Лексико-грамматическое занятие "Предлог В"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Занятие рассчитано на детей 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи. I год обучения. Общая продолжительность занятия: 25 минут.
Цель: Формирование у детей представления о смысловом (семантическом) значении предлога В и умения использовать этот предлог в предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlog_v.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлог В.
ЕшенкоНаталья Викторовна.
учитель-логопед
МАДОУ детский сад комбинированного вида
№55 «Березка»
Тип занятия: групповое.
Вид занятия: лексико-грамматическое.
Занятие рассчитано на детей 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи. I год обучения.
Общая продолжительность занятия: 25 минут.
Цель: Формирование у детей представления о смысловом (семантическом) значении предлога В и умения использовать этот предлог в предложениях.
Задачи: I Образовательные:
1. Формировать представление о пространственном расположении предметов в случае использования предлога В. 2. Познакомить детей с графической схемой и правилом предлога В. 3. Учить детей выделять предлог из предложения, определять его наличие или отсутствие. 4. Учить употреблять предлог В в предложениях. 5. Учить составлять простое распространенное предложение с предлогом В по сюжетной картинке.
II Коррекционно-развивающие:
1. Развивать у детей речевое внимание на основе упражнений на определение или отсутствие предлога В. 2. Развивать зрительное восприятие на основе упражнений на определение пространственного расположения предметов. 3. Учить детей отвечать на вопросы логопеда предложением, соблюдая порядок слов. 4. Развивать речевую память на основе словесной инструкции логопеда не повторять предыдущие ответы детей.
III Воспитательные задачи:
1. Учить детей воспринимать обращенную речь не перебивая собеседника (ребенка или взрослого).
Предполагаемый результат: Дети научатся выделять и употреблять предлог В в предложениях опираясь на смысловое значение предлога.
Ресурсы: Подарок, игрушка – котенок, ящик, чемодан, коробка, корзина, схема предлога, предметные и сюжетные картинки.
I Вводный этап.
1. Логопед показывает детям коробку, перевязанную большим бантом.
Логопед: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, мне подарили подарок! Как вы думаете, что может быть внутри коробки
Дети:
- Внутри коробки могут быть конфеты.
- Внутри коробки может быть машинка.
- Внутри коробки может быть мяч.
- Внутри коробки может быть кукла.
- Внутри коробки может быть конструктор.
-Внутри коробки может быть ваза.
II Основной этап:
- Логопед распаковывает подарок и достает игрушечного котенка. Прячет его в ящик, в чемодан, в шкаф, в коробку, и т. п.
Логопед: Куда спрятался котенок? Котенок спрятался в шкаф.
Дети:
- Котенок спрятался в ящик.
- Котенок спрятался в портфель.
- Котенок спрятался в спальню.
- Котенок спрятался в корзину.
После каждого ответа, логопед, выделяя голосом предлог В, произносит сам:
- Котенок спрятался в ящик.
- Котенок спрятался в корзину. и т.п.
- Объяснение: Логопед демонстрирует карточку со схемой предлога «В». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед проговаривает правило: «Когда предмет находится внутри чего-то, появляется маленькое слово В».
Дети за логопедом хором повторяют правило.
- Игра «Кто где живет?»:
- Ребята, наш котенок еще очень маленький и не знает, кто где живет, давайте поможем котенку разобраться! Рассмотрите картинки и схему и ответьте на мой вопрос по схеме:
Логопед: Где живет лиса? Лиса живет в норе.
Дети:
- Белка живет в дупле.
- Медведь живет в берлоге.
- Ласточка живет в гнезде.
- Скворец живет в скворечнике.
- Свиньи живут в свинарнике.
- Лошади живут в конюшне.
- Коровы живут в коровнике.
- Волк живет в логове.
- Муравей живет в муравейнике.
- Птица живет в гнезде.
- Акула живет в море.
- Собака живет в конуре.
- Курица живет в курятнике.
- Пчелы живут в улье.
- Щука живет в реке.
После проговаривания предложений логопед спрашивает: Какое «Маленькое слово» было в каждом предложении?
Дети: В каждом предложении было «маленькое слово» В.
- Игра «Кого? Что?»
Логопед: А сейчас я расскажу вам сказку про игрушечного котенка:
Жил-был котёнок по имени Пушок. Он был маленький и белый. Но у него были грустные глаза. Поэтому мальчик Кирилл взял котенка себе.
