Конспект занятия по развитию речи.Тема: "Образование названий детёнышей. История в зимнем лесу."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тараба Лариса Александровна

конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект открытого занятия24.14 КБ

Предварительный просмотр:


Тема:        Образование названий детёнышей.   История в зимнем лесу.

Цели: 1..Закрепить названия диких животных.

            2.Упражнять в образовании существительных ,обозначающих  названия диких животных.

            3.Расширять активный и пассивный словарь по теме.

            4.Развивать речь ,память, внимание ,мышление ,мелкую моторику.

            5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: сюжетные картинки из серии  «Семья диких животных»; игрушка «  Лесовичок»; волшебная палочка ; шаблоны диких животных и их детёнышей;  магнитофонная запись загадок и зимней сказки;  ёлки , ватман,  фломастеры,  лукошко,  конфеты.

                                                            Ход занятия.

1.Организационный момент.

     Здравствуйте ребята сегодня у нас необычное занятие ,к нам пришли гости .Давайте поздороваемся  с ними.

 -Ребята, скажите, какое сейчас время года? Правильно ,зима.

-А хотите отправиться в весенний  лес на прогулку?

-Да ,хотим.

-Надеваем лыжи-и в путь!

(звучит музыка, дети идут по залу ,останавливаются возле домика Лесовичка)                                                                                                                                                       

3 .Введение в тему занятия.

-Кто же живёт в этом домике? (ответы детей)

Давайте посмотрим !Да это же Лесовичок! А в руках у него волшебная палочка.

Я слышу ,он нам что-то говорит .Послушайте.

(магнитофонная запись:-Здравствуйте, ребята! Я  Лесовичок, охраняю этот лес. Вы пришли ко мне в гости? Тогда  выполните моё условие: передавайте  волшебную палочку друг другу и называйте тех, кто  живёт в моём лесу.)

-Ребята вы поняли условия Лесовичка? Я вам подскажу ,как правильно ответить. Начинайте так :»В лесу живёт……» Слушайте внимательно друг  друга ,не повторяйтесь.

(дети друг другу передают палочку и называют животных леса)

Лесовичок :- А теперь  отгадайте мои загадки.

1)Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

   Хвост пушистый –краса,

    А зовут её (Лиса).

Дети отгадывают загадки .Картинки-отгадки  выставляется на доске.

: -Лиса рыжая.(Хитрая ,быстрая, ловкая….)

-Давайте назовём лисью семью: Папа –лис, мама –лиса, дети-лисята, один-лисёнок.

Лесовичок:- Слушайте вторую загадку:

2)Кто зимой холодной

Бродит злой ,голодный?(Волк).

Давайте назовём волчью семью :Папа –волк ,мама-волчица ,дети-волчата ,один –волчёнок.

Лесовичок: -отгадайте следующую загадку:

3)Хвост пушистый дугой

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый ,темноглазый,

По деревьям  любит лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы  зверю  жить  в тепле.(Белка).

-Белка  какая?(Быстрая ,ловкая, красивая….)

-Давайте  назовём беличью семью :Папа-белка, мама-белка, дети-бельчат а  ,один -бельчонок.

Лесовичок:-Вот для вас ёщё одна загадка:

4)Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.(Ёж)

-Ёж какой? (Колючий, умный ,ловкий ,маленький.)

-Давайте назовём    семью ежа .:Папа- ёж, мама-ежиха ,дети-ежата ,один-ежонок.

Лесовичок:- Слушайте следующую загадку:

5)Зверька узнаём мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шубке серой –летом.(Заяц)

-Заяц  какой?( Маленький ,трусливый ,быстрый)

Давайте назовём заячью семью: Папа-заяц, мама-зайчиха ,дети- зайчата, один-зайчонок.

Лесовичок:-Молодцы ,ребята !Слушайте последнюю загадку:

6)Ходит летом косолапо,

А зимой сосёт он лапу.(медведь)

-Медведь  какой?(Папа-медведь, мама-медведица ,дети- медвежата,один-медвежонок.

-Молодцы, ребята, хорошо отвечали. А теперь немного отдохнём и поиграем.

4 .Физкультурно –оздоровительный  момент

-Собрались лесные зверята вокруг  ёлки  поскакать. И мы  с вами тоже встанем  вокруг ёлочки  и поиграем:

Медвежонок топ –топ!                               (   дети  хлопают  ногами)

А ежонок хлоп –хлоп!                                     (дети хлопают в ладоши)

А волчонок щёлк-щёлк!                                 (щелчки пальцами)

А лисёнок шмыг- шмыг!                               (прыжки на двух ногах)

А бельчонок прыг-прыг!                               («срывают орешки  » в прыжке)

5 .Прослушивание сказки »История в зимнем лесу»

   -Лесовичок  хочет вам рассказать сказку .Послушайте его.

