Конспект занятия по развитию речи "Лесные истории"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
В конспекте представлен материал для формирования и закреплениялексико-грамматических категорий по лексическим темам "Лес", "Деревья", "Грибы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект логопедического занятия "Лесные истории" | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Лесные истории» (подготовительная группа)
Цель: расширение и систематизация представлений детей об осенних изменениях в природе на основе лексических тем «Осень», «Деревья», «Грибы».
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять образование множественного числа существительных, прилагательных и глаголов;
- согласовывать прилагательные с существительными;
- закреплять составление предложений с предлогами от, под;
- совершенствовать навык образования сложных слов;
- образовывать однокоренные слов к существительному «гриб»;
- согласовывать числительные и прилагательные с существительными;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь;
- развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации;
- развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением;
- развивать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости;
- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней;
- воспитывать коммуникативные навыки, чуткое и внимательное отношение друг к другу;
Здоровьесберегающие задачи:
- создавать гигиенические условия, способствующих формированию у детей здорового образа жизни;
- следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.
Словарь:
Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, туча, дождь, ветер, холод, листья, трава, лес, деревья, дуб, береза, осина, рябина, ива, ель, сосна, грибы, боровик, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, лисичка, масленок, рыжик, волнушка, опенок.
Прилагательные: осенний, холодный, серый, мелкий, сильный, желтый, оранжевый, фиолетовый, розовый, крепкий,
Глаголы: дуть, набегать, моросить, наступать, желтеть, опадать, собирать, срывать, искать, вырастать, надевать, согревать, прибегать.
Оборудование: мяч, магнитная доска, картинки деревьев и силуэты на магнитах, картинки грибов на магнитах, разрезные картинки в конвертах, столы, стулья, музыкальная запись.
Предварительная работа:
- наблюдение природных явлений;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественных произведений;
- беседы о лесе;
Ход занятия:
- Орг. момент: дети входят в зал, приветствуют гостей, встают полукругом:
Учитель-логопед:
- Отгадайте загадку: Солнце светит иногда,
Тучи на небе всегда,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
- Назовите все вместе осенние месяцы. А теперь передавайте друг другу мяч и по очереди называйте осенние месяцы.
- Присаживайтесь на стулья (стулья стоят полукругом)
2. Игровое упр-е «Назовите во множестве»
Давайте назовем, что происходит осенью; назовите во множестве:
- Холодный ветер дует, а …холодные ветра дуют.
- Серая туча набегает, а …серые тучи набегают.
- Мелкий дождь моросит, а …мелкие дожди моросят.
- Сильный холод наступает, а…сильные холода наступают.
- Осенний лист желтеет, а…осенние листья желтеют.
- Желтый лист опадает, а …желтые листья опадают.
3. – В зал под музыку «влетает» сорока (переодетый ребенок):
- Ой-ой-ой! Беда! Беда! Ой-ой-ой!
- Подожди, сорока, не кричи! Что случилось?
- В осеннем лесу беда! Там происходят какие-то странные истории! Все перепуталось! Ничего не понимаю! Нужна помощь!
- Ребята, поможем сороке-белобоке разобраться с лесными историями?
Координация речи с движением
Быстро встаем,
Куртки и шапки из шкафа берем,
Шапки на голову мы надеваем,
Перчатки на пальчики натягиваем,
Ножки в сапожках согреваем,
Время не теряем и
И за сорокой в лес прибегаем.
- Возьмитесь за руки (под музыку дети за Сорокой «змейкой» передвигаются по залу).
4. Дид/игра «Найди дерево по тени»
– Ребята, посмотрите! Правда, странная история! От деревьев остались только тени. Помогите найти деревья! (на магнитной доске тени деревьев)
- На столе разложены плоскостные деревья; дети по очереди подходят, берут картинки и присоединяют на доску, проговаривают.
- Эта тень от дуба. Эта тень от березы. Эта тень от осины. Эта тень от рябины. Эта тень от ивы. Эта тень от ели. Эта тень от сосны.
5. – В осеннем лесу не только деревья растут. Давайте расскажем, как лесные зверушки искали грибы.
Координация речи с движением и развитие творческого воображения
«За грибами»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали – рыжики срывали.
Лисички бежали – лисички собирали.
Скакали зайчатки – искали опятки.
Медведь проходил –
Мухомор раздавил.
6. - В это время учитель-логопед расставляет на доске под деревьями картинки грибов.
Подойдите - ка поближе,
Наклонитесь – ка пониже,
Что там под березой?
Что там под осиной?
Подберезовик, подосиновик,
Сыроежка и волнушка,
Просятся в лукошко.
- Сорока «подлетает» и кричит:
- Ой-ой-ой! Опять какая-то странная история! Помогите!
- Подожди, сорока, не кричи! Ребята сейчас помогут.
- Ребята, и правда! Посмотрите, что произошло! Грибы перепутались! Выросли не на своих местах! Ведь известно, что деревья и грибы дружат и помогают друг другу. Даже названия у грибов «говорящие» - где грибы растут или на что похожи.
Помогите разобраться, распутайте эту историю.
Дид/игра «Где вырос гриб»
- Дети по очереди подходят к доске, переставляют грибы и рассказывают:
- Под дубом вырос белый гриб – боровик
- Под березой вырос подберезовик.
- Под осиной вырос подосиновик.
- Под елью вырос масленок.
- Под сосной выросла волнушка.
- Около пенька выросли опята.
- На полянке выросли лисички и сыроежки.
7. Дид/игра «Закончи предложение»
- А теперь все вместе поиграем – закончите предложение:
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной,
И из дома в тот же миг в лес отправился… грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для …грибов.
Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал… грибную.
Вдруг под елочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле…грибница!
Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные …грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадется и … грибище!
8. – Ребята, вы хотите тоже грибы пособирать? Возьмите стулья и пересядьте за столы. Соберите грибы из разрезных картинок. Сорока, ты тоже присоединяйся к ребятам.
- Расскажите, какие грибы вы собрали и сколько:
- Я собрал три фиолетовые сыроежки.
- Я собрал да крепких боровика
- Я собрала пять маленьких опят. И т.д.
9. Итог занятия.
– Сорока, смотри, какие ребята молодцы! И запутанные лесные истории распутали и грибов набрали.
Сорока: - Спасибо большое за помощь! Я вам тоже грибы припасла.
Сорока отдает учителю-логопеду корзинку с печеньем-грибочками.
Все прощаются и выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи: «Фруктовая история»
закрепление знаний детей о фруктах; обучение детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок; закрепление правильного употребления в речи имен существительных в творительном падеже; раз...
Конспект занятия по развитию речи.Тема: "Образование названий детёнышей. История в зимнем лесу."
конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Книжкины истории».
Цель: закрепить знания детей по теме «Книги». Программное содержание. Задачи. Учить применять полученные знания в специально подготовленной обстановке. Ут...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием проблемной ситуации на тему: «История двух друзей»
Занятие с использованием технологии проблемного обучения...
Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....
Конспект занятия по развитию речи "История Паучка"
Этот конспект напомнит воспитанникам о важности соблюдения элементарных правил вежливости и повседневном этикете, познакомит с классификацией предметов по группам: транспорт, животные птицы, продукты,...
Конспект занятия по развитию речевого творчества в старшей группе: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ, ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» («ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ»)
Данная разработка направлена на развитие связной речи у детей и на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных, определений. Занятие учит детей расска...