Кирилл играл с Пушком, чтобы ему было весело. Но глаза Пушка все равно оставались грустными.
Однажды мальчик спросил котёнка, почему его глаза никогда не бывают веселыми. Но котёнок ему не ответил. Потому что он был игрушечный.
Кирилл сам придумал ответ и ответил за котёнка:
- У меня грустные глаза, потому что я ни разу не был ни в зоопарке, ни в лесу.
- Я расскажу тебе! – сказал Кирилл.
Кирилл рассказал Пушку где кто живет и котёнок улыбнулся. И больше не грустил.
Логопед: Ребята, давайте попробуем догадаться, о чем рассказал Кирилл. Кого можно увидеть в лесу?
Дети:
- В лесу можно увидеть волка.
- В лесу можно увидеть лису.
-В лесу можно увидеть ежа.
-В лесу можно увидеть лося.
- В лесу можно увидеть грибника.
- В лесу можно увидеть лесника.
Логопед: Что можно увидеть в лесу?
Дети:
- В лесу можно увидеть деревья.
- В лесу можно увидеть грибы.
- В лесу можно увидеть ягоды.
- В лесу можно увидеть листья.
- В лесу можно увидеть мох.
- В лесу можно увидеть ручей.
- В лесу можно увидеть камни.
Логопед: Кого можно увидеть в зоопарке?
Дети:
- В зоопарке можно увидеть медведя.
- В зоопарке можно увидеть слона.
- В зоопарке можно увидеть тигра.
- В зоопарке можно увидеть детей.
Логопед: Что можно увидеть в зоопарке?
- В зоопарке можно увидеть клетки.
- В зоопарке можно увидеть деревья.
- В зоопарке можно увидеть скамейки.
- В зоопарке можно увидеть скульптуры.
- В зоопарке можно увидеть дорожки.
- В зоопарке можно увидеть ограды.
- В зоопарке можно увидеть цветы.
- Динамическая пауза. Логопед декламирует «рифмовку», а дети сопровождают декламацию соответствующими жестами, движениями.
Огоньки на елочке весело горят,
Приглашая в хоровод маленьких ребят.
Поскорее просыпайся
Утром в садик собирайся.
Ведь на вешалке пальто
Ждет когда наденет кто.
После проговаривания и выполнения действий логопед спрашивает детей:
- Услышали вы маленькое слово В?
Дети выделяют его в соответствующих предложениях:
- Приглашая в хоровод маленьких ребят.
- Утром в садик собирайся.
- Игра: «Услышь маленькое слово».
Логопед: Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно и найдите в нем маленькое слово В.
- Лягушка, лягушка,
где ты была?
-Ква-ква-ква,
Важные были дела!
Утром ныряла в пруду,
Днем загорала в саду,
А потом в тишине
Съела я муху на ужин….
Ночью спала на луне,
Которая плавала в луже.
Дети:
- Утром ныряла в пруду.
- Днем загорала в саду.
- А потом в тишине
- Которая плавала в луже.
- Самостоятельная работа детей: каждый ребенок по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово В.
Дети:
- Цветы стоят в вазе.
- Хлеб лежит в хлебнице.
- Машина стоит в гараже.
- Бабушка заходит в автобус. И т.д.
III Обобщающий этап:
Логопед: С каким маленьким словом мы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились с маленьким словом В.
Логопед: Вспомните, когда оно появляется в предложении?
Дети: Маленькое слово появляется в предложении тогда, когда предмет находится внутри чего-то.
IV Заключительный этап:
Логопед: Ребята, вы молодцы! Вы внимательно слушали, поэтому нашли «маленькое слово» В в каждом предложении! Наш котенок очень рад и хочет остаться с вами и поиграть!
Список литературы:
1. Градова Г.Н. Стишок повторяй – предлог запоминай // Логопед в детском саду. – 2006- №4(13).
2. Папилова Л.П. Классные уроки. - М., «Оникс 21 век», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР
Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...
Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"
Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.
для детского сада...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".
Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...
Занятие лексико-грамматическое "Овощи - фрукты" в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ОНР.
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет по ознакомлению с окружающим миром и формированию грамматического строя речи. Проводится с целью обобщения и систематизации...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....