Речевое развитие детей с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_s_ovz.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей с ОВЗ
Согласно ФГОС (П.2.6) образовательная область Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; разитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Воспитание детей – это стратегический общенациональный приоритет, требующий объединенных усилий научных институтов и ведомств на федеральном, региональном и муниципальных уровнях; социальных заказ на развитие речи воспитанников с ОВЗ дошкольного возраста.
В период дошкольного детства совершенствуется связная речь. Согласно ФГОС ДО психолого-педагогическая работа ведется по областям. Речевое развитие выделено в отдельную образовательную деятельность.
Актуальность темы заключается в том, что у дошкольников с ОВЗ наблюдаются нарушения ориентации в окружающем пространстве, непонимание значений предлогов, несформированность пространственных понятий.
Цель - формирование начальной речевой компетенции.
Данная цель включает в себя следующие задачи:
- Обогащать активный словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, служебными частями речи (предлогами);
- Формировать умение пользоваться краткой и развернутой формой высказывания;
- Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
- Развивать связную речь, умение рассказывать литературные тексты;
- Познакомить с разными способами словообразования;
- Употребления предлогов;
- Учить составлять простые и сложные рассказы;
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
Методы и принципы речевого развития
Главным направлением речевого развития является постоянное разнообразное сочетание в сознании ребенка слова и образа. Дети учатся самостоятельно описывать предмет, активизируется словарь.
Описание игрушки требует определения пространственного положения ее частей, материала, формы. Предварительно ребенку дается образец и план рассказа.
В соответствии с возможностями детей ВОЗ определяются методы обучения:
1. Наглядные
- Опосредованные (игрушки, картины)
- Словесные (чтение)
- Непосредственные (наблюдения)
2. Словесные
- Чтение художественных произведений
- Заучивание наизусть
- Пересказ
- Беседы
3. Практические
- Дидактические игры
- Игры-драмматизации
- Дидактические упражнения
- Сюжетно-ролевые игры
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения.
Виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов из личного опыта, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), сочинение рассказов по сюжетным картинкам.
Все виды речевой деятельности актуальны при раблте над развитием связной речи детей.
Принципы речевого развития детей
При обучении детей с ОВЗ следует опираться на следующие принципы:
- Ориентация на возможности дошкольников, т.е. индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
- Дозирование объема изучаемого материала;
- Инвариативность;
- Обеспечение активной языковой практики;
- Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития.
Процесс развития речи протекает под руководством взрослого, но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности.
Дети не всегда правильно используют имеющийся у них словарный запас. Особенно это относится к употреблению союзов, предлогов, неправильному сочетанию слов. В связи с этим проводится работа, направленная на побуждение детей к речевой активности, стимуляцию такой активности.
Организация широкой речевой практики – необходимое условие для успешного решения задачи самостоятельного творческого использования слов. Для развития связной речи ребенку необходимо предлагать материал, требующий анализа, синтеза, систематизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с технологией речевого развития во второй младшей группе
«Поход в кукольный театр»...
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...