Конспект занятия по развитию связной речи "В гостях у Незнайки
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Наталья Олеговна

Конспект занятия по развитию связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка»  

                                                                                         

Конспект занятия

«В гостях у  Незнайки». 

                                                                                                                                                                                              

Подготовил учитель-логопед:

Кузнецова Н.О.

Балашиха

2018

Занятие по обучению грамоте и развитию связной  речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей».

Цель: Построение связного речевого высказывания с опорой на пиктограммы   и составление  рассказов описаний  по заданному алгоритму.

Задачи:

Обучающие:

1.Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.

2.Составлять предложения по заданной схеме с использованием пиктограмм, определять количество слов в предложении.

3.Учить детей подбирать антонимы к словам.

4. Составлять   описательный рассказ по алгоритму.

5.Совершенствовать фонематический слух.

6.Уточнять , расширять, активизировать  предметный , глагольный словарь и словарь  признаков. .

Воспитательные :

1.Воспитывать интерес к учебной деятельности.

2.Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.

Развивающие :

1.Развивать внимание, слухоречевую память

2.Развивать  мыслительные операции анализа и синтеза, творческое мышление;

Материал:

Мультимедийное сопровождение

Карточки — схемы.

Касса букв

Мешок с предметами.

Картинки с изображением предметов.

Мячик.

Ход:

1.Вступительная часть.

Логопед : Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас в сказку.

Под музыку в зал входят дети.

Логопед: В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышка их называли потому, что они были маленькие. А самым главным из них был малыш по имени  Знайка.

Знака и Незнайка начинают спорить .

Незнайка: Не надо ничему учиться, не надо ничего знать .Я и так всё смогу сделать.

Знайка : Незнайка ты не прав. Надо всему  учиться. Уметь красиво говорить и  объяснять так , чтобы тебя все понимали.

2.Основная часть

Незнайка: Посмотрите ребята  какие я буквы написал.

Логопед: Ребята , правильно Незнайка написал буквы?

Ответы детей : Мы таких букв не знаем.

Логопед: Поможем Незнайке написать правильно буквы.

Игра «Дорисуй букву»

Дети получают карточки и дописывают недостающий элемент.

Логопед: Скажите, пожалуйста, какие буквы у вас получились.

Незнайка ты знаешь , что из букв получаются слова? А давайте с вами из этих букв выложим слово.

Игра «Собери  Слово» Дети выходят и по очереди выкладывают слова.(КОЗА,ВАЗА, РОЗА,ЗИНА, ЗАКАЗ, ЗНАК)

Логопед: Незнайка ты понял, что  правильно писать  буквы очень важно. Но у нас есть не только буквы, но и звуки. Дети  чем отличаются буквы и звуки.

Дети отвечают: Буквы мы пишем и читаем , а звуки мы произносим и слышим.

Логопед: Звуки мы сливаем и из них получаются слова .Для  того, что бы общаться нам нужно знать очень много слов. Иметь богатый словарный запас. Наши ребята знают очень много разных слов.

Логопед: Сейчас мы поделимся на команды. Первая команда называет слова со звуком З, вторая команда со звуком С.

Игра «Назови слово»

Дети делятся на команды . Называют слова и говорят где находится звук.

Логопед: Незнайка ты знаешь , что слова бывают разные ?

Есть слова которые обозначают предметы.

Дети :  Живые и неживые  предметы.

Логопед: Давайте поиграем, я буду называть слова , а вы покажите мне нужную карточку.

Игра «Живое-неживое»
Дети берут со стола две карточки.

Логопед  называет слова:

СТОЛ, КОТ,  БУМАГА,  СИНИЧКА, ДИВАН, РЕБЁНОК, МАШИНА…

Логопед: Молодцы, ребята. Все слова имеют своё значение. Ребята , а бывает так, что слово одно –  а предмета два?

Незнайка : Нет .Такого небывает.

Логопед: Давайте покажем Незнайке, что такие слова бывают.

Игра «Найди пару» На доске вывешены  картинки, дети находят слова омонимы. Приводят примеры.

Лист, лисичка, ручка, мышка, ножка, кисть, блюдо…..

