственные (наблюдения)

2. Словесные

  • Чтение художественных произведений
  • Заучивание наизусть
  • Пересказ
  • Беседы

3. Практические

  • Дидактические игры
  • Игры-драмматизации
  • Дидактические упражнения
  • Сюжетно-ролевые игры

    Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения.

    Виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов из личного опыта, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), сочинение рассказов по сюжетным картинкам.

    Все виды речевой деятельности актуальны при раблте над развитием связной речи детей.

    Принципы речевого развития детей

    При обучении детей с ОВЗ следует опираться на следующие принципы:

  • Ориентация на возможности дошкольников, т.е. индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
  • Дозирование объема изучаемого материала;
  • Инвариативность;
  • Обеспечение активной языковой практики;
  • Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития.

    Процесс развития речи протекает под руководством взрослого, но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка  в условиях речевой деятельности.

    Дети не всегда правильно используют имеющийся у них словарный запас. Особенно это относится к употреблению союзов, предлогов, неправильному сочетанию слов. В связи с этим проводится работа, направленная на побуждение детей к речевой активности, стимуляцию такой активности.

    Организация широкой речевой практики – необходимое условие для успешного решения задачи самостоятельного творческого использования слов. Для развития связной речи ребенку необходимо предлагать материал, требующий анализа, синтеза, систематизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...