  -Лесовичок:-Сядьте, пожалуйста  поудобнее. Я вам расскажу интересную историю .Дело было     зимой. Все тропинки ,полянки засыпал белый пушистый снег. Укрыл он  тёплым одеялом все деревья  в лесу .Вот в такой  ясный морозный зимний день отправились на прогулку лесные звери :волки ,лис ы ,зайцы вместе с малышами .И только семья медведей крепко спала в берлоге. Развеселились  детёныши малыши ,побежали ,поскакали по заснеженным дорожкам, разбудили даже семью медведей ;и не заметили ,как  заблудились.

   Зимний день короткий .Стало темнеть в лесу. Заволновались мамы :»Где же наши мамы?»

Забрались малыши на ёлку ,чтобы лучше было видно и сидят ждут ,когда же их найдут…

(появляется ёлка  с малышами ) Лесовичок ставит ёлку с малышами).

Ребята ,вы можете помочь мамам найти малышей ,если правильно их назовёте.

6 .Упражнение в словообразовании   сущесвительных  ,обозначающих названия детёнышей животных.

-Вот на полянке  появилась  мама-лиса .Она зовёт своего малыша.

-Лисёнок! (Ребёнок подходит к ёлке ,ищет малыша, ставит рядом с мамой и говорит:

-Лиса с лисёнком вместе.)

-Прискакала сюда же зайчиха .Как она  зовёт своего детёныша? (Зайчонок)Кто с кем вместе?

-Опустилась с дерева на полянку мама-белка. Как она зовёт  своего любимого сыночка?

(Бельчонок).

-Вперевалочку идёт мама -медведица. А как она зовёт своего  малыша?(Медвежонок).

Аналогично волчонок ,ежонок.

-Все мамы нашли своих детей ,а помогли им в этом вы ребята. Спасибо вам!

                                                                      (песня  про маму)

8.Упражнение на  развитие мелкой моторики пальцев.

-Ребята, давайте сделаем подарок для Лесовичка. Посмотрите он нам  приготовил листы бумаги и карандаши. для него мы нарисуем  картину с изображением детёнышей диких животных.    (Дети подходят к столу  и на  листе  ватмана обводят шаблоны)

Лесовичку дарят подарок .Он прощается и уходит.

-Ребята нам пора возвращаться  в детский сад!

9.Итог занятия.

-Оценка работы детей.

-Ребята ,вам понравилось путешествие?

-Кого мы встретили в зимнем лесу?( лесных зверей ,Лесовичка.)

-Лесовичку  очень понравились ваши ответы и он приготовил вам сюрприз.(конфеты

«Мишка на палочке» ) Логопед угощает детей.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида детский сад «Звёздочка» г. Зернограда

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: «Образование названий детёнышей. История в зимнем лесу».

(старшая группа)

Логопед:Тараба.Л.А.

2006 г

г .Зерноград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению детей рассказыванию.«Новости зимнего леса».

Программное содержание. 1.Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить знания о диких животных: знать название, внешний вид, повадки, чем питаются, как спасаются от врагов Развивать ...

открытое занятие по развитию речи во 2 мл.гр."Прогулка по зимнему лесу".

Предварительная работа: Беседа о зиме, экскурсии в лесопарковую зону, иллюстрации, стихи о зиме, русские народные сказки о животных: " Лисичка - сестричка и серый волк", " Лиса и кувшин", " Лиса и жур...

Конспект-занятие по развитию речи "Животные и их детёныши"

Задачи:Образовательные:- учить детей различать взрослых животных и их детёнышей;- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко – тихо, тоненьким...

Конспект НОД по развитию речи посредством интеграции образовательных областей "Приключения в зимнем лесу" в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Познание – ФЦКМ», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».Задачи:Фо...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Прогулка по зимнему лесу»

Задачи:1. Закрепить знания детей о диких животных, их характерных особенностях.2. Развивать коммуникативные умения и навыки.3. Способствовать развитию навыков познавательно-исследовательской деятельно...

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии «Елка в зимнем лесу» в старшей группе детского сада.

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии  «Елка в зимнем лесу» в старшей группе детского сада....