Логопед: Предлагаю вам поиграть в интерактивную игру.

 Игра  «Скажи наоборот» 

Дети: Белый-черный, высокий- низкий, маленький- большой, чистый- грязный, узкий – широкий……

Логопед: Молодцы, скажите какие слова  ,мы с вами называли?

Дети: Слова признаки предмета.

Логопед? Слова признаки очень важны можно не называя предмет описать его так, что человек догадается.

Игра «Отгадайка»

Незнайка давай мы с ребята попробуем описать предмет, а ты скажешь ,что мы описали.

Дети описывают предмет.

 Логопед: А  сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и отправиться со мной на прогулку.

Динамичекая пауза

Дети все лопаты взяли

И пушистый снег копали

Вот так .Вот так-так.

Дети все на санки сели

Дружно с горки полетели.

Вот так .Вот так-так.

А потом снежки лепили

И друг другу  подарили.

Вот так .Вот так-так.

А потом на лыжи встали.

Быстро  с горки побежали

Вот так .Вот так-так.

А потом домой позвали .

Снег с одежды отряхали.

Вот так .Вот так-так.

Дети к вечеру устали

И в кроватках задремали.

Вот так .Вот так-так.

Логопед: Какие слова мы с  вами  ещё знаем??

Дети : Слова обозначающие действия.

Логопед: Назовите мне пожалуйста , какие слова –действия мы с вами называли.

Дети отвечают.

Логопед: А ещё у нас есть слова помощники. Словауказатели- предлоги.

Логопед: А сейчас я буду называть предложение , а выложите мне схему .

Большая машина едет.  Пушистый кот сидит на диване.

Логопед: Давайте сыграем   ещё в одну игру. Я буду называть предложения, а вы скажите правильно я говорю или нет.

Игра «Исправь ошибку».

1. Червяк клевал скворца.

2. Песня пела соловья.

3. Мохнатая гусеница съела синицу.

4. В цветке стояла ваза.

5. Грибы собирали детей в корзину.

6. Пушистая мышка поймала кошку.

Логопед: Теперь  я выложу схему, а вы придумайте предложение.

Дети составляют предложения.

Логопед: Очень важно  объяснять так, чтобы тебя понимали другие люди.

 Ребята, давайте возьмем предмет в волшебном ящике и попробуем рассказать о нём так, чтобы наши гости догадались.

Дети достают предмет.

Логопед: Давайте расскажем о предмете.

А для начала составим схему.

Дети говорят алгоритм – схемы и по схеме описывают предмет.

Гости отвечают

Логопед:

Ребята скажите  нужна нам красивая грамотная речь?

Дети отвечают.

Логопед: А для чего?

Дети отвечают.

Логопед: Незнайка  теперь ты понял,  почему надо учиться говорить так, чтобы тебя каждый мог понять.

Самоанализ занятия  по развитию связной речи «В гостях у Незнайки и его друзей»:

Занятие проводилось  с воспитанниками  подготовительной логопедической группы (ФФН , ,  ОНР 3 ур , дизартрия).  Дети проходят второй год обучения в логопедической группе.  

Цель: Построение связного речевого высказывания с опорой на пиктограммы   и составление  рассказов описаний  по заданному алгоритму.

Задачи:

Обучающие:

1.Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.

2.Составлять предложения по заданной схеме с использованием пикторограмм, определять количество слов в предложении.

3.Учить детей подбирать антонимы к словам.

4. Составлять   описательный рассказ по алгоритму.

5.Совершенствовать фонематический слух.

6.Уточнять , расширять, активизировать  предметный , глагольный словарь и словарь  признаков. .

Воспитательные :

1.Воспитывать интерес к учебной деятельности.

2.Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.

Развивающие :

1.Развивать внимание, слухоречевую память

2.Развивать  мыслительные операции анализа и синтеза, творческое мышление;

Считаю, что поставленная  цель была достигнута.   Задачи в ходе занятия были выполнены.

Занятие на закрепление материала цикле занятий  по программе Н.Е. Арбековой  «Развиваем связную речь у детей с ОНР6-7 лет» и О.С. Гомзяк «Говорим правильно в  6-7 лет. Дополнительно использована в программе система логопедической работы  С.Н. Викжанович «Формирование у дошкольников с ОНР лексики с использованием пиктограмм».

