Статья по теме: "Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения".
статья

Зайцева Ольга Алексеевна

Уважаемые коллеги ,надеюсь данная статья будет вам интересна и полезна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения.

Процесс развития игровой деятельности у детей с нарушением зрения, как правило задерживается и имеет свои особенности. Причины недоразвития игры уходят в раннее детство: когда задерживается фиксация взора, схватывание, слабый интерес к окружающему. В младшем возрасте у детей предметные действия остаются на уровне манипуляций, или предметно- игровые сосуществуют с неадекватными действиями, т.е. одними предметами и игрушками ребёнок действует правильно, другими- целенаправленно манипулирует. Это связано, вероятно с тем, что опыта действий с последними у него нет.

Часто можно наблюдать также «застревание» на одном способе выполнения действий, а также склонность к стереотипиям.

Дети выполняют действия молча, неэмоционально, не проявляя стремление привлечь к совместной деятельности взрослых. Как правило у детей нет любимых игрушек, и они начинают выполнять игровые действия с теми, которые в данный момент попадают в поле их зрения или которые привлекают их внешним видом, а не возможностью воплотить в жизнь конкретный замысел. Поэтому интерес является кратковременным, неустойчивым и ребёнок бросает игрушку.

У дошкольников старшего возраста часто остаётся несформированным целевой компонент игры. Также проявляют неустойчивый интерес к игре. Это выражается в то что, как правило не наблюдается глубокого поглощения игрой. Случайные раздражители отвлекают их внимание, приводят к разрушению игры и её прекращению.

Ограниченность жизненного опыта особенно у незрячих дошкольников приводит к тому что у детей не формируется достаточного объёма знаний о жизни, деятельности и отношениях людей. В результате этого сюжеты игр бедны, шаблонны, стереотипны.

Большинство детей старшего возраста склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Способность использовать предметы-заменители спонтанно не формируются.

Так же в играх детей преобладают реальные отношения. Выполнение ребёнком роли в процессе игры в большей мере связано с характером выполняемых действий, нежели с чётким соблюдением ролевых взаимоотношений участников. Поэтому, ребёнок часто обращается к партнёру то как к врачу, то как к Маше. Дети мало эмоциональны, не умеют задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с ролью. Также дети с проблемами в развитии не проявляют в играх инициативы и творчества. Не способны действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами.

Основное средство формирования игровой деятельности у дошкольников с нарушением зрения- обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими людьми ребёнок не овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры.

Обучение я рассматриваю как целенаправленное взаимодействие педагога и ребёнка в ходе которого происходит организация и управление его познавательной и практической деятельностью, обеспечивающей овладение им знаниями, умениями и навыками, отношением к окружающей действительности.

Обучение игре осуществляется с помощью разнообразных методов и приёмов применяемых в соответствии с решаемыми задачами. Это игровые упражнения, дидактические и обучающие игры, наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, знакомство с различным иллюстративным материалом (картины, фото и т.д.), экскурсии.

Обучение игре, хотя и занимает важное место в коррекционно-воспитательной работе, однако не является её самоцелью, поэтому нельзя считать время зря потерянным если ребёнок не научился самостоятельно играть и будет нуждаться в помощи взрослого. Главным на мой взгляд является то, что ребёнок выходит из своего замкнутого мира. У него появляется интерес и к окружающему миру и к деятельности, в частности к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов со взрослыми и сверстниками. Даше посильное участие ребёнка с проблемами в развитии в игре способствует его психическому и физическому. Оказывает на него стимулирующее воздействие.

Ещё хочется отметить важное значение семьи в воспитании ребёнка с нарушением зрения. Для ребёнка у которого ограничены возможности овладения социальным опытом, особенно важно какую помощь окажут ему родители в первые годы жизни. От этого во многом будет зависеть ход его дальнейшего развития.

Без участия родителей ребёнок с нарушением зрения не сможет научиться играть. Одних занятий в детском саду недостаточно. Играть с детьми нужно систематически, используя для этого всё свободное время. К сожалению не все родители это понимают.

Поэтому, своей задачей, я считаю не только развивать игровую деятельность детей, но и объяснить всю важность непосредственного участия родителей в игровом процессе (познакомить их с правилами подбора игрушек для слабовидящих и незрячих детей; показать разнообразие  игр, в которые они могут играть дома; научить правильно обследовать игрушки с незрячими детьми и т.д.).

Для реализации данной задачи я использую такие формы работы как: проведение консультаций, бесед, оформление материалов в родительский уголок, домашние задания (например: сделать покупки в магазине, аптеке; познакомить с работой продавца, объяснить последовательность действий и т.д.). Такая совместная деятельность является очень эффективной, ибо родители являются активными участниками коррекционно-воспитательного процесса.

Чем раньше ребёнок с проблемами в развитии будет включён в процесс специального формирования игровой деятельности, тем больших результатов мы сможем достигнуть.

Литература:

  1. «Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие» Клинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. М.: Айрис-пресс 2004г.
  2. «Игра и её роль в психологии развития ребёнка» Выготский Л.С. /Вопросы психологии/ 1999г.
  3. «Психология игры» Эльконин Д.В. М.: Просвещение, 1978г.
  4. «Руководство играми детей в дошкольном учреждении» Тверина Е.Н., Барсикова Л.С.; под ред. Васильевой. М.: Просвещение, 1986г.
  5. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Виноградова И.А., Позднякова Н.В.
  6. «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие». М.: «ИГЛ»2002г.
  7. «Азбука общения» Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., СПб, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Современные здоровьесберегающие технологии в комплексной помощи детям с нарушением зрения.»

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот период закладываются основы здоровья и правиль...

Статья: «Адаптивное физическое воспитание как средство реабилитации детей с нарушением зрения»

Занятия адаптивной физической культурой явля­ются необходимой составной частью превентивных, реабилитацион­ных и лечебных мероприятий для детей с нарушением зрения....

Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей с нарушением зрения в процессе овладения ими различными нетрадиционными приемами изображения в рисовании"

В данной публикации я рассказала о том, как знакомить детей с нарушениями зрения с нетрадиционными приемами изображения в изобразительной деятельности. Этот материап может быть использован  воспи...

Консультация для родителей Тема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»

Консультация для родителейТема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»...

Консультация для родителей Тема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»

Консультация для родителейТема: «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»...

Ориентируемся в пространстве вместе с малышами. Игровые задания для детей с нарушениями зрения

В данной консультации родителям детей с нарушения ми зрения предлагаются веселые и занимательные игры для обучения простейшим элементам ориентации в пространстве и "схеме" собственного тела....