Статья на тему: Состояние игровой деятельности детей
статья по логопедии на тему
Статья СОСТОЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sostoyanie_igrovoy_deyatelnosti_detey.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
СОСТОЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Изучение проблемы состояния и особенностей игровой деятельности детей дошкольного
возраста является в психолого-педагогической науке на сегодняшний день особенной актуальным.
Важность исследования состояния игровой деятельности детей именно в дошкольном возрасте
обусловлена тем, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом в
развитии ребенка, важнейшей деятельностью в котором является игра.
При этом игра представляет собой вид непродуктивной деятельности, ключевой мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом протекании процесса. Именно в игровой деятельности происходит практическое применение ребенком ранее усвоенных знаний и умений, активизируется общение со сверстниками и взрослыми, а также происходит усвоение новых знаний и накопление жизненного опыта, стимулирующих психическое развитие ребенка [2].
Изучению феномена игры посвящены научные труды таких исследователей как Д.Б. Эльконина,
А.Н. Леонтьева, В.А. Сухомлинского. Так, В.А. Сухомлинский наделял игру статусом "огромного
светлого окна, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности" [1].
Изучением особенностей психического развития детей с ЗПР (нарушение нормального темпа
психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление,
эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для
данного возраста) и состояния их игровой деятельности в частности занимались такие исследователи
как Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.И. Жаренкова, Т.В. Егорова, Н.Л. Никашиной,
Л.И. Переслени, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др. [5].
Обращая внимание на важное значение игровой деятельности в психическом развитии ребенка в дошкольном возраста можно сделать выводы, что состояние игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) должна изучаться с двух сторон: с одной
стороны, через анализ особенностей игровой деятельности данной категории детей; с другой стороны, через рассмотрение коррекционно-развивающего потенциала игры.
Наиболее развернуто представлена характеристика состояния игровой деятельности у детей
дошкольного возраста с ЗПР в научных работах Е.С. Слепович [6]. В своих исследованиях
автором выделены общие закономерности развития игровой деятельности у дошкольников с ЗПР:
развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР проходит те же этапы, и происходит по тем же принципам становления и развития игровой деятельности, что и у нейротипичных детей, но значительно медленнее и с проявлением специфических особенностей. Наиболее ярко выраженной специфической особенностью игровой деятельности у дошкольников с ЗПР является редкое обращение к игрушкам и в целом отношение к игрушкам: интерес вызывает ограниченный круг игрушек, но и он не стоек. Действия с игрушками примитивны, долго остаются в стадии стагнации, медленно развиваются [3].
Также в качестве специфической особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР
можно отметить слабо выраженную игровую мотивацию. Они часто "не хотят" играть, т.е. присутствует ярко выраженная манипулятивная деятельность с предметами, но игровой замысел может отсутствовать. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры. Одновременно детей данной категории наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации, значительно ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия.
Присутствуют также специфические особенности и в ролевой игре. Действия, характеризующие ролевые отношения между персонажами практически не наблюдаются, у всех детей резко снижена активность в области самостоятельной игровой деятельности.
Игры дошкольников с ЗПР отличаются неречевым характером, и практически полным отсутствием
предметов-заменителей. Эмоциональная окраска игровых действий бедна, межличностные
взаимодействия в процессе игровых действий выстраиваются с трудом, сопровождаясь преимущественным избеганием взаимодействия со сверстниками. Парные игры, как правило характеризуются наличием подчинения одним ребенком игровой деятельности другого, партнерство отсутствует.
Роли и игровая ситуация в самостоятельных играх дошкольников с ЗПР слабо выделяется и
почти не обыгрывается [5].
Однако, необходимо отметить, что под руководством взрослого у дошкольников с ЗПР может
развиться такая игровая деятельность, которую можно расценивать как совместную или неполную
совместную. Это положительное развитие игровой деятельности под руководством взрослого
позволяет оценить несформированность игровой деятельности у дошкольников с ЗПР как корригируемое свойство.
Для развития детей с ЗПР нужны игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое
значение.
Сюжетно-ролевые и театрализованные игры являются фундаментальной основой обучения
и развития детей с ЗПР. При этом необходимо замотивировать детей игрой, вызвать интерес к
сюжету игры, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. Разворачивание
замысла сюжетно-ролевой игры теснейшим образом связано с общим умственным развитием
ребенка, а также с наличием у ребенка определенных умений и знаний, представлений об окружающем мире.
С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения
дошкольников с ЗПР, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой
для бурного развития высших психических функций. Обучение ребенка дошкольного возраста с
ЗПР должно проводиться поэтапно от формирования представления о содержательной основе
игры до четкого рассказа правил и функций роли [4].
Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, они способствуют развитию
слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты.
Дидактические игры могут служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за
действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с
действиями товарищей). [7]
Таким образом, анализ научной литературы по вопросу игровой деятельности дошкольников
с ЗПР позволяет констатировать, что структура психического дефекта у детей с задержкой развития
сопровождается характерными особенностями состояния игровой деятельности. Однако данные
особенности, описанные психолого-педагогической наукой как недостатки, могут быть подвергнуты
эффективной коррекции в силу достаточно сохранной центральной нервной системы с
локальными и неглубокими поражениями головного мозга.
Список литературы
1. Сухомлинский, А.В. О воспитании / А.В. Сухомлинский. - М.: Политиздат. 1985. - 270 с.
2. Жеребкина В.Ф., Лапшина, Л.М. Педагогическая психология: учебно-методическое пособие. - Челябинск,
Изд-во ЧГПУ. - 2012. - 316 с.
3. Смирнова И.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной //
Вопросы психологии, - 1996, - № 6.
4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя.
- М.: Линка-Пресс. - 2009. - 96 с.
5. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии. - М.: Академия. -
2002. - 480 с.
6. Слепович Е.С. Игровая деятельности дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Педагогика.
- 1989.
7. Чистякова М.А., Лапшина Л.М. Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными
возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей,
студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за
2015-2016 учебный год. - Челябинск: Цицеро, - 2016. - С. 189-192.
© Я.В. Санькова, Л.Ф. Хайртдинова, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения".
Уважаемые коллеги ,надеюсь данная статья будет вам интересна и полезна....
справка по итогам тематического контроля«Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп».
. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности....
Статья на тему: Состояние игровой деятельности детей
Статья СОСТОЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ...
Статья "Современные технологии организации игровой деятельности детей раннего возраста "
Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Современные технологии организации игровой деятельности детей раннего возраста ...
ДОКЛАД на тему: «Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО»
Играя – оздоравливать,Играя – воспитывать,Играя – развивать,Играя – обучать!...
Статья. «Экологическое воспитание посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста....
Статья «Развитие словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Включает в себя различные приемы работы по развитию словаря детей....