Методы, используемые в работе:  дидактические игры, интерактивная игра, элементы логоритмики , работа с пиктограммами,.

 Формы работы: групповые,  индивидуальные, работа в парах.

Организационный этап (создание эмоционально настроя; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей).Вход под музыку знакомство с героями, приветствие гостей.

Мотивационный этап (погружение в тему занятия).: появление сказочных героев, построение проблемной ситуации ( спор главных героев).

Практический этап (задания на развитие фонематического  слуха и восприятия, ):обогащение словарного запаса, построение связного речевого высказывания и рассказа)

В этом этапе  было использовано много игр.Для развития фонем атического восприятия и слуха были проведены игры : «Дорисуй букву», «Собери слово», «Назови слово».Обогащения словарного запаса «Живое- неживое», «Найди пару», «Скажи наоборот», «Отгадайка», «Исправь ошибку». Для построение В основной части была проведена работа с использованием пиктограмм. Составление описательного рассказа по алгоритму. В середине занятия была включена подвижная игра «Прогулка» активизации предикативного словаря и снятия напряжения и усталости .

Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия): детям дается сложно этап рефлексии, нужна помощь стимулирующая, направляющая.

 На занятии была создана позитивная,  доброжелательная, рабочая   атмосфера. Для профилактики утомления были использованы смены видов деятельности. Для отработки и закрепления были использовано много игр. Дети проявляли интерес, были достаточно раскрепощены. Есть моменты отвлечения внимания. Дети хорошо работали в течении всего занятия, были допущены небольшие ошибки. Над которыми мы поработаем на следующих занятиях.

 В целом, проведенное занятие отвечало поставленным целям и задачам.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка»  

                                                                                         

Конспект занятия

«В гостях у  Незнайки». 

                                                                                                                                                                                              

Подготовил учитель-логопед:

Кузнецова Н.О.

Балашиха

2018

Занятие по обучению грамоте и развитию связной  речи в подготовительной группе «В гостях у Незнайки и его друзей».

Цель: Построение связного речевого высказывания с опорой на пиктограммы   и составление  рассказов описаний  по заданному алгоритму.

Задачи:

Обучающие:

1.Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.

2.Составлять предложения по заданной схеме с использованием пиктограмм, определять количество слов в предложении.

3.Учить детей подбирать антонимы к словам.

4. Составлять   описательный рассказ по алгоритму.

5.Совершенствовать фонематический слух.

6.Уточнять , расширять, активизировать  предметный , глагольный словарь и словарь  признаков. .

Воспитательные :

1.Воспитывать интерес к учебной деятельности.

2.Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.

Развивающие :

1.Развивать внимание, слухоречевую память

2.Развивать  мыслительные операции анализа и синтеза, творческое мышление;

Материал:

Мультимедийное сопровождение

Карточки — схемы.

Касса букв

Мешок с предметами.

Картинки с изображением предметов.

Мячик.

Ход:

1.Вступительная часть.

Логопед : Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас в сказку.

Под музыку в зал входят дети.

Логопед: В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышка их называли потому, что они были маленькие. А самым главным из них был малыш по имени  Знайка.

Знака и Незнайка начинают спорить .

Незнайка: Не надо ничему учиться, не надо ничего знать .Я и так всё смогу сделать.

Знайка : Незнайка ты не прав. Надо всему  учиться. Уметь красиво говорить и  объяснять так , чтобы тебя все понимали.

2.Основная часть

Незнайка: Посмотрите ребята  какие я буквы написал.

Логопед: Ребята , правильно Незнайка написал буквы?

Ответы детей : Мы таких букв не знаем.

Логопед: Поможем Незнайке написать правильно буквы.

Игра «Дорисуй букву»

Дети получают карточки и дописывают недостающий элемент.

Логопед: Скажите, пожалуйста, какие буквы у вас получились.

Незнайка ты знаешь , что из букв получаются слова? А давайте с вами из этих букв выложим слово.

Игра «Собери  Слово» Дети выходят и по очереди выкладывают слова.(КОЗА,ВАЗА, РОЗА,ЗИНА, ЗАКАЗ, ЗНАК)

Логопед: Незнайка ты понял, что  правильно писать  буквы очень важно. Но у нас есть не только буквы, но и звуки. Дети  чем отличаются буквы и звуки.

Дети отвечают: Буквы мы пишем и читаем , а звуки мы произносим и слышим.

Логопед: Звуки мы сливаем и из них получаются слова .Для  того, что бы общаться нам нужно знать очень много слов. Иметь богатый словарный запас. Наши ребята знают очень много разных слов.

Логопед: Сейчас мы поделимся на команды. Первая команда называет слова со звуком З, вторая команда со звуком С.

Игра «Назови слово»

Дети делятся на команды . Называют слова и говорят где находится звук.

Логопед: Незнайка ты знаешь , что слова бывают разные ?

Есть слова которые обозначают предметы.

Дети :  Живые и неживые  предметы.

Логопед: Давайте поиграем, я буду называть слова , а вы покажите мне нужную карточку.

Игра «Живое-неживое»
Дети берут со стола две карточки.

Логопед  называет слова:

СТОЛ, КОТ,  БУМАГА,  СИНИЧКА, ДИВАН, РЕБЁНОК, МАШИНА…

Логопед: Молодцы, ребята. Все слова имеют своё значение. Ребята , а бывает так, что слово одно –  а предмета два?

Незнайка : Нет .Такого небывает.

Логопед: Давайте покажем Незнайке, что такие слова бывают.

Игра «Найди пару» На доске вывешены  картинки, дети находят слова омонимы. Приводят примеры.

Лист, лисичка, ручка, мышка, ножка, кисть, блюдо…..

Логопед: Предлагаю вам поиграть в интерактивную игру.

 Игра  «Скажи наоборот» 

Дети: Белый-черный, высокий- низкий, маленький- большой, чистый- грязный, узкий – широкий……

Логопед: Молодцы, скажите какие слова  ,мы с вами называли?

Дети: Слова признаки предмета.

Логопед? Слова признаки очень важны можно не называя предмет описать его так, что человек догадается.

Игра «Отгадайка»

Незнайка давай мы с ребята попробуем описать предмет, а ты скажешь ,что мы описали.

Дети описывают предмет.

 Логопед: А  сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и отправиться со мной на прогулку.

Динамичекая пауза

Дети все лопаты взяли

И пушистый снег копали

Вот так .Вот так-так.

Дети все на санки сели

Дружно с горки полетели.

Вот так .Вот так-так.

А потом снежки лепили

И друг другу  подарили.

Вот так .Вот так-так.

А потом на лыжи встали.

Быстро  с горки побежали

Вот так .Вот так-так.

А потом домой позвали .

Снег с одежды отряхали.

Вот так .Вот так-так.

Дети к вечеру устали

И в кроватках задремали.

Вот так .Вот так-так.

Логопед: Какие слова мы с  вами  ещё знаем??

Дети : Слова обозначающие действия.

Логопед: Назовите мне пожалуйста , какие слова –действия мы с вами называли.

Дети отвечают.

Логопед: А ещё у нас есть слова помощники. Словауказатели- предлоги.

Логопед: А сейчас я буду называть предложение , а выложите мне схему .

Большая машина едет.  Пушистый кот сидит на диване.

Логопед: Давайте сыграем   ещё в одну игру. Я буду называть предложения, а вы скажите правильно я говорю или нет.

Игра «Исправь ошибку».

1. Червяк клевал скворца.

2. Песня пела соловья.

3. Мохнатая гусеница съела синицу.

4. В цветке стояла ваза.

5. Грибы собирали детей в корзину.

6. Пушистая мышка поймала кошку.

Логопед: Теперь  я выложу схему, а вы придумайте предложение.

Дети составляют предложения.

Логопед: Очень важно  объяснять так, чтобы тебя понимали другие люди.

 Ребята, давайте возьмем предмет в волшебном ящике и попробуем рассказать о нём так, чтобы наши гости догадались.

Дети достают предмет.

Логопед: Давайте расскажем о предмете.

А для начала составим схему.

Дети говорят алгоритм – схемы и по схеме описывают предмет.

Гости отвечают

Логопед:

Ребята скажите  нужна нам красивая грамотная речь?

Дети отвечают.

Логопед: А для чего?

Дети отвечают.

Логопед: Незнайка  теперь ты понял,  почему надо учиться говорить так, чтобы тебя каждый мог понять.

Самоанализ занятия  по развитию связной речи «В гостях у Незнайки и его друзей»:

Занятие проводилось  с воспитанниками  подготовительной логопедической группы (ФФН , ,  ОНР 3 ур , дизартрия).  Дети проходят второй год обучения в логопедической группе.  

Цель: Построение связного речевого высказывания с опорой на пиктограммы   и составление  рассказов описаний  по заданному алгоритму.

Задачи:

Обучающие:

1.Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.

2.Составлять предложения по заданной схеме с использованием пикторограмм, определять количество слов в предложении.

3.Учить детей подбирать антонимы к словам.

4. Составлять   описательный рассказ по алгоритму.

5.Совершенствовать фонематический слух.

6.Уточнять , расширять, активизировать  предметный , глагольный словарь и словарь  признаков. .

Воспитательные :

1.Воспитывать интерес к учебной деятельности.

2.Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.

Развивающие :

1.Развивать внимание, слухоречевую память

2.Развивать  мыслительные операции анализа и синтеза, творческое мышление;

Считаю, что поставленная  цель была достигнута.   Задачи в ходе занятия были выполнены.

Занятие на закрепление материала цикле занятий  по программе Н.Е. Арбековой  «Развиваем связную речь у детей с ОНР6-7 лет» и О.С. Гомзяк «Говорим правильно в  6-7 лет. Дополнительно использована в программе система логопедической работы  С.Н. Викжанович «Формирование у дошкольников с ОНР лексики с использованием пиктограмм».

Методы, используемые в работе:  дидактические игры, интерактивная игра, элементы логоритмики , работа с пиктограммами,.

 Формы работы: групповые,  индивидуальные, работа в парах.

Организационный этап (создание эмоционально настроя; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей).Вход под музыку знакомство с героями, приветствие гостей.

Мотивационный этап (погружение в тему занятия).: появление сказочных героев, построение проблемной ситуации ( спор главных героев).

Практический этап (задания на развитие фонематического  слуха и восприятия, ):обогащение словарного запаса, построение связного речевого высказывания и рассказа)

В этом этапе  было использовано много игр.Для развития фонем атического восприятия и слуха были проведены игры : «Дорисуй букву», «Собери слово», «Назови слово».Обогащения словарного запаса «Живое- неживое», «Найди пару», «Скажи наоборот», «Отгадайка», «Исправь ошибку». Для построение В основной части была проведена работа с использованием пиктограмм. Составление описательного рассказа по алгоритму. В середине занятия была включена подвижная игра «Прогулка» активизации предикативного словаря и снятия напряжения и усталости .

Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия): детям дается сложно этап рефлексии, нужна помощь стимулирующая, направляющая.

 На занятии была создана позитивная,  доброжелательная, рабочая   атмосфера. Для профилактики утомления были использованы смены видов деятельности. Для отработки и закрепления были использовано много игр. Дети проявляли интерес, были достаточно раскрепощены. Есть моменты отвлечения внимания. Дети хорошо работали в течении всего занятия, были допущены небольшие ошибки. Над которыми мы поработаем на следующих занятиях.

 В целом, проведенное занятие отвечало поставленным целям и задачам.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги».

Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в старшей группе «В гостях у Бабы-Яги»....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. (с использованием ИКТ) «В гостях у сказки».

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей, которое поддерживалось на протяжении всего занят...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "В гостях у сказки"

Цели: коррекционно-образовательная: — обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту; коррекционно-развивающие: —развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание; —актив...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц на тему «В гости к Лесовичку» в средней группе

Способствовать развитию связной речи детей через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц....

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Коррекционно-образовательные задачи. Актуализация словаря по теме "Сказочные герои". Формирование целостного впечатления об изображённом на серии картинок. Совершенствование навыка составлен...