«Кабинет учителя - логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО»
статья по логопедии на тему
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно – пространственной среде кабинета учителя – логопеда определенный требований. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно –развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kabinet_uchitelya_logopeda_v_detskom_sadu_trebovaniya_fgos_do.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Орлова В.А., учитель - логопед
ГБДОУ детский сад №53 компенсирующего вида
Калининского района, г.Санкт- Петербурга
Статья на тему: «Кабинет учителя - логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно – пространственной среде кабинета учителя – логопеда определенный требований. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно –развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную коррекционо-развивающую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию речи детей, соответствовала возрасту и была ориентирована на «зону ближайшего развития».
Всё пространство кабинета разделено на центры, в соответствии с основными направлениями коррекционной работы.
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой
логопедической работы.
При создании коррекционно – развивающей среды логопедического кабинета необходимо учитывать следующие принципы:
Доступность: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;
системность: весь материал систематизирован по центрам; каждому центру отведено отдельное место;
интеграция: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;
учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.
мобильность: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;
вариативность: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) ;
эстетичность: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;
По оснащению и применению кабинет разделен на центры:
- индивидуальной работы;
- учебный;
- сенсомоторный;
- хранения наглядно-дидактических пособий и документации;
- рабочее место логопеда;
Центр индивидуальной работы
Находится в наиболее освещенном месте, свет слева. Оборудован дидактическим столом с встроенным зеркалом с дополнительной подсветкой. В закрытых контейнерах хранятся инструментарии для постановки звуков (зонды логопедические и массажные, шпатели, спиртовые салфетки, перчатки и т.п.). В центре индивидуальной работы находится дидактическое пособие «Будильник правильной речи» – логопедический тренажер по автоматизации звуков. Он мобилен, эстетически оформлен, многовариантен.
Учебный центр
Здесь расположены: напольная магнитная доска с магнитными буквами азбуки; настенная электронная игра «Говорящая азбука»; стол и стулья; дидактическое настенное пособие «В мире звуков и букв» для изучения звуков, звукового анализа и синтеза; переносной напольный стенд «Колобок»; игра «Чудесный мешочек»…
В учебном центре находится дидактическое настенное пособие «В стране звуков и букв»
Отправляйтесь вместе с детьми в необыкновенное путешествие В СТРАНУ БУКВ И ЗВУКОВ! Все улицы и дома здесь разноцветные. Вот красная улица, на ней живут ГЛАСНЫЕ. А вот район СОГЛАСНЫХ. В синих домиках здесь проживают ТВЕРДЫЕ согласные, в зеленых – МЯГКИЕ. В синих домиках с зелеными окошками и балкончиками – согласные, которые могут быть и ТВЕРДЫМИ и МЯГКИМИ. Под желтыми крышами – ЗВОНКИЕ согласные, под зелеными – ГЛУХИЕ. А в белых домиках буквы, которые НЕ ОБОЗНАЧАЮТ ЗВУКА.
Многофункциональный шнуровой повседневный напольный переносной рабочий стенд «Знайка»
Универсальный рабочий стенд устанавливается в непосредственной близости с детьми. Картинки, плакаты, фигуры закрепляются на шнурах с помощью зажимов. В I половине дня стенд находится в кабинете логопеда, во II половине дня – в группе, где дети с воспитателями закрепляют лексический материал (и не только), а в вечернее время – выставляется в приемной комнате в информационной зоне для родителей, чтобы дети еще раз закрепили материал, рассказали и показали родителям, чем они сегодня занимались. А утром логопед снова переносит стенд в кабинет. Вес 2 кг. Очень легкий для переноски.
Сенсомоторный центр
Находится в доступном для детей месте и содержит материал для самостоятельных игр на развитие мелкой моторики, дыхания, лексико-грамматического строя (мозаики, шнуровки, пазлы, кубики, пирамидки, прищепки, вертушки, настольно-печатные игры).
Центр хранения наглядно-дидактических пособий и документации
Находится на верхних полках. Весь материал систематизирован по разделам, пособия пронумерованы по темам: звукопроизношение, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи, обучение грамоте.
Имеются картотеки по всем разделам. Имеется достаточное количество специальной литературы по всем речевым нарушениям; различные сборники с речевым материалом; нормативные документы (программы для обучения детей с разными речевыми недостатками).
Дидактические пособия, созданные руками логопеда:
- кукла «Бабушка-загадушка» - хозяйка кабинета с корзинкой для сюрпризов;
- «Азбука в картинках»;
- дидактическая игра «Где Кощей прячет свое бессмертие?»;
- дидактическая игра «Кто за кем?»;
- дидактическая игра «Кто на ком?»;
- картотека картин к «трудным» звукам.
- картотека картин для логопедического тренажера по автоматизации звуков «Будильник правильной речи».
Пособия мобильны, многофункциональны, отвечают возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Рабочее место учителя-логопеда
Оборудовано столом, выдвижной тумбочкой на колесиках, стулом.
Документация логопеда и паспорт логопедического кабинета хранятся в шкафу рядом с рабочим местом.
Имеются ТСО: компьютер, сканер, принтер, ноутбук.
В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся Центры логопедического кабинета постоянно меняются, пополняются и обновляются в течении учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
Паспорт кабинета учителя-логопеда МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 "Ручеек"
Логопедический кабинет – это творческая мастерская. Назначение этого кабинета:создание рациональных условий для развития дошкольников с речевыми нарушениями. Главное правило логопедического кабин...
Выступление на совместном совещании педагогов школы и детского сада «Требования ФГОС к результатам освоения Основной образовательной программы ДО»
«Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы ДО»...
В помощь аттестуемым. Работа с родителями учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В помощь аттестуемым. Работа с родителями учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
«Нормативно-правовая документация в коррекционной работе учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС ДОО»
laquo;Нормативно-правовая документация в коррекционной работе учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС ДОО»...
Кабинет педагога – психолога в детском саду: требования ФГОС ДО
Организация кабинета педагога-психолога ДОУ, когда выделено одно помещение для осуществления деятельности специалиста....
Кабинет педагога-психолога в детском саду: требования ФГОС ДО
Целью функционирования кабинета педагога-психолога в ДОУ является обеспечение психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса....